- Преподавателю
- Начальные классы
- Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3 класса по развитию психических познавательных процессов
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся 3 класса по развитию психических познавательных процессов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калбанова М.И. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дана программа направленная на решение следующих задач:
- Развитие у детей произвольности психических познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображене), необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками, произвольность поведения.
- Формирование устойчивой учебной мотивации.
Организационно - методические требования к проведению занятий
1. Организация пространства в соответствии с целью занятия (удобные, комфортные условия, устранение всех отвлекающих моментов, безопасность игрушек и материалов, достаточное освещение). 2. Четкая программа занятий, ориентирующаяся на зону ближайшего развития ребенка. 3. Уверенность, что ребенок готов работать и играть. 4. Выражение эмоциональной поддержки ребенку во время всего занятия. 5. Обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку, отсутствие прямого контроля. Основное содержание групповых занятий составляют игры и упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения, на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.Структура группового занятия
1. Ритуал приветствия.. 2. Разминка. Психогимнастические упражнения
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Основная часть занятия..
5. Рефлексия прошедшего занятия.
6. Ритуал прощания.
Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия. Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого - неукоснительно выполнять его каждую встречу. В процессе работы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской группы. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае необходимости. Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: - эмоциональном - понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; - смысловом - почему это важно, зачем мы это делали, как у нас это получилось. Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог (или педагог) предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и взрослому.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
№ занятия
Задачи занятия
Содержание
Инструментарий
Занятие 1
Создание условий для более близкого знакомства детей в микро группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
-
Игра «Мяч»
-
Игра «Раскрась и расскажи»
-
Игра «Вставь буквы»
Мяч, музыкальное сопровождение. Тексты, карточки со словами
Занятие 2
Стимулирование внутригруппового общения, развитие целостности восприятия образных представлений, способности комбинировать и перестраивать элементы изображения.
1.Игра «Фигуры в спутанных линиях».
2.Игра «Картины из чернильных пятен»
3.Игра «Превращаем буквы в рисунки»
Бумага и цветные карандаши, краски.
Занятие 3
Развитие памяти, внимания, словарного запаса, развитие межличностного общения в группе
1.Игра «Вставь буквы»
2. Упр. «Найди и подчеркни слова»
3.Составь сказку
Карточки со словами
Занятие 4
Развитие наблюдательности, внимания, памяти.
1.Игра «Самый внимательный»
2.Игра «Доскажи словечко»
3. Упр. Слова ходят парами.
Карточки со словами
Занятие 5
Развитие гибкости мышления при работе с образной информацией; развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей.
1.Игра «На что это похоже»
2. Упр. «Продолжи узор»
3. Подбери необходимые по смыслу слова
Лист бумаги с нарисованными двумя рядами контурными изображениями.
Занятие 6
Развитие внимания, логического мышления.
-
Игра «Лишние слова»
2. Назови слова.
3. «Сделай умозаключение по аналогии»
Карточки.
Занятие 7
Развитие, произвольного внимания, памяти, воображения, расширение словарного запаса.
1. Упр. «Выполни по образцу за две минуты»
2. «Объедини слова»
3.Упр. «Найти и подчеркнуть слова»
Карточки со словами.
Занятие 8
Развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, расширение словарного запаса.
1.Игра «Склеенные предложения».
2. Игра «Рассказ наоборот».
3. Составь пары
4.Упр. «Нелогичные ассоциации»
Набор предметных картинок
Занятие 9
Развитие мышления, наблюдательности, восприятия, памяти.
1.Игра «Что лишнее?»
2. Упр. «Нелогичные парные ассоциации»
3.Упр. «Мыслительные образы и эмоции»
Ручки, бумага.
Занятие 10
Развитие логического мышления, умения рассуждать
1. Упр. «Подбери слово»
2.Игра «Сложи фигуры».
3. Упр. «Нелогичные ассоциации»
Ручки, бумага.
Занятие 11
Развитие произвольного внимания, памяти, словарного запаса.
1. Упр. «Запиши слова».
2. Игра «Сложи фигуры»
Листы с заданиями
Занятие 12
Развитие творческого мышления, произвольного внимания, памяти.
1.Игра «Слова-близнецы».
2. Игра «Числа вокруг нас».
3. Игра «Раскрась розовое слово».
Карточки, карандаши.
Занятие 13
Развитие произвольного внимания, логического мышления
1. Упражнение «Пословицы».
2. Анаграммы.
3. Упражнение «Пойми закономерность и впиши слово».
Карточки с заданиями.
