Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности в 4 «А» классе «Юным умникам и умницам»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова



«Утверждаю»

директор МБОУ Ершовской

средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

_____________________Т.В. Гарькавая

89 августа 2015 год

Приказ № 499 от 28 августа 2015 года

«Согласовано»

зам. директора по ВР

_____________Е.Ю Семина

28 августа 2015 год


«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 21 августа 2015 г.

руководитель

ШМО_____Л.М. Лещенкова



Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности в 4 «А» классе

«Юным умникам и умницам»

Курс РПС (развитие познавательных способностей)

(общеинтеллектуальное направление)

Автор О.А. Холодова



Учитель Агафонова Лариса Александровна, первая квалификационная категория






2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам». Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. Курс включает: в первом классе - 33 занятия, во 2 - 4 классах по 34 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей). Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А. 5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

На занятия по РПС в 4 классе отводится 35 минут.

Рекомендуемая модель занятий такая:

  1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
  2. Разминка (3 минут)
  3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (8 минут)
  4. Гимнастика для глаз (1 минуты)
  5. Логически - поисковые задания (8 минут)
  6. Веселая переменка (2 минуты)
  7. Нестандартные задачи (11 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Основные принципы распределения материала:
  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса «Умники и умницы» Обязательный уровень:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки.
Повышенный уровень:
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные результаты освоения курса «Умники и умницы» Обязательный уровень:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1.000.000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, (сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разнос произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитая (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия, на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и обшей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2-3 действия: на увеличение/уменьшение количества нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение про ведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делите на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение; задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Повышенный уровень:
  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3-4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

Метапредметные результаты освоения курса «Умники и умницыа»

Регулятивные Обязательный уровень:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Повышенный уровень:
  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные Обязательный уровень:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.
Повышенный уровень:
  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные Обязательный уровень:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Повышенный уровень:
  • учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общи план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Учебно-методическое обеспечение


О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. 4 класс. Рабочие тетради в 2 ч. - М., РОСТ.

О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. 4 класс. Методическое пособие для учителя. - М., РОСТ.

Материально-техническое обеспечение

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • числовые веера;

  • календарь демонстрационный;

  • часы демонстрационные;

  • линейка демонстрационная, угольник демонстрационный;

  • наборы линеек и угольников для учащихся;

  • справочники, энциклопедии.

Электронно-программное обеспечение:

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

  • DVD-диски с дидактическими играми по математике;

  • презентации по математике.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, MP3-плееры;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • музыкальный центр;

  • интерактивная доска;

  • магнитная доска;

  • цифровой фотоаппарат;

  • сканер, ксерокс и цветной принтер



№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема Решаемые проблемы

Планируемый результат

(в соответствии с ФГОС)


понятия

предметный результат

УУД

Личностный результат

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? Закономерности, Знать алгоритм работы в группе. Уметь: находить и различать связь между предметами, распределять внимание.
Р: организация рабочего места. П: использовать знаково-символические средства (спектр) К: умение слушать, задавать вопросы Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

2

Развитие концентрации внимания. Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? антонимы Отработка понятий: антонимы, сумма,пятиугольник Р: организация рабочего места с применением установленных правил. П: использовать общие приемы решения задач К:задавать вопросы, строить понятные высказывания Положительная мотивация и познавательный интерес к уроку.

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? Пословицы, задача Отработка понятий: часть слова, пословицы Р:удерживать учебную задачу, составлять план действий совместно с учителем П: распознавать объекты, выделять существенные признаки К: участвовать в коллективном диалоге Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

4

Тренировка слуховой памяти

Развитие умения решать нестандартные задачи. Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? Ребусы, антонимы Отработка понятий: звук, буква, антонимы. Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности П: моделировать способ действий К: ставить вопросы, обращаться за помощью Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

5

Тренировка зрительной памяти. Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? Гласные, синонимы Отработка понятий: согласные и гласные звуки, синонимы, орфограмма. Р: сравнивать работу с эталоном, находить различия П: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы К:формулировать собственное мнение Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

6

Обучение поиску закономерностей.


Как научить понимать информацию, представленную в виде текста? Анаграмма, ребусы Отработка понятий: геометрические фигуры, задача, анаграмма Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

7

Совершенствование воображения. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? Изографы, Числовая закономерность, геометрические фигуры, ребусы. Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с изографами, Решение буквенно-цифровых ребусов. Р: различать способ деятельности и результат П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К: обращаться за помощью, адекватно оценивать собственное поведение Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

8

Развитие быстроты реакции. .Как решать логически-поисковые задания? Синонимы, схема Отработка понятий: синониы,закономерность Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач К:формулировать собственное мнение и позицию Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

9

Развитие концентрации внимания. Как решать логически-поисковые задания? Синонимы, буква, слово Отработка понятий:синонимы,задача
Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К:контролировать действия партнера Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету..

10

Тренировка внимания. Как тренировать внимание? Синонимы, прилагательное, существительное, числа








Отработка понятий: прилагательное, существительное,синонимы, орфограмма, задача, алгоритм, Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: использовать модели для решения поставленной задачи К: формулировать свое собственное мнение и позицию Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

11

Тренировка слуховой памяти. Как тренировать слуховую память? орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. «закодированное слово». Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» Р: учитывать правило в планировании П: устанавливать аналогии К:задавать вопросы
Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

12

Тренировка зрительной памяти. Как тренировать зрительную память, решать задачи на логику. фазеологизмы, задача, алгоритм, сравнение предметов. Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий К: формулировать свое собственное мнение и позицию Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

13

Развитие логического мышления. Как развивать логическое мышление? Закономерности, анаграммы,задачи Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно - образного мышления. Развитие быстроты реакции.
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

14

Совершенствование воображения.

