ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВВЕДЕНИЕ:
Самый чувствительный период для развития индивидуальных интеллектуальных способностей - это возраст от 3 до 10 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким - либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте. Взрослые (родители и педагоги, работающие в среднем звене), которые будут заниматься развитием интеллектуальных способностей подростков, должны помнить и о том, что способности развиваются в деятельности и что для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для подростков ситуация успеха. Родители и педагоги могут использовать задания и упражнения по развитию восприятия, памяти, мышления и внимания подростков, исходя из индивидуальных особенностей подростков, которые будут выявлены в результате диагностики. Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей. Конечно, к окончанию начальной школы ребёнок имеет определённый уровень развития всех интеллектуальных способностей. Но результаты исследований показали, что уровень развития логического мышления у учащихся 5-6 классов достаточно низок, дети невнимательны, у них плохо развита смысловая память. Следовательно, с подростками необходимо заниматься. Это задача и родителей, и педагогов, работающих в среднем звене. Только развитие познавательных способностей позволит подросткам более успешно осваивать материал программы средней школы. Рекомендуется проводить занятия с подростками по 2 часа в неделю. Каждое занятие не более 45 минут, чтобы подросток не переутомлялся. Если результаты занятий на первых порах не высоки, то не отчаивайтесь. Подросток ни в коем случае не должен видеть разочарования в ваших глазах. Не показывайте ему, что он не оправдывает ваших надежд. Помните о принципе «педагогического оптимизма». Отмечайте даже самые маленькие успехи подростка. Только в таком случае можно добиться серьёзных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии подростка. И обязательно поддерживайте высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка. База исследования: МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Усть-Катав. Объект: дети младшего школьного возраста 7 -10 лет.
Цель: развитие восприятия, ориентации, памяти, мышления, пространства, времени, познавательного чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продиагностировать и проанализировать особенности восприятия младших школьников.
Задача: выявить особенности восприятия младших школьников.

ГЛАВА 1


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Индивидуальные особенности восприятия
Восприятие - это основной познавательны процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребёнка. Восприятие является основной ориентацией человека в мире и обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми. Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе этого познавательного процесса лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Последовательность такого познавательного процесса как восприятие можно представить следующим образом:
а) выявление из общего потока информации какой-то группы сигналов и вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;
в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
В структуре восприятия выделяются две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.
1.2. Виды восприятия:
- простые; - сложные; - а также специальные.
К простым видам восприятия относятся:
- восприятие величины; - формы предметов; - их цвета.
К специальным видам восприятия относятся:
- восприятие пространства; - восприятие времени; - восприятие движения.







ВОСПРИЯТИЕ

Виды восприятия
Свойства восприятия

аОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) простые ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

восприятие величины
восприятие формы
восприятие цвета


а) осмысленность б) обобщённость в) целостность г) константность д) объём
б) сложные (сочетание простых видов восприятия)


вОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) специальные ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

восприятие времени


восприятие пространства
восприятие движения
В восприятии пространства различают восприятие формы, объёмности, глубины, величины предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Восприятие объёма происходит за счёт бинокулярного зрения (видение вместе обоими глазами), так же происходит восприятие глубины и удалённости предметов. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не является врождённым, оно развивается в процессе накопления опыта. Физиологической основой восприятия времени являются условные рефлексы на время. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни, всё это влияет на выработку рефлексов на время. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Часы, дни, недели, заполненные интересными событиями, кажутся протекающими очень быстро. А отрезок времени, в течение которого всё было обыденно, очень скучно, однообразно, представляется длинным. Время переживаемого удовольствия обычно недооценивается по длительности, а неприятности, скука - переоцениваются. Когда в коре головного мозга преобладает возбуждение, повышается обмен веществ в организме, время идёт быстрее. При преобладании процесса торможения замедляется обмен веществ, время тянется медленнее.

