Технологическая карта урока по литературному чтению на тему К. Д. Ушинский. Наше Отечество

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Название предмета

Литературное чтение (чтение)

Класс

1 «В»

Тема

К. Д. Ушинский. Наше Отечество.

Цель урока

Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;

- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

- развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого.

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

- способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты

Предметные

познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова, близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.

Личностные

ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно-познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».

Метапредметные

регулятивные - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя;

познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные - слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

чтение: работа с информацией: под руководством учителя

- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- работать с толковым словарём;

- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;

- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Технология достижения цели:

деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение.

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Формы работы учащихся

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Образовательные ресурсы

  • «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М.: Просвещение, 2011

  • Конверты с карточками со слогами, и карточками с пословицами для работы в группах;

  • презентация к уроку;

  • компьютер, проектор.

Ход урока

Этап и задачи деятельности на уроке.

Используемый приём

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценка

результата

  1. Организационный

Задачи: формировать оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

1. - Ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними. Хорошо.

2. Снятие эмоционального напряжения.

- У нас сегодня первый открытый урок. Мы все немножко волнуемся.

Повернитесь лицом друг к другу, ПРИКОСНИТЕСЬ своими ладошками к ладошкам соседа И ПОДАРИТЕ чувство уверенности в том, что сегодня у нас ВСЁ получится, ПОДДЕРЖИТЕ друг друга перед началом работы.

- А теперь улыбнитесь и повернитесь ко мне, мы начинаем.

Слайд. 1.

Приветствуют гостей.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

самостоятельность подготовки,

настрой на урок.

Готовность к уроку.

Оценивают

готовность к уроку.

Эмоциональный настрой.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА. Задачи: пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы

Хорошо, мы начинаем урок.

Звучит тихая музыка, ученица рассказывает стихотворение.(Слайд2)

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Стихотворение это не простое, а с «секретом».

Из первых букв каждой строчки составьте слово.

Что получилось? (РОССИЯ)

-Что вы знаете о России? Что узнали на уроках в этом году?

-Какие символы нашего государства вы знаете? Слайд 4

- Назовите столицу нашей Родины. Слайд

- Чем же для нас является Россия? (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

Стенд, который висит у нас, вам подсказывает: «Моя Родина - Россия».

- А как по-другому мы можем назвать Родину, какие ещё слова, близкие по значению, вы знаете?

(Отечество, Отчизна, Россия, Русь)

слайд 5

- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

( Тема урока: «Наше Отечество») Слайд 6.

Определим задачи на урок. слайд 7

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать…

1. Прочитать и обсудить … (рассказ «Наше Отечество») слайд 7

Вы назвали Россию Родиной, Отечеством.

А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…

2. Ответить на вопрос … (есть ли разница между словом Родина и Отечество) слайд 7

А третью задачу я добавлю сама…

3. Порассуждать о том, что такое малая родина, поговорить о её прошлом и настоящем, о символах нашей малой родины. слайд 7

Слушают стихотворение.


Отвечают на вопрос

Высказывают предположения.


Открывают учебники.

Слушают учителя.

Рассматривают портрет, годы жизни, читают краткую информацию о К.Д. Ушинском.

Называют тему урока.


Воспринимают задание.

Под руководством учителя создают зрительный образ понятия Родина (большая и малая).

Определяют границы знания и незнания.



Определяют под руководством учителя тему и цель урока.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

1. Введение в тему.

а) - Как называется рассказ, который мы будем читать?

(«Наше Отечество») слайд 8

- Кто автор этого рассказа?

(К.Д. Ушинский)

- Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)

б) Рассказ об Ушинском.

Константин Дмитриевич Ушинский - известный русский писатель. Мы будем неоднократно читать его рассказы на уроках.

Также он известен как автор школьных учебников «Детский мир» и «Родное слово». слайд 9

Также вы после уроков можете посмотреть книги Константина Дмитриевича Ушинского на нашей выставке и если вам что-то понравится, взять и прочитать.

в) Работа по иллюстрации.

Перед тем, как начать читать этот рассказ, давайте рассмотрим иллюстрацию на стр.86-87

- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

- Кто изображен на иллюстрации слева?

- Как зовут этого всадника? Что он делает? (Слайд № 10)

- Где или на чем вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца?

- ( На флаге Москвы, Победоносец - приносящий победу)

- В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил змея. Летописец. Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события.

- Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.)

- Кстати, что необычного вы заметили в его одежде? (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте? (о России, о её прошлом и настоящем).

2. Первичное восприятие рассказа.

Фонограмма Слайд 12

- Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение?

Ответы детей. (Гордость, любовь к родному краю.)

- Почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество»? (Потому что про Родину, про Отечество, про Россию…)

Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

3. Словарная работа. Слайд 13

Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения (читают орфографически, а затем орфоэпически).

го-су-дар-ство (Что такое государство?)

О-те-чест-во

ис-по-кон ве-ку (Что это выражение означает?)

(с давних времён)

4. Чтение рассказа учащимися.

Чтение «по цепочке» по смысловым частям.

- Сейчас будем читать вслух « по цепочке».

Текст рассказа, ребята, очень трудный, потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтому будем читать по смысловым частям.

Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.

- Все следим.

(читают 5 человек…………………………………………………………………….)

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

5. Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

Ответьте словами текста.