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? Закономерности. Ребусы. друдлы Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно - образного мышления. Развитие быстроты реакции.
Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осуществлять синтез как составление целого из частей К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

15

Развитие быстроты реакции. Как развивать пространственное воображение? закономерность, аналогия, шифр. Фразеологизм. Отработка понятий: числовая закономерность, аналогия, фразеологизм Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: проводить сравнение по заданным критериям К: адекватно использовать речевые и изобразительные средства Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

16

Развитие концентрации внимания. . Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? закономерность, фразеологизм, геометрические фигуры, сумма Отработка понятий: числовая закономерность, фразеологизм, геометрические фигуры, сумма Р: :планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

17

Тренировка внимания. Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? закономерность, фраза, больше. меньше Обучение поиску закономерностей. Отработка понятия: фраза закономерность, фраза, больше. меньше Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия П: учитывать причинно - следственные связи К: формулировать собственное мнение Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? Шифр, слог, выражение. фразеологизмы Повторение понятий: Шифр, слог, выражение. фразеологизмы Р: выполнять учебные действия П:выделение существенных признаков и их синтеза К: контролировать действия партнера Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи Как тренировать зрительную память, решать задачи на логику? Шифр, фразеологизмы. Писатель , композитор. художник Обучение поиску закономерностей Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: устанавливать аналогии К: формулировать собственное мнение и позицию Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

20

Обучение

поиску

закономерностей


Как решать логически-поисковые задания? закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы Развитие наглядно - образного мышления







Отработка понятий: закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения П: ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи К: задавать вопросы Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

21

Совершенствование воображения Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Как развивать пространственное воображение? закономерности, ребусы, геометрические фигуры. фразеологизмы Развитие наглядно - образного мышления







Отработка понятий: закономерности, ребусы, геометрические фигуры. фразеологизмы Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков К: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

22

Развитие быстроты реакций. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? закономерности, ребусы, чайнворд








Развитие наглядно - образного мышления







Отработка понятий: закономерности, ребусы, Р: организация рабочего места с применением установленных правил. П: использовать общие приемы решения задач К: задавать вопросы, строить понятные высказывания Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

23

Развитие концентрации внимания.


Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? закономерности, ребусы, фразеологизмы Развитие наглядно - образного мышления







Отработка понятий: закономерности, ребусы, Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П:строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте К:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

24

Тренировка внимания. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? закономерности, ребусы, фразеологизмы, математические действия Отработка понятий: математические действия, фигуры Р: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

25

Тренировка слуховой памяти. Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? закономерности, ребусы, равенства, фразеологизмы, Отработка понятий: закономерности, ребусы, равенства фразеологизмы, Р: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании деятельности П: моделировать способ действий К: ставить вопросы, обращаться за помощью Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

26

Тренировка зрительной памяти. Как научиться самостоятельно планировать собственную деятельность и действия при выполнении логических заданий? закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, порядковый номер.. Отработка понятий: числовая закономерность, загадки, звуки, , закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, Р:выполнять учебные действия в материализованной , громкоречевой и умственной форме П:обощать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности К: адекватно использовать речевые средства Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

27

Обучение

поиску

закономерностей


Как правильно устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий? закономерности, ребусы, существительные, задачи. Отработка понятий: закономерность, загадки, звуки, ребусы, гласные существительные, задачи.
Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

28

Совершенствование воображенияЛогические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Как решать логически-поисковые задания? фразеологизмы, геометрические фигуры, сумма. Произведение, закономерности, ребусы. Отработка понятий: фразеологизмы, геометрические фигуры, сумма. Произведение, закономерности, ребусы. Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

29

Развитие быстроты реакции. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? фразеологизмы, шифр, закономерность, загадки, ребусы, мера












Отработка понятий: фразеологизмы, шифр, закономерность, загадки, ребусы, мера
Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

30

Развитие концентрации внимания. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий. Прямой и переносный смысл слов, фразеологизмы, Отработка понятий: Прямой и переносный смысл слов, фразеологизмы,
Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

31

Тренировка внимания. Как тренировать внимание? фразеологизмы, закономерность, загадки. ребусы, гласные Отработка понятий: фразеологизмы, закономерность, загадки, ребусы.
Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

32

Тренировка слуховой памяти. Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий?
фразеологизмы, закономерность, ребусы, пословицы. поговорки Отработка понятий: фразеологизмы, закономерность, ребусы, пословицы. поговорки Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

33

Совершенствование воображения Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? фразеологизмы, ребусы, Отработка понятий: фразеологизмы, ребусы, закономерность Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов Как правильно использовать изученные способы, действия при выполнении заданий? фразеологизмы, ребусы, изограф, пословицы. Отработка понятий: фразеологизмы, ребусы, изограф, пословицы. Р:формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей П: произвольное построение высказываний К: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников Положительная мотивация и познавательный интерес к предмету.





© 2010-2022