Свойства восприятия: осмысленность, обобщённость, целостность, константность, объём. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний, имеющегося опыта. Это даёт возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему ранее сформированных. Объём восприятия показывает, сколько различных свойств предмета или сколько различных предметов может воспринять человек одновременно. Обобщённость восприятия зависит от особенностей системы понятий, имеющихся у каждого человека. Восприятие может сопровождаться словом. Название предмета повышает степень обобщённости восприятия. Осмысленность и обобщённость очень хорошо обнаруживаются при восприятии незавершённых рисунков. Целостность восприятия. В процессе восприятия отдельные элементы предмета объединяются в единое целое. Значение имеет не столько близость частей друг к другу, сколько принадлежность воспринимаемых элементов одному предмету. Константность восприятия - сохранение соответствия образа отражаемому объекту даже при изменении условий восприятия. Константность в большей степени наблюдается при восприятии цвета, формы, величины предметов. Существует ещё разделение восприятия на непреднамеренное. Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих предметов, их яркостью, а также соответствием этих предметов интересам личности. Преднамеренное восприятие регулируется задачей воспринимать или не воспринимать тот или иной предмет. Многие свойства восприятия зависят от опыта человека. Когда мы говорим о развитии восприятия, по существу, мы должны решать вопрос об условиях формирования опыта. Развитие восприятия должно происходить в разнообразных видах деятельности, которые выполняет ребёнок. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 1. У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается. В следствии совершенствования и других аспектов психики, таких как наблюдение, восприятие становится более управляемый и целенаправленный процессом. В следствии увеличения знаний дети 7 - 10 лет без труда различают объекты и целые картины. Неизвестные устройства, знаки, растения дети этого возраста без труда воспринимают как представителей какой-то группы вещей «т.ею категориально»: «Какой-то куст»: «Это какая-то машина». Синкретичность у детей младшего школьного возраста проявляется значительно слабее, чем раньше, из-за сосредоточенности на отношениях частей в целом, из-за склонности отыскать смысловые отношения при восприятии предмета.
2. У подростка «восприятие становится думающим» (Эльконин Д.Б.). В процессе обучения, сначала в начальной школе, затем в среднем звене, восприятие ребёнка становится: а) более анализирующим; б) более дифференцирующим; в) принимает характер организованного наблюдения; г) изменяется роль слова в восприятии (у первоклассников слово, по преимуществу, несёт функцию названия, т.е. является словесным значением после узнавания предмета, у учащихся среднего звена школы слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому анализу). 3. Развитие восприятия не происходит само собой. Очень велика роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовывать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те подростки, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается. 4. В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. У ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдение носит схематический характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней связи частей сторон, подросток учится интерпретировать воспринимаемое, объяснять его. Подростки уже практически полностью овладевают техникой восприятия, они уже умеют смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс. С помощью следующих диагностических методик можно определить уровень сформированности восприятия.


ГЛАВА 2

ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Методы, контингент испытуемых.
Испытуемые учащиеся младшего школьного возраста 7 - 10 лет. Были проведены такие задания как: - Диагностика объёма восприятия; - Восприятие величины предмета; - Диагностика наблюдательности; - Упражнения для тренировки восприятия; - Восприятие геометрических фигур.
Диагностика объёма восприятия. На большом листе ватмана написано 10 слов (из 4-8 букв каждое), 10 трёхзначных чисел, сделано 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Всё это следует расположить горизонтальными рядами и в любой последовательности (смотрите рисунок). Инструкция: посмотрите на этот лист, на котором расположены слова, числа, картинки. На своём листе бумаги запишите, что смогли воспринять, обязательно точно. Оценка результата: нормальное восприятие 7+2 объекта. (см. приложение 1).





Восприятие величины предмета. На доске плакат, на котором изображены три линейки. Подростку предлагается на глаз определить размер каждой линейки в сантиметрах. Затем определяют, насколько ребёнок ошибся. А сравнив степень его ошибки со средней ошибкой по классу, мы можем сказать, как сформировано восприятие величины подростка.

АОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВосприятие удалённости предмета.
Учитель из окон класса определяет отдельное дерево (расстояние следует выбирать от 50 до 150 метров) и предварительно измеряет расстояние до него в метрах. Учащихся надо попросить определить расстояние до дерева на глаз. Затем следует определить, насколько ошибся подросток. Сравнив степень ошибки каждого конкретного учащегося со средней ошибкой по классу, можно оценить уровень развития восприятия у данного подростка.



ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Восприятие времени.
Предложите подростку определить промежуток времени в секундах от стука до стука или деятельность какого-либо звукового сигнала, например, звонка. 1-й случай - 40 секунд. 2-й случай - 90 секунд. По данным психолога Сергеева К.К. ориентировочно: одна минута воспринимается в первом классе - как 11 секунд, в третьем классе - как 25 секунд, в пятом классе - 31 секунда, а взрослые - 35 секунд. Один час воспринимается более объективно. При работе с классом учитель должен оценить восприятие времени у каждого ученика. Лучшие результаты наиболее приближены к объективному времени.
Диагностика наблюдательности.
Предварительно нужно приготовить две картины, несложные по сюжету и количеству деталей. Картины эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 10 различий. При индивидуальной работе с подростком можно показать в течение 1 минуты 2 картины (смотрите рисунок). После экспозиции в течение 1 минуты обе картины следует убрать. Задание подростку: написать на листе бумаги все найденные им различия в этих двух картинах. Обработка результатов: подсчитывается количество правильно отмеченных различий, из них вычитаются отличия, указанные ошибочно. Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности у подростка. (см. приложение 2,3).

Упражнения для тренировки и развития восприятия
Для тренировочных занятий по развитию восприятия у подростков можно использовать методику поиска информации. Подростку предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание: подсчитать, сколько раз встречается каждое из чисел от 0 до 9. При выполнении задания фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, затем 1, потом 2 и т.д. Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, информационный поиск можно проводить в любой последовательности. 4 3 2 8 2 3 6 5 9 1 6 3 0 7 6 9 1 0 9 1 7 4 1 7 5 3 9 2 3 4 6 1 7 6 9 5 8 5 9 0 0 7 6 3 2 6 3 8 2 9 8 0 0 3 2 1 5 4 9 5 7 5 7 6 0 5 9 0 8 5 3 1 0 1 3 4 0 6 5 1 7 2 4 1 0 6 2 3 7 1 6 5 4 4 3 8 8 3 1 3

Для проведения тренировочных занятий для улучшения показателей скорости и точности восприятия можно использовать 100-клеточную матрицу с графическими изображениями: : ! / ? х . х : ! / ? + . х + + х _ : / _ / : х ? ! . / . _ + . ? _ / + ? ! . : / _ + х ! ? . : / + . : / + _ х ! ? : _ + ? ! / х _ . : _ ? ! ? . : - + х : . х _ + х . ? ! _ : / . : . _ + х ? ! / . +
Задание подростку:

  1. Сколько раз встречается знак «+»?
  2. Сколько раз встречается знак «- ?
  3. Сколько раз встречается знак «/» ?
  4. Сколько раз встречается знак «:» ?
  5. Сколько раз встречается знак «х» ?
  6. Сколько раз встречается знак «?» ?
  7. Сколько раз встречается знак «!» ?
  8. Сколько раз встречается знак «.» ?
Для тренировки восприятия можно воспользоваться матрицей, содержащей геометрические фигуры разной формы и двух цветов. (см. приложение 4). Задания подростку:
  1. Сколько раз встречаются белые квадраты?
  2. Сколько раз встречаются чёрные квадраты?
  3. Сколько раз встречаются белые круги?
  4. Сколько раз встречаются чёрные круги?
  5. Сколько раз встречаются белые прямоугольники?
  6. Сколько раз встречаются чёрные прямоугольники?
  7. Сколько раз встречаются белые треугольники?
  8. Сколько раз встречаются чёрные треугольники?

