Конспект открытого урока по окружающему миру Лесная зона. Сезонные изменения в лесу

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе



Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.

Ход урока


1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.
2. Определение темы и постановка целей урока. - Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили? - Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.) - Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.) - Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками). - Какие правила мы еще не назвали?
3. Повторение и обобщение пройденного. - Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан) - В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.) - А в какой природной зоне? (Лесной.)

- Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.) - Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.) - Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)
4. Изучение новой темы. - Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали? 1) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. - О каком времени года строки? (Об осени.) - Какие изменения произошли в неживой природе? На доске: Долгота дня Количество ясных дней Температура воздуха Осадки _ Подслушаем разговор двух деревьев. - Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски». - А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет - зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю. - Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.) - Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев? - Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93) - Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)
- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их. Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.) На балет дуб детей одевает без затей. Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.) Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.) - Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их. - Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)
Физкультминутка. Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.) Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.) Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов. Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз. Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.
- Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения. (Заслушиваются сообщения детей.) - Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.) - Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме - суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)
2) - Идем мы дальше, сделали остановку. И опять время года изменилось. Белая дорога… Кружит белый пух: То летят снежинки роем белых мух. Белая дорога, белые дома… Это наступила русская … (Зима.) - Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану) - Деревья зимой спят. - Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию. - На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 - ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 - спят - медведи, барсуки, ежи, еноты.)
Викторина о животных. На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5). У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному. 1. У кого зимой появляются детеныши? (2) 2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5) 3. Кто к зиме собирается в стаи? (4) 4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1) 5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3) 6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4) 7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3) 8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5) 9. Быстро бежит в гору, а с горы - кубарем. (1)
3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись! Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап - весна настала! - Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.) - А какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (грязный.) - Что вниз вершиной растет? (Сосулька.) - С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.) - С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения). - На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)
4) - Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета) Лето - время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши - весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их! Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)
5. Итог урока. - Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса. - Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.) Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же ее всегда беречь!
Оценки за урок.
Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)






1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

© 2010-2022