Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе.

Плешаков. А.А. Окружающий мир. Учебник.4класс. В 2ч. -М: Просвещение, 2015


Полугодие

четверть

п/п

Наименование раздела и тем

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности ученика

Земля и человечество (9ч)

1пол.

1чет.

1

Мир глазами астронома.

1.09


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить.
  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения.
  • Рассказывать о мире с точки зрения астронома, работать в паре : изучать по схеме строение Солнечной системы, моделировать Солнечной системы.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке.

2 Планеты Солнечной системы.

4.09


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Характеризовать планеты Солнечной системы, различать их спутники.
  • Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.
  • Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.
  • Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля.
  • Работать с дополнительной литературой.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3 Звёздное небо - великая книга Природы.

8.09


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: изучать по учебнику правило наблюдения звёздного неба, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.
  • Моделировать изучаемые созвездия.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

11.09


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Сравнивать глобус и карту полушарий, обсуждать их значение в жизни человечества.
  • Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5

Мир глазами историка.

15.09


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.
  • Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6

Когда и где? История - путешествие в глубь времён.

18.09


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Определять по «ленте времени» век, в котором происходили исторические события.
  • Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7 Мир глазами эколога.

22.09


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.
  • Рассказывать о мире с точки зрения эколога.
  • Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
  • Находить в Интернете информацию по экологическим проблемам, готовить сообщение.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8 Сокровища Земли под охраной человечества

25.09


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.
  • Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.
  • Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9 Контрольная работа№1 по теме «Земля и человечество»

29.09


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.
  • Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.
  • Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Природа России (10 ч)

10 Равнины и горы России.

Работа над ошибками

2.10


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.
  • Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11 Моря, озёра и реки России

6.10


  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.
  • Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте, характеризовать особенности водных объектов.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12

Природные зоны России.

9.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13

Зона арктических пустынь.

13.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами.
  • Характеризовать зону арктических пустынь по плану.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

14

Тундра. Природа тундры.

16.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами.
  • Работать в паре: рассматривать и выявлять черты приспособления растений тундры к условиям жизни, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, моделировать цепи питания.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15

Леса России. Лес и человек.

20.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.
  • Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета и готовить сообщения.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16

Лес и человек.

23.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.
  • Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета и готовить сообщения.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

17

Зона степей.

27.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.
  • Обсуждать экологические проблемы зоны степей, предлагать меры по их охране.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета и готовить сообщения.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

18 Пустыни.

30.10


  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.
  • Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.
  • Работать в паре: рассказывать об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.
  • Извлекать информацию из дополнительной литературы и Интернета и готовить сообщения.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

19

У Чёрного моря.

10.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.
  • Работать в паре: знакомиться с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


20 Контрольная работа по теме «По природным зонам России»

13.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России, находить свой регион, рассказывать о родном крае.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Родной край-часть большой страны (15 ч)

21

Наш край.

17.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию.
  • Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом, о наличии оврагов и истории их возникновения.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

22

Поверхность нашего края.

20.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона, моделировать значение водных богатств в жизни людей.
  • Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

23

Водоёмы нашего края.

24.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, готовить сообщение и представлять его классу.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

24

Наши подземные богатства.

27.11


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона, об охране почв в регионе.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

25

Земля - кормилица.

1.12


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: определять растения смешанного леса в гербарии, выявлять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26

Жизнь леса. Лес - природное сообщество.

4.12


  • Наблюдать объекты и явления природы.
  • Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
  • Фиксировать результаты наблюдений.
  • Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

27

Экскурсия в зимний лес.

8.12


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: описывать луг, определять растения луга в гербарии, выявлять экологические связи на лугу.
  • Моделировать цепи питания на лугу, приводить примеры нарушения экологических связей по вине человека.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28

Жизнь луга. Луг - природное сообщество.

11.12


  • Наблюдать объекты и явления природы.
  • Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
  • Фиксировать результаты наблюдений.
  • Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

29

Экскурсия в городской парк.