Для тренировки восприятия подростков можно использовать матрицу с набором букв.
Д К Л Ф В Ч Ш Ц Я К И Э А О Я У Б Е Ж Ш У У Ш А Н Б Ю Г Я Т И С С А П И Л П Т Х Х Д З М Л З Г К Б О В Л Т Л Г Ж В Л К З Г В З Ж Ж Г Д М Ж К Д Ч Д Ф Б Р С К Л Ц М Щ З Л В К З Б Н Р С Ч Ф Т Ч Р Т Х Р Н


Задания для учащихся:
  1. Сколько раз встречается буква «А»?
  2. Сколько раз встречается буква «Б»?
  3. Сколько раз встречается буква «В»?
  4. Сколько раз встречается буква «И»?
  5. Сколько раз встречается буква «К»?
  6. Сколько раз встречается буква»М»?
  7. Сколько раз встречается буква «Н»? и т.д.

Для тренировки восприятия подростков можно использовать матрицу с геометрическими фигурами разного размера и цвета (например 2-х цветов). (см. приложение 5). Задание подростку:
а) Сколько раз встречается большой чёрный квадрат? б) Сколько раз встречается маленький чёрный квадрат? в) Сколько раз встречается большой белый квадрат? г) Сколько раз встречается маленький белый квадрат? д) Сколько раз встречается большой чёрный ромб? е) Сколько раз встречается маленький белый ромб? ж) Сколько раз встречается чёрный маленький круг? З) Сколько раз встречается белый большой круг? и) Сколько раз встречается белый большой прямоугольник? к) Сколько раз встречается чёрный маленький прямоугольник? л) Сколько раз встречается чёрный большой треугольник? м) Сколько раз встречается белый маленький треугольник?
Для развития восприятия можно пользоваться следующими заданиями:
Необходимо нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур:


А В С Д


Каждую фигуру можно использовать несколько раз, можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие. Пример: КЛЮЧ







Задания: лицо, дом, клоун и др. (по желанию). Время выполнения каждой фигуры - 2 минуты. Данное задание можно использовать для диагностики развития восприятия, творческих способностей. Оценивается беглость и оригинальность выполнения заданий.



Тренинг для развития

восприятия и наблюдательности
1. Игра «Что в свёртке?»
К игре ребята должны заранее приготовиться. Каждый должен принести из дома предмет необычной формы, завёрнутый в несколько слоёв газетной бумаги. Это делается для того, чтобы трудно было догадаться, что в свёртке. Все участники делятся на две команды. Условия игры: каждой команде даётся по 5-6 предметов. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный полностью неразвёрнутый предмет команда получает 10 баллов. Побеждает та команда, которая набирает больше баллов.
2. Игра «Измеряем на глазок»
Все участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: ведущий предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-либо предмет на доске в полную величину. Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом. За почти точное воспроизведение - 5 баллов. За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очков не начисляется. Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и рисунком, команда получает 3 балла.




