Конспект урока русского языка на тему Суффикс -л-в глаголах прошедшего времени (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

3 класс

Образовательная система «Школа 2100» Тема:Суффикс-л-в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Цели: Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку - наличию суффикса -л-, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.

Этапы урока

Ход урока



Ι. Организацион-

ный момент

Вы, талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы умные, как много вы умеете, если будете постоянно работать

над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.

ΙΙ. Актуализация знаний.


1. Устный опрос. Слайд 1. Глаголы обозначают ... (действия предметов). Глаголы изменяются ... (по временам). Летел, мечтал, плясали- это глаголы в ... (прош. вр.). Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... . Слайд 2. В настоящем времени стоит глагол

  1. удирал
  2. мчался
  3. прошмыгнул
  4. улепётывает
- Как определили настоящее время?

3. Упр. 352 - самостоятельное выполнение. Проверка коллективная. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил?

IIΙ.

Формулирование проблемы.


- Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке. - Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.) - А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.) - Сформулируйте тему урока. Слайд 3. Глаголы прошедшего времени.(Табличка на доске) - Составим план урока. Слайд 4.

  1. Признаки глаголов прошедшего времени.

  2. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

IV. Открытие новых знаний. Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего времени - суффиксом -л-. Упр. 353 - продолжение работы со словами в зелёной рамке. Выполняется коллективно по «шагам». - Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.) - У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л. - Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице. - Прочитайте текст. - Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.) - По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени.

V. Развитие умений. Работа в учебнике. 1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка. Образец записи: Встречает, празднует, трещит (наст. вр.) Прочитает, засмеётся, оживёт(будущ. вр.) Вытащила, рассказала, уточнила(прош. вр.)
2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам. а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано: Фонарь светил... Лампа светил... Солнце светил… Огоньки светил... - Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.) - Допишите их. Прочитайте только глаголы.
Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени? Слайд 5. (Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.)
б) Практическая работа. - Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка, человек, бревно, листья - на доске).
Проверка работы. Слайд 6.

  • Человек плыл.
  • Лодка плыла.
  • Бревно плыло.
  • Листья плыли.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил? 3. Самостоятельная работа в парах. Карточки (приложение 1) 4.Самостоятельная работа(индивидуально, дифференцированный подход) вставьте окончания, составьте предложения так, чтобы получился текст, кто не сможет составить отдельные предложения.(приложение 2)

VI. Итог урока.


- Прочитайте ещё раз тему урока. - Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они изменяются.) - Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.) Слайд 7. - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения?

VII. Домашнее задание. Упр. 5, с. 117-118.

Приложение 1.

Звёзды сверкал…, молоко закипел…, птичка запел…, радуга появил…сь, солнышко заиграл…, девочка прибежал…, ребята играл… .

Приложение 2.

Фамилия, имя_____________________________

Солнце светил…, дороги потемнел…, весна наступил…, лёд посинел…, грачи прилетел.., ручьи зазвенел…, травка зазеленел…, солнышко растопил…, птицы распевал…

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022