15.12


  • Наблюдать объекты и явления природы.
  • Определять природные объекты с помощью атласа-определителя.
  • Фиксировать результаты наблюдений.
  • Сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

30

Жизнь в пресных водах.

18.12


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать в паре: описывать водоём по фотографии, выявлять экологические связи в пресном водоёме, моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

31

Природное сообщество -водоём Экскурсия.

22.12


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.
  • Практическая работа: определять с помощью иллюстраций полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.
  • Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

32

Растениеводство в нашем крае.

25.12


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.
  • Работа в группе: знакомиться по учебнику и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения.
  • Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33

Животноводство в нашем крае.

12.01


  • Выполнять тесты с выбором ответа.
  • Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.
  • Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов по выбору.

15.01


  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
  • Обсуждать выступления учащихся.
  • Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


35

Начало истории человечества.

19.01


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во второй части учебника, выбирать проекты для выполнения.
  • Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.
  • Анализировать иллюстрации учебника.
  • Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36

Мир древности: далёкий и близкий.

22.01


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира.
  • Извлекать информацию из учебника, готовить сообщения и презентовать их в классе.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

37

Средние века: время рыцарей и замков.

26.01


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья.
  • Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья.
  • Сопоставлять мировые религии, понимать важность изобретения книгопечатания.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

29.01


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени.
  • Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.
  • Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.
  • Извлекать информацию из учебника, готовить сообщения и презентовать их в классе.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

2.02


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Определять по «ленте времени» начало Новейшего времени.
  • Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Извлекать информацию из учебника, готовить сообщения и презентовать их в классе.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40

Жизнь древних славян.

5.02


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Анализировать карту расселения племён древних славян.
  • Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.
  • Составлять план рассказа на материале учебника.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41

Во времена Древней Руси

9.02


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11 веках.
  • Характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси.
  • Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42

Страна городов.

12.02


  • Понимать учебные задачи при изучении материала раздела.
  • Работа в группах: анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, готовить сообщения, презентации.
  • Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.
  • Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

16.02


  • Понимать учебные задачи при изучении материала раздела.
  • Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.
  • Выявлять роль летописей для изучения истории России.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

44

Трудные времена на Русской земле.

19.02


  • Понимать учебные задачи при изучении материала раздела.
  • Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.
  • Высказывать своё отношение к личности Александра Невского.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45

Русь расправляет крылья.

26.02


  • Понимать учебные задачи при изучении материала раздела.
  • Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.
  • Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

46

Куликовская битва.

1.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.
  • Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.
  • Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47

Иван Третий

4.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.
  • Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества». Мастера печатных дел.

11.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.
  • Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49

Патриоты России.

15.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.
  • Осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

50

Пётр Великий.

16.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Рассказывать о реформах Петра I, извлекать информацию о нём из дополнительной литературы и Интернета.
  • Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим, высказывать своё отношение к личности Петра Великого.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

18.03


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове.
  • Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры.
  • Извлекать информацию о нём из дополнительной литературы и Интернета.
  • Высказывать своё отношение к личности М.В. Ломоносова.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

52

Екатерина Великая.

1.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Обсуждать, заслуженно ли Екатерина II стала называться Великой.
  • Описывать достопримечательности Петербурга.
  • Прослеживать по карте рост территории государства.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

53


Отечественная война 1812 года.

5.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении.
  • Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.
  • Обсуждать, почему воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

54

Страницы истории XIX века.

8.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.
  • Сопоставлять исторические источники.
  • Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 9 веке в регионе.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

55

Россия вступает в XX век.

12.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.
  • Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

56

Страницы истории 1920-1930 -х годов.

15.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.
  • Сравнивать гербы России и СССР, знакомиться с символикой герба СССР.
  • Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

57

Великая война и великая победа.

19.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
  • Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
  • Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

58

Страна, открывшая путь в космос. Итоговая комплексная работа.

20.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.
  • Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
  • Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.
  • Прослушивать в записи песни времён войны.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

59

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»

22.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.
  • Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



60

Основной закон России и права. Работа над ошибками

26.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.
  • Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.
  • Готовить проекты «Декларации прав».
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

61

Мы граждане России.