3. Игра «Определи длину отрезка»
Участники делятся на 2 команды. Условия игры: каждая команда чертит для другой на доске отрезок любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ: «Какой длины отрезок изображён на доске?» Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За полное совпадение команда получает 5 баллов. За небольшое отклонение - 2 балла.
4. Игра «Определи размер на ощупь»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: одному из членов каждой команды завязывают глаза и просят на ощупь определить размер какого-либо предмета. Для проведения игры можно попросить несколько членов каждой команды попробовать определить размер предмета. Побеждает тот игрок и та команда, которые дают более правильный ответ. За правильное определение размеров предмета - 5 баллов.
5. Игра «Развиваем глазомер»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: ведущий предлагает одному из членов каждой команды отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого ведущий, проведя измерение, отмечает действительные размеры роста и размаха рук школьников. При почти полном совпадении результатов команде даётся 5 баллов. Если выявлено значительное отклонение отмеченных размеров от истинных, очков команда не получает.
6. Игра «Делим на части»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: каждому из членов каждой команды даётся полоска белой бумаги. Задание: не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить ручкой. После выполнения задания проводится контроль. Правильность разделения на глаз проверяется с помощью сгибания. Тот, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, получает 5 баллов. Баллы, набранные членами команды, суммируют, Побеждает команда, которая набрала больше баллов.
7. Игра «Развиваем наблюдательность»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающейся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т. д. Необходимо составить следующие списки предметов: а) красного цвета; б) чёрного цвета; в) зелёного цвета; г) синего цвета; д) круглых; е) овальных; ж) квадратных; з) деревянных; и) металлических; к) каменных; л) начинающихся с буквы «к»; м) относящихся к посуде; н) относящихся к мебели и т.д. За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.
8. Игра «Что это за картина?»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: для проведения игры потребуется репродукция какой-либо картины. Предъявляют эту картину не всю целиком, а по частям. Участники игры по одному из фрагментов должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному из фрагментов, следует добавить ещё один и т.д. Какая из команд первая правильно даст ответ, та и побеждает.
9. Игра «Самые наблюдательные»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: к доске прикрепляют 2 продукции картин (для каждой команды). В течение 5 минут ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию 1-й команды помещают так, чтобы её видели все, кроме членов этой команды. А репродукцию 2-й команды должны видеть все кроме её членов. Членов 1-й команды подробно расспрашивают о всех деталях картины. А членов 2-й команды подробно расспрашивают о всех деталях их картины. О количестве задаваемых вопросов команды предварительно договариваются. Какая команда отвечает на все вопросы, та побеждает.
10. Игра «Взвесь в руках»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: для проведения игры понадобятся 10 предметов, по 5 каждой из команд. Ведущий приносит гирьки весом 5, 20, 50 граммов. Команды получают по 5 различных предметов: ручки, карандаши, ластик, тетрадь. Ребята поочерёдно должны взвесить полученные предметы на ладони, сравнивая с весом гирь. Обсуждают командой, каков же вес предметов. О полученных результатах сообщают ведущему. Та команда, которая более точно определила вес предметов, выигрывает.
11. Игра «Угадай голоса»
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из участников становится водящим. Условия игры: водящий становится спиной к остальным участникам игры. В это время кто-то из игроков произносит 2-3 слова (это может быть очень краткое предложение: «Сегодня жарко» и др.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагается 2-3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры. Эта игра предназначена для развития восприятия звуков у подростков.
12. Игра «Учись слушать звуки»
Ведущий заранее готовит плёнку с записью различных музыкальных инструментов (один вариант игры) или звуков, которые нас окружают (лай собаки, мяуканье кошки, звонок трамвая, скрип двери, звук тормозящего автомобиля, звон хрусталя, звук бьющегося стекла и т.д.). После предъявления того или иного звука первый, кто угадывает, поднимает руку и называет, что это за звук. За правильный ответ - 1 балл. Кто из участников игры набирает больше всего баллов - выигрывает.
13. Игра «Угадай мелодию»
Для развития восприятия звуков и для развития слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Условия игры: отрывки предъявляют в течение 3-5 секунд. После предъявления мелодии, кто первый отгадает её, называет, что это за мелодия, получает одно очко. Кто из участников игры набирает больше очков, тот и побеждает в этой игре.
14. Игра «Развиваем чувство времени»
Участники игры располагаются по кругу. Условия игры: ведущий просит участников игры закрыть глаза, расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1; 1,5; 2 минуты. Побеждает тот, кто назвал время более точно. 15. Игра «Определяем расстояние на глаз»
Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: ведущий предлагает каждой из команд определить на глаз расстояние от учительского стола до доски, от одного ряда парт до другого, от учительского стола до двери. Члены каждой команды обсуждают получившиеся результаты и дают свой вариант ответов. Побеждает та команда, которая даёт более точный ответ.
16. Игра «Угадай название фильма» Эта игра развивает не только восприятие, но и память. Участники удобно располагаются перед телевизором. Условия игры: для проведения этой игры потребуется видеоаппаратура и запись отрывков (по 30 секунд) из фильмов или мультфильмов. Тот из участников игры, кто первым называет, из какого фильма отрывок, получает 1 очко. Набравший большее количество очков становится победителем. 17. Игра «Сравниваем размеры предметов на ощупь» Участники игры делятся на 2 команды. Условия игры: ведущий заранее готовит несколько предметов одинаковой формы, но отличающейся размерами. Например, 3 предмета. Это могут быть кубики разного размера, матрёшки, карандаши, ластики. Потребуется также платок из плотной материи. По 3-4 представителя из каждой команды, поочерёдно последовательно ощупывая 3 предмета, должны ответить, каким по счёту предлагается самый большой или самый маленький предмет. Правильный ответ каждого из членов команды приносит 1 очко в командную копилку.
18. Игра «На какой странице закладка» Участники игры разбиваются на 2 команды. Условия игры: ведущий готовит к игре 2-3 книги с разным количеством страниц, в каждой из книг - закладка. Первое задание командам: «Определите, сколько страниц в каждой из книг?». Второе задание: «На какой странице в каждой из книг лежит закладка?». За каждый правильный ответ команда может получить 1 очко. Если точных ответов не будет, побеждает та команда, которая дала более близкий к правильному ответ.
В значительной мере облегчит работу подростков по усвоению и восприятию знаний следующая информация, по сути дела являющаяся перечнем правил познавательной деятельности.
Правила восприятия материала:

  1. Следует определить цель восприятия информации (текста, книги, параграфа, стихотворения).
  2. Обязательно продумайте план наблюдения).
  3. Подберите факты и рассмотрите их с интересующей вас точки зрения.
  4. Найдите в фактах, событиях общий признак.
  5. Включите этот найденный признак в систему теоретических и практических знаний.
  6. Обязательно проверьте правильность выделенного признака на других фактах.
  7. Сравните оценки фактов с разных точек зрения.
  8. Проверьте, достигнута ли намеченная цель восприятия.


Коррекция восприятия


  1. Работать над дифференциацией предметов по форме, цвету, величине.

  2. Расширять целенаправленное восприятие содержания и форм.

  3. Расширять запас представлений через сопоставления, сравнения.

  4. Развивать сенсомоторные качества через обогащение слуховых, тактильных анализаторов.

  5. Развивать зрительное восприятие образа и моторного анта, связанного с его записыванием (компьютерный класс).

  6. На основе представлений воспроизводить звуки окружающих действий.

  7. Развивать воображение и творческую активность.

  8. Учить воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образу и заданию.

  9. Создавать условия для благоприятной адаптации детей.


2.2. Анализ полученных результатов
Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющая у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально или наклонно, дети не воспринимают её как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве (допустим, гипотенуза справа, вершина вверху), то все остальные виды той же фигуры и даже тот же прямоугольный треугольник, помещённый вершиной вниз, уже не относится учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерасчленённости их восприятия. Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребёнок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением на элементы и активным конструированием знака. Детям нужно показать, где, откуда идёт кружок, точка, длинная палочка, куда смотрит короткая горизонтальная линия, где соединяются линии в заданной букве. В знаниях детей обучающихся в первом классе есть пробелы, связанные с неправильным обучением детей в дошкольный период. В частности, дети нередко путают плоскими формами и объёмные тела. Видя отображённый круг, дети именуют его «мячиком», «шариком». Отображённый на рисунке шар (с отличительной для него выпуклостью, обозначенной бликами и штриховкой) дети воспринимают как кружок. Ещё больше проблем есть при работе детей с конусами и цилиндрами. Источник тут один - дефицит специального обучения детей, направленного на умение воспринимать объект в третьем измерении, которое постигается главным образом, благодаря осязанию, в процессе конструктивной деятельности, моделирования. В следствие этого работа по труду должна быть применена как воспитателями детского сада, так и учителями для ознакомления детей с объёмными формами и закреплении у школьников чётких представлений о них.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. У детей младших школьников есть некоторая неординарность восприятия. Это обусловлено в основном недостатками в овладении окружающей средой, но корректность узнавание различных фигур, их безошибочное наименование у детей после 7 лет значительно улучшается в сравнении с детьми-дошкольниками. Но верно называют геометрические фигуры всё таки не более 55% детей, начавших ходить в школу. Сохраняется у младших школьников и склонность соотнесения незнакомых им форм со знакомыми предметами. Так первоклассники именуют конус (опрокинутый) - волчком или крышей, цилиндр стаканом, четырёхгранную призму - столбиком и т.д. Это свидетельствует об остающихся ещё проблемах в отвлечении формы то объекта.
