- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Суффикс -л-в глаголах прошедшего времени (3 класс)
Конспект урока русского языка на тему Суффикс -л-в глаголах прошедшего времени (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселева Л.М. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык
3 класс
Образовательная система «Школа 2100» Тема:Суффикс-л-в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Цели: Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку - наличию суффикса -л-, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Организацион-
ный момент
Вы, талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы умные, как много вы умеете, если будете постоянно работать
над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
ΙΙ. Актуализация знаний.
1. Устный опрос. Слайд 1. Глаголы обозначают ... (действия предметов). Глаголы изменяются ... (по временам). Летел, мечтал, плясали- это глаголы в ... (прош. вр.). Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... . Слайд 2. В настоящем времени стоит глагол
- удирал
- мчался
- прошмыгнул
- улепётывает
3. Упр. 352 - самостоятельное выполнение. Проверка коллективная. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил?
IIΙ.
Формулирование проблемы.
- Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке. - Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.) - А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.) - Сформулируйте тему урока. Слайд 3. Глаголы прошедшего времени.(Табличка на доске) - Составим план урока. Слайд 4.
-
Признаки глаголов прошедшего времени.
-
Как изменяются глаголы прошедшего времени?
IV. Открытие новых знаний. Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего времени - суффиксом -л-. Упр. 353 - продолжение работы со словами в зелёной рамке. Выполняется коллективно по «шагам». - Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.) - У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л. - Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице. - Прочитайте текст. - Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.) - По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени.
V. Развитие умений. Работа в учебнике. 1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка. Образец записи: Встречает, празднует, трещит (наст. вр.) Прочитает, засмеётся, оживёт(будущ. вр.) Вытащила, рассказала, уточнила(прош. вр.)
2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам. а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано: Фонарь светил... Лампа светил... Солнце светил… Огоньки светил... - Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.) - Допишите их. Прочитайте только глаголы.
Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени? Слайд 5. (Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.)
б) Практическая работа. - Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка, человек, бревно, листья - на доске).
Проверка работы. Слайд 6.
- Человек плыл.
- Лодка плыла.
- Бревно плыло.
- Листья плыли.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? 3. Самостоятельная работа в парах. Карточки (приложение 1) 4.Самостоятельная работа(индивидуально, дифференцированный подход) вставьте окончания, составьте предложения так, чтобы получился текст, кто не сможет составить отдельные предложения.(приложение 2)
VI. Итог урока.
- Прочитайте ещё раз тему урока. - Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они изменяются.) - Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.) Слайд 7. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?
VII. Домашнее задание. Упр. 5, с. 117-118.
Приложение 1.
Звёзды сверкал…, молоко закипел…, птичка запел…, радуга появил…сь, солнышко заиграл…, девочка прибежал…, ребята играл… .
Приложение 2.
Фамилия, имя_____________________________
Солнце светил…, дороги потемнел…, весна наступил…, лёд посинел…, грачи прилетел.., ручьи зазвенел…, травка зазеленел…, солнышко растопил…, птицы распевал…
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________