29.04


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.
  • Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства.
  • Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

62

Славные символы России.

3.05


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.
  • Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы.
  • Выучить текст гимна России, знать правила его исполнения.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63

Такие разные праздники.

6.05


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.
  • Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64

Путешествие по России. Регионы и города России.

10.05


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
  • Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России.
  • Готовить сообщения о регионах, городах народах России, знаменитых соотечественниках.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

65

Путешествие по России. Народы России. Особенности их традиционной культуры.

13.05


  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
  • Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России.
  • Готовить сообщения о регионах, городах народах России, знаменитых соотечественниках.
  • Работать с терминологическим словариком.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

66

Контрольная работа №4 по теме « Современная Россия»

17.05


- Выполнять тестовые задания учебника;

  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

67

Презентация проектов по выбору. Работа над ошибками

20.05


  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступление учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся

68

Презентация проектов по выбору.

24.05



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


№ п/п

Часы учебного времени

Часы учебного времени

1

«Земля и человечество»

9 ч

2

«Природа России»

10 ч

3

«Родной край - часть большой страны»

15 ч

4

«Страницы Всемирной истории»

5 ч

5

«Страницы истории России»

20 ч

6 «Современная Россия»

9 ч


ИТОГО:

68 ч






ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контрольные работы - 4


Вид и тема контроля

Дата

Примечание 1 Контрольная работа №1 по теме « Земля и человечество».

Приложение 1 2 Контрольная работа №2 по теме «По природным зонам России»

Приложение 2


3

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»

Приложение 3 4

Контрольная работа №4 по теме « Современная Россия»

Приложение 4 5

Комплексная итоговая работа

О.Б. Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» 4 класс


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1
Контрольная работа №1 по теме « Земля и человечество».

  1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется

а) экология; б) география; в) астрономия г) история

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...

а) Юрий Гагарин; б) Нил Армстронг; в) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости на­зывается ...

а) глобус; б) географическая карта.

4. Самые яркие звезды имеют ………… цвет

а) красный; б) желтый; в) голубой; г) белый

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется ...

а) полярный; б) тропический; в) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся ...

а) в архивах; б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в Рос­сии. Какой это век?

а) XVII век; б) XVIII век; в) XIX век; г) XX век.

8. «Легкими нашей планеты» называют ... -

а) хвойные леса; б) тропические леса; в) широколиственные леса.

9.Эмблему «Большая панда» имеет ...

а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.

10.Исторический центр Санкт-Петербурга - это ...

а) природное наследие России; б) культурное наследие России

Приложение №2 Контрольная работа №2 по теме «По природным зонам России»

1. Природная зона арктических пустынь расположена ...

а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория зоны ...

а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились ...

а) суровые условия, б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут ...

а) кедры, березы, черемуха; б) лишайники, мхи, полярные маки,

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...

а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи,

6. Тундра расположена ...

а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах.

7. В тундре...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по про­должительности;

б) длинная суровая зима и жаркое лето;

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

8. Главное занятие коренного населения тундры - ...

а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

9. Самую большую территорию занимают ...

а) смешанные леса; б) хвойные леса; в) широколиственные леса.

10. Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

11. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

12. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

13. Для растений степи характерны:...

а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли




Приложение №3

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»

Ученика___ 4 класса ________________________________________

Вариант 1
А 1. Укажи неверное утверждение.

1} Самой длительной эпохой в истории развития человечества явля-
ется первобытная история.

2} К концу первобытной истории люди научились строить дома, из-

готавливать посуду и одежду.

З} Первобыгные люди умели разговаривать и писали иероглифами.
4} В первобытную эпоху уже существовало искусство.

А2. Какого государства в эпоху Древнего мира не существовало?

1} Древнего Египта З} Древней Греции

2} Древнего Рима 4} Древней Руси

АЗ. Какую эпоху называют временем рыцарей?

1} первобытную эпоху З} Средние века

2} эпоху Древнего мира 4} Новое время

А4. Какой мореплаватель открыл Америку?