2. Проблема в назывании геометрических фигур говорит о невысокой степени ориентировки детей в формах. До начальной школы дети в большинстве случаев овладевают только двумя формами: куб и шар. Притом куб им известен больше как элемент материала для строительства (кубик), а не как геометрическая фигура. Формы, которые можно отобразить на плоскости им известны лучше, среди них круг, квадрат, треугольник. 3. В результате специального обучения дети начинают воспринимать не только сюжет картины, но и особенности композиции, а также многие выразительные детали. Ученики чувствуют знойный жаркий день во время жатвы или сырой, туманный воздух на озере. Такое восприятие совершается как единый сложный процесс постоянного движения мысли от восприятия целой картины (синтеза) к её анализу, затем снова к целой картине и снова к вычислению всё более мелких и ранее не замеченных деталей, которые позволяют глубже понять идею картины. Подбор названия, этой высшей формы обобщения, вполне доступен детям 7 - 11 лет и является эффективным средством обучения школьников выделению главного в картине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа мы увидели, что вся жизнь ребёнка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.д. Восприятие - более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также индивидуальными особенностями личности. Восприятие умственно отсталых детей характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. У таких детей сужен объём восприятия, что мешает им ориентироваться в малознакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно сказываются на успеваемости обучения учащихся (не соблюдают строку, трудности при письме элементов букв, в послоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.п.). Для совершенствования восприятия полезны разнообразные практические занятия и упражнения, которые ведут к более глубокому восприятию и следовательно, к познанию предметов и явлений. Тренировать и развивать восприятие школьников можно с помощью специально подобранных игр. Таким образом, только в практических занятиях, играх с детьми, мы поможем им преодолеть имеющиеся недостатки.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Гарбузов В.И. «Практическая психология», Ярославль, «Академия развития», 1994г.

  2. Бабкина Н.В., «Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников», Издательство «Аркти»,2002г.

  3. Бабкина Н.В., Логические задачи для детей младшего школьного возраста «Радость познания», Издптельство «Аркти», 2000г.

  4. Гордеюк Т.Н., Егошкина Л.И., «Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах», Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г.

  5. Дьяченко О.М., Бардина Р.И., «Педагогическая диагностика», Москва, Издательство «Гном», 2001г.

  6. Захаров А.И. «Как преодолеть страх у детей», М. Педагогика, 1986г.

  7. Зимбардо Ф. «Застенчивость», М. Педагогика, 1991г.

  8. Кряжева Н.Л., «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  9. Комар О., «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер времени», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  10. Кулганов В.А., Верещагина Н.В., «Консультирование в работе детского практического психолога», Издательство «Детство-пресс», 2008г.

  11. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю., «Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие», Москва, Издательство «Аркти», 2008г.

  12. Лосева В.К. «Рисуем семью», 1995г.

  13. Мустаева Л.Г., «Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития», Издательство «Аркти»,2005г.

  14. Сухарева Э.Л., «Учимся думать», «Сова», 1994г.

  15. Тихомирова Л.Ф., «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

  16. Тарабарина Т.И. «Детям о времени», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

  17. Талызина Н.Ф., «Практикум по педагогической психологии», Издательский центр «Академия», 2002г.

  18. Филипчук Г., «Семья глазами ребёнка», Москва, «Просвещение», 1989г.

  19. Журнал «Развиваем восприятие», Москва, Издательство «Розовый слон», 2000г.

31

© 2010-2022