Занятие 14
Развитие логического мышления, умения рассуждать.
-
Игра «Помоги собрать гостей!»
2. Упражнение «Распредели фразеологизмы на две группы».
3. Игра «Отгадай, что я задумал, и дорисуй».
Карточки, ручки, карандаши.
Занятие 15
Развитие смыслового запоминания, творческого воображения
1. Игра «Свяжи слова».
2. Игра «Нарисуй картинку».
3. Упражнение «Составь предложения по опорным словам».
Слова для представления.
Листы бумаги с изображением одного элемента.
Карточки со словами.
Приложение
- Игра «Раскрась и расскажи».
- Охота на кота.
- Игра «Вставь буквы»
ТРЁХБУКВЕННЫЕ СЛОВА
до (…) ак (м)
сы (…) ак (р)
лу (…) от (к)
та (…) уб (з)
со (…) ож (н)
чи (…) (ж)
ме (…)уб (д)
па (…) от (р)
- «Фигуры в спутанных линиях»
- Что для тебя было в задании самым лёгким/трудным?
- Легко ли ты находил разные изображения?
- Изменилось ли твоё настроение после рисования? Если да, то как?
-
Игра « Найти и подчеркнуть слова».
Перед вами - буквенный текст, в котором «спрятаны» разные слова. Вам необходимо как можно быстрее прочитать этот текст и найти, подчеркнуть имеющиеся в нём слова.
(На листе бумаги представлен буквенный текст).
ЫРКУЖВШЭЕЖЙФЪЯДНЮСУПТОВРЧАЙЛИЩУХОЮЬЯТАЗУГЕК
ЛЕФРИСПЗЫЭМАКРУЗГОДБАЖЮЧИЖЙСДУСШИФМОХДСДЮ
СЛОНБЩ
ФЫЯЙЦОМАЮНЕБОЖХЕМУХАТОЪЛЫЖЫПЮНАИСТГУВАЗА
МРОЗА
ЦЭБАНАНЗЕБЖИРАФГОБДИВАНЮТЖАКУЛАЧУХБЕЛКА
ПСАХАР
ЩЭМАЛИНАФОБГИТАРАЖУТЧАЙНИКСОЛИУЛИТКАЮХЭОГУРЕЦ
ЗМУХОМОРКУЗАВТОБУСЫЮТСКРИПКАМИВНОПЫЛЕСОСЮЖЙСЩ
-
«Превращаем буквы в рисунки»
Посмотрите на доску: там написана одна буква алфавита и рядом нарисовано животное. Как вы думаете, есть ли что-то общее между этой буквой и рисунком? Давайте посмотрим, как мне удалось превратить букву в рисунок. Возьмите свои карандаши и бумагу и вместе со мной шаг за шагом выполните «превращение». Молодцы, каждый из вас смог стать волшебником. А теперь самостоятельно попробуйте превратить эту букву в различных животных. Чем их больше, тем лучше. Очень хорошо. Мы с вами потренировались в «превращениях», и теперь вы перед каждым занятием будете становиться волшебниками, выполняя домашнее задание. Внимательно прослушайте задание. Дома вам следует придумать и нарисовать как можно больше животных из буквы «Н». В начале следующего занятия мы посмотрим, что у вас получилось.
- Игра «Вставь слог» (четырёхбуквенные слова).
- Составить сказку.
- Самый внимательный.
Со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
Со звуком «б».
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
- Упражнение «Слова ходят парами»
- Вставьте подходящее по смыслу слово.
Мы исходили городок Буквально вдоль и … (поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле волочили … (ноги)
У маленького Паши Ботинки просят … (каши) Митя был молодцом, Не ударил в грязь … (лицом).
- Упражнение "На что это похоже"?
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.
- Упражнение №5. "Продолжи узор".
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).
После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:
"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".
- Подберите необходимые по смыслу слова.
- Игра «Лишние слова»
- Возьмите большее количество слов - как основных, так и лишних.
- Увеличьте темп чтения.
- Задания на развитие словесно-логической памяти. (Назови слова).
Я буду зачитывать тебе слова, а ты, после прослушивания, назовешь. Можешь называть в любом порядке.
Внимание!
картон
перо
плащ
спички
вагон
уголь
кот
чернила
крестьянин
белка
нож
замок
пианино
ружье
промокашка
рука
ботинок
парнишка
уксус
дерево
карта
груша
цветок
пожар Задание 1. Назови слова, которые запомнил. (Ответы ребенка можно записывать, после выполнения задания вы сможете их обсудить, например в тех случаях, если ребенок привнес что-то от себя, изменил род или число слова и т. д. Попытайтесь найти причину этого.) Задание 2. Расскажи, каким образом ты запоминал слова. ЗАДАНИЕ. Постарайся вспомнить загадки, которые мы отгадывали. Если это задание окажется слишком трудным, то постарайтесь сначала совместными усилиями припомнить то, чему эти загадки были посвящены.