1} Ф. Магеллан

2} м.п. Лазарев

З} Х. Колумб

4} Ф.Ф. Беллинсгаузен

А5. Какое событие не относится к Новейшему времени?
1} покорение Южного полюса

2} изобретение телеграфа

З} начало освоения космоса

4} Вторая мировая война

Аб. Назови столицу Древней Руси.

1} Киев З} Москва

2} Новгород 4} Константинополь

А7. Кто вошёл в историю как креститель Руси?

1} князь Владимир З} Александр Невский

2} Ярослав Мудрый 4} Пётр Великий

А8. Какой князь в 1242 году разбил немецких рыцарей-крестоносцев?

1} Олег З} Ярослав

2} Владимир 4} Александр

А9. Кто создал первую в Москве типографию?

1} Кирилл и Мефодий

2) Иван Калита
3) Иван Фёдоров

4) летописец Нестор

А 10. Кто в начале XVII века встал во главе народного ополчения, соз-
данного для борьбы с польскими захватчиками?

1) Кузьма Минин 3) Иван Фёдоров

2) Александр Невский 4) Дмитрий Пожарский

В1. Какой город возник в эпоху Средневековья?

1) Москва 3) Санкт-Петербург

2) Афины 4) Рим

В2. Что такое Золотая Орда?

1) город в Древней Руси

2) государство монголо-татар
3) войско в Древней Руси

4) одно из племён древних славян

ВЗ. При каком правителе Русь окончательно избавилась от ордынской
зависимости?

1) при Дмитрии Донском 3) при Иване Калите

2) при Иване Третьем 4) при Ярославе Мудром

В4. Какому событию посвящён праздник День народного единства
(4 ноября)?

1) освобождению от польских захватчиков
2) освобождению от ордынской зависимости
3) победе над шведскими захватчиками

4) победе над немецкими рыцарями-крестоносцами

С1. Почему Пётр Первый получил прозвище Великий?
1) он ввёл новый календарь

2) он был провозглашён императором
3) он «открыл окно» В Европу

4) он много сделал для образования и просвещения в России

С2. Какие сооружения появились в эпоху Древнего мира?

1) Луксор 3) египетские пирамиды

2) Парфенон 4) Софийский собор

СЗ. Что было изобретено в эпоху Нового времени?

1) книгопечатание 3) пароход

2) паровоз 4) телеграф

Приложение №4

Контрольная работа №3по теме «Страницы истории Отечества»

Учении___ 4 класса ________________________________________

Вариант 2

А 1. Как общались первобытные люди?

1) при помощи криков, жестов и гримас
2) разговаривали на особом языке

3) писали иероглифами

4) они не общались между собой

А2. Какой город появился в эпоху Древнего мира?

1) Париж 3) Москва

2) Афины 4) Берлин

АЗ. Как называется эпоха, которая длилась с конца V до конца XV века?

1) Древний мир 3) Новое время

2) Средневековье 4) Новейшее время

А4. Какое достижение принадлежит Руалу Амундсену?
1) открыл Америку

2) открыл Антарктиду

3) совершил первую кругосветную экспедицию
4) покорил Южный полюс

А5. Что было изобретено в эпоху Средневековья?

1) книгопечатание 3) паровоз

2) радио 4) аспирин

Аб. Укажи неверное утверждение.

1) Верования древних славян были связаны с природой.

2) Древние славяне занимались охотой, рыболовством, собирали

мёд диких пчёл, разводили огороды.

3) Древние славяне вели кочевую жизнь.
4) Древние славяне жили племенами.

А7. Почему в Москве поставили памятник византийским монахам Ки-
рилу и Мефодию?

1) они создали славянскую азбуку

2) они первыми на Руси приняли крещение
3) они написали «Повесть временных лет»
4) они построили первый храм на Руси

А8. Каким русским городом управляли посадники?

1) Москвой 3) Рязанью

2) Киевом 4) Великим Новгородом

А9. Кому принадлежит заслуга создания русского флота?

