Конспект урока окружающего мира по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира по темеКонспект урока окружающего мира по темеКонспект урока окружающего мира по темеКонспект урока окружающего мира

Учитель: Глухих Ирина Александровна, МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г.Перми

Тема: «Семья. Родословное древо»

3 класс, программа «Перспектива»

Цели урока:

1) формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям, интереса к истории семьи и родословной;

2) создание условий для формирования УУД:

- предметных: знакомство с родственными связями, умение работать с бумагой и клеем.

- личностных: мотивация учения, оценивание своих успехов;

- познавательных: поиск и выделение нужной информации, установление причинно-следственных связей; - коммуникативных: сотрудничество, оценка действий партнера и своих собственных действий;

- регулятивных: целеполагание, планирование;

3) воспитание эмоциональной отзывчивости, уважения к членам своей семьи.

Задачи урока:

1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «родословное древо», «предки», обратить внимание на характерные особенности этого института. Формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи;

2. Развивать речь, мышление;

3.Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.

Предметные результаты:

- знать 2 способа составления родословного древа;

- знать терминологию родства в применении к членам своей семьи, пользоваться терминологией при определении степеней родства в своей семье;

- иметь представление о понятии « честь семьи»;

Метапредметные результаты:

- различать способы составления родословного древа;

- составлять схему родственных связей в своей семье до 3-4 поколений;

- рассказывать о старших членах семьи;

Личностные результаты:

- иметь представление о важности родственных связей в семье;

- проявлять интерес к истории своей семьи;

Оборудование: карточки с заданиями и кроссвордом для парной работы, компьютерные презентации, макеты для индивидуальной работы, учебники, клей, ромашка для итога урока.

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то приятном, согревающем душу каждого. То, без чего человек не может прожить! Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Действительно, тема нашего урока - Семья.

- О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? На какие вопросы хотели бы получить ответы?

Актуализация знаний и умений.

- Что такое семья?

- Найдите в словаре значение слова «семья» (зачитывает 1 ученик).

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Словарь Ушакова Д. Н.:

Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

- Как вы понимаете это слово? Что для вас означает слово «семья»?

- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что матери заботились о своем потомстве, мужчины охотились и жили небольшими группами. Что же объединяло их в группы - семьи?

- А что сегодня объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание:

- прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Карточка №1

1. Прочитайте. Согласны ли вы с данными утверждениями?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Для каждого члена семьи - своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает, где хочет, когда хочет, с кем хочет.

У каждого члена семьи свои традиции.

2. Вставьте подходящие по смыслу слова:

Члены семьи ……………. и …………….. друг друга, живут в ……… квартире, имеют ……… бюджет семьи, …………… проводят свободное время, соблюдают ………. своей семьи.

(проверка)

- В старину членов семьи называли «домочадцы» Каждый из вас в семье имеет несколько ролей. Например, я - жена, мама, дочь, сестра, тетя, племянница. А вы? Давайте поиграем в игру «Кто кому кто?»

…. кто ты для мамы? (дочь, сын)

…..кто называет тебя сыном, дочерью? (мама, папа)

…. кто ты для бабушки? (внук, внучка)

… у твоего папы есть мама, кто она тебе? (бабушка)

… у твоей мамы есть сестра, кто она тебе? (тетя)

… у маминой сестры есть сын, кто ты ему? (двоюродный брат, сестра)

…. у папиного брата есть дочь, кто она тебе (двоюродная сестра)

Карточка №2

Решите кроссворд.

1. Мама мужа для жены (Свекровь). 2. Невеста после свадьбы (Жена). 3. Жених после свадьбы (Муж). 4. Брат мужа (Деверь). 5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).

Какое слово получилось в выделенном столбце? (семья)

- Кто может похвалить себя за успешное выполнение задания? Пожмите друг другу руки!

- Семья! Это 7 таких же, как я, похожих лицом, глазами… но во всех ли семьях ровно 7 человек? Конечно, нет. Да это и неважно, просто это число неделимо, как бы напоминает нам, что и семья тоже едина. Наши семьи все разные. А чем же они отличаются? Своими привычками, укладом, обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. А какие традиции есть в вашей семье?

Открытие нового знания.

- Человек рождается на свет, растет и задумывается: Кто я? Откуда мои корни? Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную.

- Родословная - слово о роде. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое родословное древо и как его составить. Для этого предлагаю поработать с текстом учебника стр.28-29. 1 ряд внимательно изучает первый абзац, 2-ой - второй, а 3-ий - третий (время для подготовки 1 мин.)

Беседа о прочитанном.

- Что такое родословное древо и почему его так называют?

- О каком способе составления родословного древа узнали вы?

- Чем ваш способ отличается от предыдущего?

Первичное закрепление.

- Определите способ составления родословного древа на с.28? на с.29? Поясните свой ответ.

- Прочитайте последний абзац.

- Как и где принято помещать женские имена? мужские?

Демонстрация родословных известных людей и фамилий.

- Попробуйте определить способ их составления.

Практическая работа по составлению родословного древа своей семьи.

(5-7 мин.)

- Дома вместе с родными вы провели очень важную для себя работу - собрали информацию о ваших предках. Ваша задача - разместить все найденные сведения на нашем дереве.



- Каким способом вы будете это делать? (восхождение к предкам).

- Значит, точкой отсчёта, зернышком вы выбираете себя. Приступайте.

(обучающиеся размещают заготовленные заранее сведения о своей семье на макете дерева, проверив правильность размещения, подклеивают)



Демонстрация готовых работ, оценивание.

- Составление родословного древа - очень интересное дело. Поиск своих корней приводит к ценным находкам, которые убеждают «Твоя фамилия - твоя честь» (выступление учеников - рассказ о знаменитых предках - 5 мин.)

Рефлексия.

- Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет испытать гордость за свою семью.

- Чем интересен был урок? Какие открытия сделали для себя? За что вы можете похвалить себя? Получилось ли у нас решить поставленные перед уроком задачи?

Домашнее задание: поработать над материалом учебника стр.28-32, ответить на вопросы; дополнительно: составить и оформить сообщение о своем знаменитом предке.

Итог урока.

- Заканчивая наш урок, я бы хотела рассказать вам одну историю.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

- Как вы думаете, какое слово написал старец? Запишите вариант своего ответа на лепестке ромашки (на доске большой цветок ромашки, дети называют свои варианты, учитель записывает).



(На листе было написано слово «понимание»).

- Чтобы в ваших семьях было тепло и уютно всем, не забывайте те слова, которые вы сейчас записали на лепестках. Учитесь понимать друг друга.

Спасибо за урок!

© 2010-2022