- Почему Россию называют Отечеством? Слайд 9

(Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

- КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

- Почему называют Родиной? Слайд 9

(Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

- А почему матерью? Слайд 9

(А матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой.

Чтобы вам немного помочь, я подскажу 1 слово - вскормила Слайд 10

(Дети ищут, называют…)

Проверим, все ли слова вы нашли…

Открываю остальные: вспоила, выучила, защищает, бережёт.

Физкультминутка


Под музыку «Моя Россия» (клип) учитель показывает движения, характерные для русских народных танцев, дети повторяют эти движения.

К. Ушинский в своём рассказе сравнивает Россию с мамой, и

девочка спела нам о том же.

- Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.) - Может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

Нет. Каждому дорога своя мама.

- А есть ли на Земле другие государства?

(Да, есть другие страны.)

- А может быть у человека 3 Родины или 4?

(Родина у нас одна. В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Найдите подтверждение словам в рассказе.

Читаем последний абзац.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа. (Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

Слайд 18

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? (Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине). Подытожим. - Какой рассказ мы с вами обсуждали? - А теперь еще раз давайте вспомним, как Ушинский называет Россию? (Отечество, Родина, мать)
Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Первую задачу мы выполнили: прочитали и обсудили рассказ. Сейчас поработаем над выполнением второй задачи. Работа в парах. Обсудите: есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравните значение этих слов). Где мы можем найти объяснение значений этих слов? Двое детей работают с толковым словарём Остальные обсуждают. Выслушиваем несколько объяснений, затем слушаем тех, кто работал со словарём. (Родина Отечество - это страна, где человек родился, и гражданином которой является) Вывод: (Разницы в значении слов нет.) (Обратите внимание: эти слова - Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы). Слайд 14

Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению? Дети: синонимы. Дети, посмотрите, что у меня в руках? (Матрёшка.) А что матрёшка символизирует? (Мать, семью.)

Давайте сделаем небольшую зарядку для глазок, а помогут нам в этом матрёшки. Слайд 20

Физкультминутка для глаз.

Электронная физкультминутка «Матрёшки»-30 сек.

(Следим за движением объектов, при мигании - моргаем глазками) Мы с вами уже говорили о символах России, а сегодня подробнее остановимся на символе нашей малой родины.


Россия - огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.

Слайд 21 Городков таких немало.

Мы встречаем там и тут.

То, что в сердце нам запало,

Малой родиной зовут.

-Какой город для нас является малой родиной?

(ДА, Озёры - наша малая родина.)

Кстати, дети, обратите внимание, когда мы говорим о малой родине, то слово родина пишем с маленькой буквы.

Рассказ о гербе.


Отец.

Испокон веку.

Дают полные ответы

Родиной, родились, родным, родное.

Следят по тексту.

Дают ответ.

Подбирают синонимы, обсуждая в парах.

Читают слова.

Следят по тексту.

Государства.

Называют страны.

Высказывают своё мнение.

- Одна.

- С любовью.

- Большая, малая, могучая, красивая, сильная, любимая.

Отечество, одна родина, государство, родной язык.

Выбирают предложение.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации, называют персонажей, обдумывают, обсуждают. Задают вопросы о неизвестных персонажах.


Слушают рассказ учителя и ученика.


Работают впарах. Соединяют части пословиц. Обсуждают, объясняют значение.

- О Родине, о защитниках.

Воспринимают задание по определению способа действия.

Выполняют задание под руководством учителя.


Закрепляют способ действия по анализу текста.


Закрепляют способ действия по анализу текста.


Самостоятельно дополняют зрительный образ понятия Родина.


Воспринимают задание по определению способа действия.

Определяют границы знания и незнания.

Дополняют зрительный образ понятия Родина.

  1. Фаза

рефлексии

Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал, определить направления изученного материала.

Приём:

«Синквейн». Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока.

Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

- Назовите автора и название произведения, с которым мы познакомились. А сейчас самая интересная и сложная работа. Работаем на листочке. Мы составим пятистишие, которое выразит ваше отношение к тому, что вы узнали и прочувствовали на уроке. Будем действовать по памятке.

Пример «синквейн»: Слайд 5 (Приложение 4)

1. Родина.

2. Большая, могучая. (Сильная, красивая, любимая).

3. Кормит, учит, защищает. ( Поит, охраняет).

4. Одна у человека мать - одна у него и Родина. ( Другая посл.)

5. Отечество. (Россия, Русь, матушка)

- Кто хочет прочитать своё пятистишие вслух?

Высказывают своё мнение.

Называют автора и название рассказа.

Высказывают своё мнение.

Под руководством учителя на листочках записывают свой вариант пятистишия (Синквейн).

Читают друг другу в парах.

По желанию зачитывают слух.

Анализируют и осмысливают свои достижения.

Воспринимают задание по определению способа действия.


  1. Самооценка учебной деятельности

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

С помощью листочков берёзы, определите свое настроение и работу на уроке. Если у вас сегодня всё получилось и вам понравился урок, приклейте на берёзу зелёный листочек, если у вас были трудности и вам было неинтересно на уроке, приклейте жёлтый листочек.

А нашим гостям мы бы хотели сказать:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям

Дети приклеивают на доску берёзовые листочки.

По желанию высказывают своё мнение.

Самостоятельно оценивают деятельность на уроке.



© 2010-2022