1) Петру Первому 3) Александру Второму

2) Екатерине Второй 4) Николаю Второму

А 10. При каком русском князе Московское княжество стало самым
сильным на Руси?

1) при Иване Третьем 3) при Ярославе Мудром

2) при Иване Калите 4) при Дмитрии Донском

В1. К какой эпохе относится возникновение Москвы?

1) к Древнему миру

2) к Средневековью

3) к Новому времени

4) к Новейшему времени

В2. Как называлось государство, которому Русь до 1480 года выпла-
чивала дань?

1) Рыцарский Орден 3) Золотая Орда

2) Монголия 4) Византия

ВЗ. На печати какого русского правителя впервые появился двуглавый
орёл?

1) Ярослава Мудрого 3) Ивана Третьего

2) Ивана Калиты 4) Ивана Грозного

В4. Какой памятник был поставлен на Красной площади спустя два века
после освобождения России от польских захватчиков?

1) Петру Первому 3) Минину и Пожарскому

2) Дмитрию Донскому 4) Александру Невскому

С1. Какие события относятся ко времени правления Екатерины Второй?
1) открытие Воспитательного дома для сирот

2) взятие крепости Измаил

3) строительство Зимнего дворца в Петербурге
4) отмена крепостного права

С2. Какие сооружения возникли в эпоху Средневековья?
1) рыцарские замки

2) мусульманские мечети
3) египетские пирамиды
4) христианские соборы

СЗ. Назови главные задачи, стоящие перед современным обществом.

1) изобретение оружия 3) преодоление бедности

2) охрана природы 4) борьба с терроризмом

Приложение №5

Контрольная работа №4 по теме « Современная Россия»

Ученика___ 4 класса ________________________________________

Вариант 1.
А 1. Укажи другое название России

1) Российская империя 3) Российская Федерация

2) Российская республика 4)Российская страна

А2. До какого возраста гражданин страны считается ребёнком?

1) до 1 года 3) до 18 лет

2) до 14 лет 4) до 21 года

АЗ. Как переводится с латинского слово «конституция»?

1) союз 3)устройство

2) соглашение 4) заявление

А4. Что согласно конституции является нашей главной ценностью?

1) законы

2) права человека

3) бюджет

4) армия

А5. С каким событием связана дата 22 июня 1941 года?
1) с началом Второй мировой войны

2) с началом Великой Отечественной войны
3) с началом Гражданской войны в России
4) с распадом Советского Союза

А6. В каком году человек впервые побывал в космосе?

1) в 1945 3) в 1961

2) в 1957 4) в 1991

А7. Что такое Конституция?

1) Основной закон нашей страны
2) другое название нашей страны
3) устройство нашей страны

4) объединение народов нашей страны

А8. Что не относится к обязанностям гражданина?
1) исполнение законов государства

2) свободный выбор работы

3) забота о сохранении природы
4) забота о своем ребенке

А9. Укажи государственный праздник Российской Федерации.

1) Пасха 3) Масленица

2) День милиции 4) День России

А 10. На гербе какого русского города изображён лев в короне с длин-
ным серебряным крестом в лапе?
1) Суздаля 3) Смоленска

2) Тулы 4) Владимира

В 1. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?

1) в 1922 году

2) в 1945 году

3) в 1948 году

4) в 1991 году

В2. Чем занимается Государственная Дума?

1) исполняет законы 3) одобряет или отклоняет законы

2) принимает законы 4) подписывает законы

вз. Какое право появляется у гражданина с 18 лет?
1) на участие в управлении делами государства

2) на труд

3) на отдых

4) на личную и семейную тайну

В4. Какой праздник отмечается в России 12 декабря?
1) День России

2) День защитника Отечества
3) День народного единства
4) День Конституции

С1. Какие утверждения верны:

1) Гражданин имеет право на защиту государства

2) Человек не имеет прав

3) Гражданин имеет право на управление страной

4) До 18 лет человек не является гражданином страны

С2. Укажи народные праздники

Масленица

День Ивана Купалы

День студента

День России

С3. Какие города находятся в России?

