- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики в 1 классе по теме: Части фигур
Урок математики в 1 классе по теме: Части фигур
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Русина М.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приложение № 1
Предмет: математика
Тип урока: открытие нового знания
Учебник: Математика 1 класс, часть 2, Л.Г. Петерсон, изд. Ювента
Тема урока: Части фигур.
Цели:
-
сформировать у детей представление о разбивке фигур на части;
-
учить устанавливать взаимосвязи между целой фигурой и ее частями с помощью символов;
-
закрепить знание состава числа 9;
-
развивать вычислительный навык, внимание, память, логическое мышление, творческие способности;
Оборудование: цифры на магнитах, числовой ряд (1-10), образцы геометрических фигур, раздаточные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, конверт с геометрическими фигурами на каждого ученика, карточки для составления четверки выражения для каждого ученика, карточки для с/р и эталон для самопроверки, образец Д/з.
Ход урока
№
Название этапа, цель
Деятельность учителя
Деятельность детей
1.
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- мотивировать уч-ся у учебной деятельности;
- определить содержательные рамки урока.
Скажи-ка мне, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ножницы, пенал, смекалка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Какие учебные принадлежности нам сегодня понадобятся на уроке математики?
- А какими вы сегодня хотите быть на уроке?
(Какие качества нам потребуются?
- Ножницы, пенал: ручка, карандаш…
- Внимательными, послушными, умными, собранными….
2.
Актуализация знаний
Цель:
А) закрепить знание состава числа 9; развивать вычислительный навык;
Б) актуализировать имеющиеся знания детей о взаимосвязи между целым и его частями, о геометрических фигурах
А) Устный счет - задачи в стихах
Ответы фиксируются на доске магнитными цифрами
В одном кармане 1 каштан,
В другом кармане их 5.
Прошу вас, дети, каштаны эти посчитать.
В двух автобусах сидят
9 маленьких ребят.
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?
Взял 9 вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
4 вишни дал он Вите,
А остальные все - Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Сосчитайте и скажите.
В шкафу стояло 9 чашек.
1 из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам.
Все ли здесь цыплятки-детки,
Надо сосчитать наседке:
6 - на грядках, 3 - во ржи.
Сколько их всего, скажи?
- Расположите ответы в порядке увеличения. Прочитайте.
- Какие числа предшествуют числу 5?
- Добавим их в числовой ряд.
- Посчитайте от 9 до 4, от 3 до 10, от 10 до 1 и т.д.
Б) Нахождение неизвестной части по отрезку
В кружку сорвала Марина
9 ягодок малины.
3 дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?
9
-
?
- Сколько было ягод?
- Сколько отдала Марина подружке ягод?
- Как это показать на схеме?
- Мы знаем, сколько ягод стало в кружке?
- Что неизвестно: часть или целое?
- Как найти неизвестную часть?
- Какая фигура является целым?
1+5=6
9-2=7
9-4=5
9-1=8
6+3=9
На доске ответы: 6 7 5 8 9
5 6 7 8 9
1 2 3 4
9-3=6
- 9
- 3
- На схеме определяется место известных чисел
- Нет
- Часть
- Надо из целого вычесть известную часть?
- Отрезок
3.
Проблемное объяснение нового содержания
Цель:
А) зафиксировать отличительное свойство предложенного задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
Б) сформулировать тему и цель урока;
В) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;
А) Постановка проблемы
- Какие еще геометрические фигуры вы знаете?
- Можно ли названные фигуры также, как отрезок разделить на части?
Б) Формулировка темы и цели урока
- Чему будем учиться на уроке?
- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
ФИЗМИНУТКА
В) Открытие нового знания
Практическая работа 1
- Какая геометрическая фигура лежит у вас на партах?
- Попробуйте сейчас разделить фигуру на части?
- У кого получилось?
- Какими способами вы это делали?
- Сколько частей у вас получилось?
Практическая работа 2
- На парте у вас конверт. Достаньте из него фигуры.
- Какие это фигуры?
1 2
- На сколько частей разделен 1 квадрат?
- Какого они цвета?
- Разрежьте его на части по цвету.
- Сколько частей получилось?
- Какие это фигуры?
- Была 1 фигура, попробуйте из частей составить 2 маленькие фигуры.
Практическая работа 3
- Возьмите 2 квадрат. На сколько частей он разделен?
- Какого они цвета?
- Разрежьте его на части по цвету.
- Сколько частей получилось?
- Какие это фигуры?
- Составьте из них любую другую фигуру.
Г) Составление четверки примеров
- Давайте теперь составим четверку выражений по данной фигуре.
- Назовем части фигур - треугольники. Подпишем букву на фигуре.
- Какой геометрической фигурой является целое?
- Назовем его.
- Как найти целое? Составьте выражение. Выделяем целое, подчеркиваем части.
- Как по-другому можно найти целое?
- Каким правилом мы воспользовались?
- Что мы сейчас находили?
- А как найти неизвестную часть?
- Как найти другую неизвестную часть?
Итог практической работы:
- Какую работу вы сейчас выполняли?
ФИЗМИНУТКА
- Дети называют фигуры - образцы на доске
- Нет/Да - фиксация слов на доске
- Делить фигуры на части
- Части фигур
- Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
- Дети выполняют практическую работу, кто как понял
- Сгибанием, разрезанием…
- Квадраты
- на 4
- Красного и желтого.
- 4
- Треугольники
- на 2
- Синие и зеленые.
- 2
- Треугольники
Дети работают на заготовленных листочках.
- Синий - С, зеленый - З.
- Квадратом.
- К
- С+З=К
- З+С=К
- От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Целое.
- Из целого вычитаем другую часть.
К-С=З
К-З=С
- Делили фигуры на части, составляли по ним четверку выражений.
4.
Первичное закрепление
с самоконтролем и проверкой по образцу
Цель:
А) зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
В) проверить на основе сопоставления с образцом свое умение устанавливать взаимосвязи между целой фигурой и ее частями с помощью символов.
№3 стр. 26 учебника - на карточках по вариантам.
- Кто справился без ошибок?
- Кто допустил ошибки? Какие?
- Понял ли ты, где был не прав?
2 ученика (сильные) работают у доски с обратной стороны - затем все остальные проверяется правильность выполнения работы.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
А) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
Б) оценить собственную деятельность на уроке;
В) оценить учебную деятельность класса;
Г) зафиксировать неразрешенные трудности как направления будущей учебной деятельности;
Д) обсудить Д/з.
- Что узнали нового на уроке?
- Так можно ли делить геометрические фигуры на части?
- Кто оказался прав в начале урока?
- Что особенно понравилось?
- Какие были трудности?
- Удалось ли вам быть такими, какими вы хотели быть в начале урока: внимательными, послушными,…..
- Оцените, насколько вы поработали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Обоснуйте оценку.
- Как вы думаете, ребята, в жизни, где может пригодиться умение делить фигуры на части?
Творческое домашнее задание:
- Составить аппликацию, используя части геометрических фигур.
- ……
- Да
- …..
- ….
- ……….
- Учитель показывает образец.