Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа рассчитана на первый год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6-7 лет ). Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью здесь предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей: 1 часть - вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя. 2 часть - рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других. 3 часть - завершающая. Цель этой части занятий - создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделен основной блок: 1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте, включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. ЗАДАЧИ КУРСА - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; - овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибко-опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;



I ступень (1 год обучения)

  • научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
  • дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
  • научить отличать гласные и согласные звуки;
  • научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
  • научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
  • упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны: 1 год обучения

  • научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
  • усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
  • научиться отличать гласные и согласные звуки;
  • научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
  • научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
  • научиться сочинять сказочные истории про буквы;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы - как известные, так и малоизвестные : интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это: сказочные сюжеты уроков , сочинение своих сказок.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Теор.

Факт.

1 блок «От А до Я»

От звука к букве.

24ч

4ч.

20ч

1

Игровое занятие. Зачем нужна речь?

2

Поговорим о гласных и согласных звуках.

3

Путешествие в мир гласных звуков.

4

Путешествие в мир согласных звуков.

5

Игровое занятие «Я знаю звуки речи»

6

Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.

7

Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).

8

В гостях у сказки «Про букву Р».

9

Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

10

Зачем нам нужен «ь» знак ?

11

В гостях у парных согласных З-С, Б-П.

12

В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.

13

В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.

14

Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.

15

Знаем твердо ча и ща пишем только с буквой а.

16

Знаем твердо чу и щу пишем только с буквой у.

17

Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных.

18

Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.

19

Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»

20

Отгадываем загадки о буквах.

21

Сочиняем загадки о буквах.

22

Встреча с буквой й.

23

В гостях у шипящих.

24

Город Буквоград.

Мой алфавит (работа над проектом)

25

Мой алфавит. Начало работы над проектом.

26

Мой алфавит. Создание книжки - малышки.

27

Мой алфавит. Оформление книжки - малышки.

28

Мой алфавит. Презентация проектов.

Уроки речевого творчества.

29-30

«Что такое творчество?»

31

«Я и мое настроение»

32-33

«Мои летние каникулы»

34

Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»

Итого:



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.

  1. От звука к букве-24ч.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слова на слоги. Определение места ударения. Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.
  1. Мой алфавит (работа над проектом) - 4ч.
Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
  1. Уроки речевого творчества - 3ч.
  • «Что такое творчество?» (Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
  • «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).
  • «Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
  1. Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч
Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы. Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство. В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Литература для учителя.

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2006г.
  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2004г.
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М, 2000г.
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 2003г.
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. - Волгоград: Учитель, 2008г.
  • Ладыженская Т. А. Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. - М.:Просвещение,1999г.

Литература для детей.

  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. - М.: Дет.лит, 1981г.
  • Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 - М: Русский язык,1981г.
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 2003г.
  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. - М.: Просвещение ,2005г.



© 2010-2022