Урок литературного чтения в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Средняя школа имени О.Шонаева Урок литературного чтения в 3 русском классе Тема урока: И.А. Крылов «Кукушка и петух» Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова. Сформировать представления об особенностях басни; развивать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц; обучать правильному, выразительному чтению с опорой на знаки препинания; развивать умение, анализировать произведение в жанре басни; находить способы изображения событий и характера героя; составлять модель басни; творческие способности; Развивать воображение, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, требовательность к себе и другим. Планируемые результаты: Предметные: уметь воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и произведения; уметь пересказывать текст подробно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; составлять модели басни, находить мораль; Личностные: применять нравственные качества характера (доброта, чуткость, внимание); Системно - деятельностные: применять умение переносить раннее полученные знания на новые объекты (новые литературные произведения). Тип урока: урок формирования навыков и умений. Оборудование урока: Мультфильм, портрет писателя, презентация к уроку. Х О Д У Р О К А 1.Психологический настрой к уроку - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. - Поговорим? (Поговорим) - О чем? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень) - О чем-то знаю я. (А что-то нам известно) - Поговорим? (поговорим) - Нам будет интересно (Все вместе) 2. Разделение на группы 1 группа - Желтое яблоко 2 группа - Зеленое яблоко 3 группа - Красное яблоко Эпиграф к уроку: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. М. Исаковский
2. Актуализация опорных знаний 1) Речевая разминка «Слишком много ножек у сороконожек» 2) На доске пословица: «Соловья баснями не кормят».
Задание: Попробуем прочитать слово баснями с ударением на первом слоге, затем - на втором, наконец - на третьем. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы. Это басня. Басня - это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В баснях животные показаны в образе человека: заяц - трусливый, волк - жадный, осел - глупый, медведь - неуклюжий, лиса - хитрая. Узнаем ее особенности, научимся выделять мораль басни. Знаменитым автором басен является И.А.Крылов. Чтобы узнать, как называется басня, необходимо отгадать загадки. Как петух: «Ку-ка-ре-ку!» Завела: «Ку-ку! Ку-ку!» Угадает, сколько лет, Растрезвонит на весь свет! Кто гадалку эту знает И загадку отгадает? (Кукушка) Он - будильник предрассветный И известный всем певец? И красавец разноцветный. Очень громко он поет, У него роскошный хвост. Зернышко весь день клюет. Нравом он совсем не прост. Он - куриный пастушок. Кто задиристый боец Кто же это? (Петушок) Выставление картинки с изображением петуха и кукушки. - Наша басня называется «Кукушка и петух». 3. Усвоение новых знаний А) Сообщение о жизни И.А.Крылова (учитель) Крылов Иван Андреевич - поэт - баснописец, драматург. Б) Сообщение ученика о биографии писателя В) - Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней. В этой басне всего 21 строка. Сейчас мы будем смотреть видео. Внимательно посмотрите, и даю задание: подумать, какой человеческий порок осуждается в этой басне. Г) Просмотр видеофильма Д) Вопросы классу - Это басня об известных нам птицах, или о чем - то ином? - Как автор относится к героям? Словарная работа Кум - крестный отец Отколь - откуда Невелички - маленькие Ссылаюсь - сослаться, указать на кого - либо или что - либо. Е) Чтение учителя Ж) Индивидуальное чтение басни учениками по ролям Беседа по содержанию басни. - Мы прочитали басню. Попробуем пояснить мораль басни, давайте попробуем описать внешний вид кукушки. - Какая она? (Маленькая, серенькая) - Она действительно поет, как говорит петух? (Нет она только кукует) - А петух, он поет громко, важно, лучше райской птички? ( Он только кукарекает) - Для чего Кукушка расхваливает Петуха? (Для того, чтобы добиться его расположения к себе) - А что сказал об их пении Воробей? (… Друзья! Хоть вы охрипнете……. Музыка плоха!) - В каких строчках заключена главная мысль басни? В чем ее мораль? (… За что, же…….. он Кукушку) Составление характеристик героев Петух Кукушка Честолюбив Честолюбива Глуп Глупа Самолюбив Самолюбива Вопросы классу - О чем же басня, прочитанная нами сегодня? (О лести, честолюбие, хитрости) - Какой поучительный вывод вы сделали из басни? (Нельзя быть честолюбивым, хитрым, лукавым, самолюбивым) - А каким нужно быть? (Честным, мудрым, рассудительным) 4. Физминутка 5. Закрепление 1) Работа в группах Задания даны по шагам на отдельных листочках. 1 группа - Басня «Стрекоза и муравей» 2 группа - Басня «Лебедь, щук и рак» 3 группа - Басня «Ворона и лисица» Алгоритм чтения басни: 1 - й шаг. Прочитайте басню. 2 - й шаг. Назовите и запишите персонажей басни. 3 - й шаг. Дайте характеристику каждому персонажу. 4 - й шаг. Выделите мораль басни. О чем она? Инсценирование басни. Выступление у доски «Защита заданий» Вопросы для класса:
  1. - Чем басня отличается от рассказа, стихотворения, сказки? (Имеет мораль)
  2. - А что такое мораль? (Нравоучение. В басне обязательно есть мораль - поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале и в конце басни).
  3. - А что же такое басня? (Басня - это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных).
  4. Задания по карточкам.
У вас листы разного цвета. Внимание тем, у кого листы красного цвета. Что написано на ваших листах? (Заголовок басни) - Какое из названий подойдет к иллюстрации? Прикрепите. Внимание тем, у кого листы желтого цвета. Что написано на ваших листах? (Мораль басни) -Выберите мораль, которая подойдет к данной басне. Прикрепите. Внимание у кого листы зеленого цвета. Что написано на ваших листах? (Отрывки из басен) - Какая подойдет к данной басне. Прикрепите. 6. Рефлексия - О чем мы сегодня говорили на уроке? (О баснях) - Кто автор этих басен? (И.А.Крылов) - А сейчас прочитайте эпиграф к уроку - Согласны ли вы со словом русского поэта? -Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. У вас на партах лежат карточки для оценивания. Оцените себя. - На сегодняшнем уроке я узнал… - Своей работой на уроке я…. - Урок для меня показался… - Мое настроение… - Материал урока мне был… 7. Комментирование оценок учителем. 8. Домашнее задание Выучить басню И. А. Крылова наизусть.
© 2010-2022