1) Рига 3) Воронеж

2) Архангельск 4) Иркутск

Контрольная работа №6 по теме «Современная Россия»

Учении___ 4 класса ________________________________________

Вариант 2

А 1. Как называется основной закон нашей страны?

1) Конституция 3) Федерация

2) Декларация 4) Постановление

А2. Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остается без родителей?

1) родственники

2) соседи

3) учителя

4) государство

АЗ. Что относится к правам гражданина7
1) защита чести и доброго имени

2) сохранение природы

3) исполнение законов государства

4) забота о своём ребёнке

А4. Что не относится к Государственным символам России?

государственный танец

государственный герб

государственный гимн

государственный флаг

А5. Назови дату окончания Великой Отечественной войны.
1) 9 мая 1941 года

2) 22 июня 1941 года

3) 9 мая 1945 года

4) 22 июня 1945 года

А6. Когда отмечается День флага российской Федерации?

1) 12 июня 3) 12 декабря

2) 23 февраля 4) 22 августа

А7. Как называется документ, в котором говорится о правах человека?
1) Конвенция о правах человека

2) Конституция прав человека

3) Всеобщая декларация прав человека

4) Закон Российской Федерации о правах человека

А8. Что не относится к правам гражданина?

1)свободный выбор профессии

2) защита своей чести

3) забота о своём ребёнке

4) участие в управлении государством

А9. Каким праздником является Пасха?

1) государственным 3) семейным

2) религиозным 4) профессиональным

А 10. На гербе какого русского города изображен сокол в великокня-
жеской короне?
1) Владимира 3) Рязани
2) Твери 4) Суздаля

В1. Как переводится с немецкого слово «герб»

символ

наследство

устройство

объединение

В2. Кто написал слова гимна России?

1) С А Есенин 3) С. В. Михалков

2) А. С. Пушкин 4) С. Я. Маршак

ВЗ. Кто в нашей стране принимает законы?

1) президент 3) Совет Федерации

2) Государственная Дума 4) народ

В4. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?

1) День Конституции 3) День космонавтики

2) День знаний 4) День России

С 1. Какой флаг является символом Вооружённых сил ?

1) Государственный флаг 3) флаг с изображением всадника

2) Красное знамя Победы 4) Андреевский флаг

С2. Какие обязанности имеет гражданин России?

участвовать в управлении страной

заботится о своём ребёнке

Заботится о сохранении природы

Соблюдать законы своей страны

СЗ. Какие из этих городов являются морскими портами7

Архангельск

Новороссийск

Владивосток

Волгоград


Учебно-методическое обеспечение

Образовательная система «Школа России»

Учебно-методический комплект: Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010 Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Рабочая тетрадь к учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Просвещение, 2010 Плешаков А. А., Га р а Н. Н., Назарова 3. Д. Тесты к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас». Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Вита-Пресс, 2010.





  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Необходимое количество

Имеющееся оборудование

Библиотечный фонд

Учебно- методические комплекты

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.- М: Просвещение, 2011.

Учебники

Плешаков. А.А. Окружающий мир. Учебник.4класс. В 2ч. -М: Просвещение, 2013

Рабочие тетради

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. В2ч. -М :Просвещение. 2013

Детская справочная литература( справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире.

Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс.

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010

1

25

25

25

1

25

1

25

25

25

1

25

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания- магнитные или иные ( природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.).

Портреты выдающихся людей России

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

1

11

1

3

1

2

1

9

0

0

0

0

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

1

1

Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор

Магнитофон.

Видеомагнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийные проектор

Компьютер.

Сканер.

Принтер

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения .

1

1

Учебно- практическое и учебно -лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.) Изучения свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. д.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

5

1

5

5

5

15

1

1

3

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные растения)

1

1

2

10

1

1

2

10

Оборудование класса

Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы ля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

15

1

2

1

0

15

1

2

0

0


© 2010-2022