- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Ты-пешеход и пассажир
Рабочая программа по внеурочной деятельности Ты-пешеход и пассажир
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Денисова Е.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению « Я-пешеход и пассажир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы внеурочной деятельности « Я-пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградовой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проб-лем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подрост-ков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного ,эстетического и физического воспитания
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально - значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице .
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по социальному направлению « Я -пешеход и пассажир» рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
-
Улица полна неожиданностей
-
Наши верные друзья
-
Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала . Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
-
тематические занятия
-
практические занятия в «городках безопасности»
-
беседы
-
конкурсы
-
соревнования
-
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
-
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
-
экскурсии
-
демонстрация фильмов и видеороликов
-
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий :
-
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
-
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
-
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Контингент обучающихся : дети младшего школьного возраста 7-10 лет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные
-
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-
осознание ответственности человека за общее благополучие;
-
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
-
способность к самооценке;
-
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
-
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-
умение ставить и формулировать проблемы;
-
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
-
использование речи для регуляции своего действия;
-
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться и приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
1.
Движение пешеходов и их обязанности.
16
2.
Дорога. Правила перехода дороги.
26
3.
Дорожные знаки
14
4.
Маршрутные транспортные средства.
Безопасность пассажиров.
12
Итого:
68
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел и тема
Количество часов
Дата
Коррек-
тировка даты
Теория
Практика
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности.(16 часов)
1
Для чего мы учим правила дорожного движения.
1
2
Пешеходы, пассажиры и водители - участники дорожного движения.
1
3
Адрес местожительства.
1
4
Практическое занятие « Дорога домой».
1
5
Правила движения пешеходов.
1
6
Безопасный путь в школу.
1
7
Подготовка к проекту по теме: «Безопасный путь домой».
1
8
Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».
1
9
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях
1
10
КВН « Знатоки дорожных правил».
1
11
Обязанности пешеходов.
1
12
Движение пешеходов группами.
1
13
Ролевая игра « Переходим дорогу».
1
14
Занятие на транспортной площадке.
1
15
Мы идем по улице (экскурсия).
1
16
Внимание, опасность!
1
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги.
(26 часов)
17
Участники дорожного движения.
1
18
Дороги бывают разные.
1
19
Дорога за городом.
1
20
Городская трасса.
1
21
Конкурс рисунков на тему « Какие бывают дороги».
1
22
Дорожная разметка.
1
23
Части дороги.
1
24
Дорога. Тротуар как часть дороги.
1
25
Правила движения по тротуару.
1
26
Дорога для пешехода
1
27
Велосипедная дорожка.
1
28
Нас увидят в темноте.
1
29
Викторина «Как ребята улицу переходили».
1
30
Коллективная работа: создание плаката « Осторожно, дорога!»
1
31
Перекресток.
1
32
Светофор пешеходный.
1
33
Светофор транспортный.
1
34
Светофор регулирует движение.
1
35
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов.
1
36
Скрытые опасности на дороге.
1
37
«Дорожные ловушки».
1
38
Конкурс рисунков на тему : «Наш помощник-светофор».
1
39
Правила перехода дороги.
1
40
Викторина «Дорожный калейдоскоп».
1
41
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Экскурсия.
1
42
Конструирование дороги из строительного материала.
1
Раздел 3: Дорожные знаки. (14 часов)
43
Наши друзья - дорожные знаки.
1
44
Знаки «пешеходный переход» и «пешеходная дорожка».
1
45
Демонстрация фильма «Знаки дорожного движения для пешеходов».
1
46
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам.
1
47
Запрещающие знаки.
1
48
Предупреждающие знаки.
1
49
Предписывающие знаки.
1
50
Знаки особых предписаний.
1
51
Игра « Живые знаки».
1
52
Информационные знаки.
1
53
Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
1
54
Подготовка к проекту на тему « Создание макета дорожного знака».
1
55
Проектная работа по теме « Создание макета дорожного знака».
1
56
Сюжетно-ролевая игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».
1
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства.
Безопасность пассажиров. (12 часов)
57
Виды транспортных средств общего пользования.
1
58
Правила поездки в автомобиле.
1
59
Правила поездки в автобусе, троллейбусе.
1
60
Правила поездки в электричке.
1
61
Правила ожидания транспортного средства.
1
62
Ролевая игра « Едем в гости».
1
63
Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
1
64
Переход дороги после выхода из общественного транспорта.
1
65
Поведение пассажиров в салоне автобуса.
1
66
Демонстрация фильма « Азбука безопасности».
1
67
Экскурсия: «Виды дорожной разметки».
1
68
Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».
1
ИТОГО:
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
-
«Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2013
-
«Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей», автор А.Усачев, Москва, изд-во «Самовар», 2013
-
«Правила дорожного движения», автор В.А.Крутецкая, Санкт-Петербург, изд-во «Литера», 2013
-
«Про правила дорожного движения», автор С.Ю.Волков, Москва, изд-во «Омега-Пресс, 2013
-
Плакаты «Правила дорожного движения» Раздаточный материал: дорожные знаки, форма и цвет предметов, дорожный транспорт и т.д.
-
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы», авторы Анастасова Л.П. и др., изд-во «Просвещение»
Цифровые образовательные ресурсы
-
Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата» medvejata.ru/greenlight/
-
Сайт «Сеть творческих учителей» it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
-
Сайт «Детские электронные книги и презентации» viki.rdf.ru/cat/1_klass/
-
Информационный образовательный портал rusedu.ru/subcat_28.html
-
Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО «Селена» 2008 год.