- Преподавателю
- Начальные классы
- «Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»
«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Мох Л.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение 3 - 4
-
Использование ИКТ на уроках в начальной школе - основа
продвижения информационно - коммуникационных технологий
в образовании 5-11
-
Методика использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках в начальной школе 12 - 22
-
Заключение 23
-
Список литературы 24
ВВЕДЕНИЕ В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, которое предъявляет новые требования к системе образования в соответствии с ФГОС, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с умением читать и писать. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к организации своей деятельности. В условиях динамично развивающего мира, постоянного совершенствования и усложнения инновационных технологий информатизация образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образования, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям всё шире проявляется роль ИКТ в системе школьного образования. Использование ИКТ в различных сферах деятельности стало необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Компьютер, мультимедийные средства являются инструментами для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. В связи с этим использование ИКТ в учебной деятельности является одним из самых актуальных вопросов преподавания. Значимость проекта «Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках в начальной школе» состоит в том, чтобы помочь педагогам активизировать использование информационно -коммуникационных технологий в работе с детьми. Реализация проекта осуществляется через обучение педагогов ИКТ, через проведение уроков с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов. Цель проекта. Использование ИКТ в процессе обучения учащихся начальной школы, формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов. Задачи проекта.
- Формировать умения работать с информацией, развивать
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Повысить эффективность процесса обучения.
- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ОСНОВА ПРОДВИЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учащимися учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
- источник информации;
- повышают степень наглядности;
- организуют и направляют восприятие;
- наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
-
это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
- ● Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;
- ● Как источник дополнительной информации по предметам;
- ● Как способ самообразования учителя и учащихся;
- ● Как возможность реализации личностно - ориентированного подхода в обучении.
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
- повышает эффективность проведения урока;
- организует режим индивидуального опроса;
- усиливает интерес учащихся к уроку.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные способности, приобщает учащихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, по-моему, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Для учащихся я составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Сегодня одной из главных задач содержательного плана является формирование в сознании школьников целостной научной картины мира. Эта идея находит свое воплощение через принцип интеграции. Особенно ярко он проявляется в курсе «Окружающий мир». Его построение дает ученикам представление о целостной картине мира. Уроки окружающего мира позволяют использовать мультимедийную поддержку почти на каждом уроке. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Предлагаю рассмотреть урок, на котором я в полной мере использовала ИКТ и Интернет - ресурсы. Это урок по окружающему миру по теме: «Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью?», проведённый в 1 классе.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ « ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ СВЕТИТ ДНЁМ, А ЗВЁЗДЫ - НОЧЬЮ?» Предмет: окружающий мир Класс: 1 «А» Продолжительность урока: 45 минут Дата проведения: 11.03.2013г. Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью? Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением мультимедийных технологий. Вид урока: комбинированный Цели: - обеспечить формирование представлений о звёздах и Солнце, показать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва; - стремиться воспитать в детях целеустремленность, инициативность, любознательность; - способствовать развитию логического мышления, развивать память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; - создать условия для формирования познавательной активности, повышения уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета. Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце - ближайшая к Земле звезда. Оборудование для учителя: мультимедийный комплект, компьютерная презентация « Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью» для учащихся: учебник «Окружающий мир 1», автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса; тесты по теме урока; цветные карандаши
План урока: 1. Актуализация знаний. Организационный момент. (2 мин) 2. Сообщение темы урока. (2 мин) 3. Физкультминутка. (1 мин) 4.Объяснение нового материала. (10 мин) 5. Работа по учебнику. (20 мин) 6. Физкультминутка. (1 мин) 7. Закрепление и обобщение изученного материала. (7 мин) 8. Подведение итогов урока. (2 мин)
Ход урока. 1. Организационный момент. Актуализация знаний. - Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Чудо птица - алый хвост Полетела в стаю звёзд. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост - И поднимется до звёзд. (Ракета) Слайд 1.
- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть? - Вот об этом мы сегодня и поговорим. Потому что я предлагаю отправиться в путешествие по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное. 2. Сообщение темы урока. - Отгадайте загадки. Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся, А едва появится - Взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое И жаркое - прежаркое. ( Солнце ) Слайд 2.
Лишь солнце погасло И стало темно, Как по небу кто - то Рассыпал зерно. Какое? Не знаю.. Одно лишь добавлю, Что было блестящим И ярким оно. ( Звёзды ) Слайд 3.
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? 3. Физкультминутка Вот как солнышко встаёт - Выше, выше, выше! К ночи солнышко зайдёт - Ниже, ниже, ниже! Хорошо, хорошо Солнышко смеётся, А под солнышком нам всем Весело живется! 4. Объяснение нового материала. - Сегодня Муравьишка приготовил новый вопрос, ответ на который мы попробуем найти. Прочитаем этот вопрос. Это первый вопрос нового раздела « Почему и зачем». - Попробуйте ответить на вопрос Муравьишки. Слайд 4.
- Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды. Слайды 5, 6,7.
Чтение текста на стр. 22. - Что такое Солнце? ( Ближайшая к Земле звезда ) - Что создаёт нам Солнце? ( день ) - Почему днём не видны другие звёзды? ( Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, поэтому блеск других звёзд не заметен ) - Кто изучает звёзды? - С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп) Я предлагаю вам полюбоваться звездным небом. Слайд 15. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звёзд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны - можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. - Что такое созвездия? (группа звёзд) Отгадайте, о каком созвездии идет речь: Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы). Это созвездие состоит из 7 ярких звёзд. Слайд 16. -Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звёзд - 8. Слайды 17, 18. Стр.23 (учебник) Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. Самая большая звезда этого созвездия - Регул, что значит "царь". - Соединить в учебнике 8 ярких звёзд, чтобы получилось созвездие Льва. ( Проверка работы ) 6. Физкультминутка. Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте) Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки) А как выпустишь из рук - (поднять руки вверх, хлопок) Станет вдруг светло вокруг (поворот). Что это за шар? (дети хором: «Солнце!») 7. Закрепление и обобщение изученного материала. Работа в тетради на стр 35. Тест на листочках. ( +, - ) 1. Солнце - ближайшая к Земле звезда. 2. Звезды - огромные пылающие шары.
- Солнце - самая большая звезда.
- В созвездии Большой Медведицы семь ярких звезд.
- Звёзды по размеру и цвету все одинаковые
- Созвездия - это группы звёзд.
На проведённом уроке присутствующие гости отметили высокую активность познавательной деятельности учащихся, хорошую усвояемость нового учебного материала, успешное выполнение проверочного теста ребятами, их желание постоянно отвечать на вопросы учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уроки с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной мере активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают творческий и интеллектуальный потенциал младшего школьника. Использование ИКТ на уроках в начальной школе даёт возможность проявить себя каждому ученику, при этом формы работы для себя выбирает сам ребёнок. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них формируются устойчивые познавательные интересы, развивается умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование ИКТ может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, подняв на более высокий уровень интерес учащихся к учёбе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Таким образом, владение учителем начальных классов ИКТ становится важнейшим элементом профессиональной подготовки. Учителя, которые используют ИКТ, приходят к выводу: информационные технологии используют в своей работе только неравнодушные к своему труду педагоги, те, кого беспокоит, насколько я, педагог современной российской школы, соответствую требованиям, предъявляемым ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2007. 2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. - К., 2010. 3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81. 4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2009.- №4. 5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2012.