-
Сделайте умозаключение по аналогии.
- огурец георгин
- учитель сад
- огород врач
- цветок птица
- перчатка сапог
- тёмный мокрый
- стол пол
- Выполни по образцу за 2 минуты (буквы).
- «Объедини слова»
- «Найди слова»
- Составь пары (аналогии).
- «Склеенные» предложения.
- Игра «Что лишнее»
Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты) 27. Игра «Сложи фигуры». Инструкция: "Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа".
28. «Запиши слова» В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова. Лбко, раьц, ркдети, амишан, рвеям. (Блок, царь, кредит, машина, время).
29. Игра «Слова-близнецы».
Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.
"Какое слово обозначает то же самое, что и слова:
1) родник и то, чем открывают дверь;
2) прическу у девочки и инструмент для срезания травы;
3) ветку винограда и инструмент, которым рисуют.
Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".
Дополнительные задания к упражнению:
4) овощ, от которого плачут, и оружие для стрельбы стрелами (жгучий овощ и стрелковое оружие);
5) часть ружья и часть дерева;
6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;
7) подъемный механизм для стройки и механизм, который нужно открыть, чтобы полилась вод
30. Игра «Числа вокруг нас».
Запиши как можно больше слов, в состав которых входят указанные числа.
«1»_________________________________________________________________________________________________________________________________
«2»_________________________________________________________________________________________________________________________________
«3»_________________________________________________________________________________________________________________________________
31. На доске написали слова цветными мелками. У серого и голубого слов одинаковые вторые буквы, у серого и розового - третьи. Раскрась розовое слово.
МОЗГ ГОРА ВАЗА
32. Упражнение «Пословицы».
Ученику даны 8 карточек (в произвольном порядке), на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному признаку.
-
Волков бояться - в лес не ходить.
-
Смелость города берёт.
-
Дело не медведь в лес не уйдёт.
-
Семеро одну соломинку поднимают.
-
Семь раз примерь - один раз отрежь.
-
Поспешишь - людей насмешишь.
-
Семеро одного не ждут.
-
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Приведённые пословицы по смыслу объединяются следующим образом: 1 и 2 (о смелости); 3 и 4 (о лентяях); 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать); 7 и 8 (никогда не надо опаздывать). 33. Анаграммы. Реши анаграммы и исключи лишнее слово. ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ __________ __________ ____________ ___________
34.Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобки нижнего ряда. КНИГА (АИСТ) САЛАТ ДЕЛО ( ) ОМЛЕТ
ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА РЫНОК ( )ОСАДА
ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА ОЛИМП ( ) КАТЕР 35. Помоги собрать гостей! Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать.
АН - ЛО - ТИ - ДИ - ПА - КО - ДИЛ КО - КРО - ШИМ - КО - ЗЕ - ПАН - РИЛ НА - МОТ - ГЕ - БЕ - РАФ - Е - ГИ МУР - ГО - ЛА - ЛЕ - БРА - БРАЗ - ЖИ! 36. Распредели фразеологизмы на две группы, соединив стрелочкой с их значением. В два счёта. В мгновение ока. В час по чайной ложке. быстро Не по дням, а по часам. Черепашьим шагом. медленно Не сегодня-завтра. В один миг. Не успеешь глазом моргнуть. 37. Упражнение «Нелогичные ассоциации» Детям даётся несколько слов, логически не связанных между собой. Книга Цветок Сосиска Мыло Найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. 38. Игра «Отгадай, что я задумал и дорисуй» Ученик задумывает своё изображение, но не говорит о нём другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его так же одним элементом. По ходу работы придётся часто перестраивать первоначально задуманный образ. 39. «Нарисуй картинку» Перед учеником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку. 40. «Свяжи слова» Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. После прочтения всех пар через 10 минут учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов. Слива - лампа гребень - земля Синица - сестра компас - клей Лейка - трамвай спички - овца Шляпа - пчела спички - овца 41. «Составь предложения по опорным словам» «наступить - мороз, холодный - зима»; «ребята - гулять - во дворе»;дети - построить - горка»; ребята - собрать - снег - большая - куча»; горка - вырасти - центр - двор»; «дворник - заливать - горка - вода»; «дети - горка - кататься - весело».