Классный час на тему: Нижегородская ярмарка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: воспитание патриотического отношения к родному городу.

Задачи:

  1. познавательные - познакомить с историей Нижегородской ярмарки,

  2. воспитательные - воспитание чувства гордости за свой город, воспитание чувства ответственности, дружбы, сотрудничества;

  3. развивающие - развитие внимания, логического мышления, речи, творческих способностей.

Ход занятия


Рассказ воспитателя с презентацией:

Некогда была широко распространена поговорка: «Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний - ее карман». Ребята, как вы думаете, откуда пошло это выражение? Как оно появилось? (ответы детей).

Это выражение вошло в обиход благодаря знаменитой Нижегородской ярмарке, которая являлась крупнейшей в мире. Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века. Здесь находили сбыт товары, производимые в самых отдаленных регионах мира, но основная торговля шла с Китаем, Персией и Средней Азией.

История Нижегородской ярмарки своими корнями уходит в далекий XVII век, когда в 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара она была перенесена в Нижний Новгород. Не случайно, что в течение многих десятилетий ярмарка называлась по имени своей предшественницы Макарьевской.

Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено А.А.Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. Бетанкур, прибыл в Н.Новгород 23 июля 1817 года. Особое внимание Бетанкура привлекло место на стрелке, которое, по его мнению, "соединяет в высочайшей степени все удобности к устроению ярмарки". Выбор архитектурного построения ярмарки полностью зависел от Бетанкура, и он мог поручить выполнение проекта любому архитектору, служившему в комитете строений под его руководством.
Автором проектов зданий ярмарки стал архитектор Монферран, осенью 1816 года приехавший в Россию из Парижа и состоявший в должности начальника чертежной мастерской Комитета строений. С первых лет новой службы Монферран показал себя талантливым архитектором и градостроителем.

15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку.
На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек, в то время как в самом Н.Новгороде проживало около 18 тыс. жителей.

Особый интерес представляли четыре корпуса Китайских рядов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров.

Ежегодно торги проводились с 15 июля по 10 сентября, все остальное время ярмарка пустовала. Весной, после того как сходили паводковые и талые воды, торговые павильоны, амбары, прилавки, полки подновлялись и постепенно заполнялись товарами. Каждому товару предназначался свой особый ряд. Продажа товара сопровождалась громкими призывами - рекламой, как бы сей час сказали. Каждый продавец хвалил свой товар: «С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!». А товар был самый разнообразный: и для простого люда, и для богачей вельмож, - в том числе и невиданный по тем временам, например лимоны. Была в народе поговорка: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, - огурцы!» Знатные люди заводят все больше иноземных новшеств, и все больше приезжают на русские ярмарки иностранные гости - купцы.

В. Итак, товары привезли. Надо приготовить их к продаже, разложить по рядам.
Посмотрите, чем будет торговать каждая группа.

1-я группа: Житный ряд - съестные припасы;

2-я группа: Красный ряд - изделия из ткани и для домашнего обихода;

3-я группа: Иностранный ряд - иностранные (иноземные) товары.

Детям предлагаются карточки (рисунки) с изображениями всех товаров (или сами предметы). Каждая группа выбирает необходимые им предметы и выкладывает у себя на столе.

Примерные ответы групп

1-я группа - рыба, разные овощи, десяток яиц, курица, пряники, баранки, творог, др.

2-я группа - шуба, платок, валенки бочка, корзина, музыкальные инструменты, одеяло, хозяйственный инвентарь, др.

3-я группа - лимон, апельсин, виноград, грецкий орех, лавровый лист, фарфоровые чашка и блюдце, чай, рис, пряности, шелк, зеркало.

На общем столе должны остаться калькулятор, шариковая ручка, кроссовки (рисунок), «Фанта» (рисунок).

В.: - Ярмарка предлагала также много развлечений, недоступных в другое время, - карусели, невиданные чудеса, кукольный спектакль, цирковые представления, забавы.

Физкультминутка: игра «Золотые ворота»

В. - Товары разложены, торговлю можно начинать? Да, но сначала цены надо знать! Перед началом торговли надо установить цены на товары! Копейка начинает царствовать в ХVIII веке, и с ее помощью проводятся все расчеты/

Группы получают карточки-ценники и переводят наименования цен ХIХ века в копейки. Подсказка для выполнения вычислений: алтын - 3 копейки, полушка - 1/4 копейки, гривна - 10 копеек.

Примерные ответы групп

1-я группа:

бочка рыбы 3 руб. 15 алтын = ... коп. (345 коп.);
лимон - 8 полушек = ... коп. (2 коп.);
свеча - 2 алтына = ... коп. (6 коп.).

2-я группа:

сапожки 12 полушек = ... коп. (3 коп.);
сукно (1 аршин) 4 алтына = ... коп. (12 коп.);
ведро масла 8 гривен = ... коп. (80 коп.).

3-я группа:

чай (фунт) - 12 гривен = ... коп. (120 коп.);
сарафан - 2 руб. 4 гривны = ... коп. (240 коп.);
курица - 4 полушки = ... коп. (1 коп.);
жилет - 8 полушек = ... коп. (2 коп.).

В.: - Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Как вы думаете, какие товары могли предложить покупателям продавцы из нижнего Новгорода и Нижегородской области (волости)? (ответы детей).

Промыслы, прославившие наш край на весь мир, существуют давно. Об этих промыслах расскажут ребята (1-я группа - хохломская роспись, 2-я группа - городецкая роспись, 3-я группа - Полхов-майданская роспись)

Ярмарки способствовали укреплению связей между населением, укреплению экономических связей между разными районами и странами; давали возможность при встрече обсудить важные вопросы, обменяться новостями.

© 2010-2022