- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Дымковская игрушка
Конспект урока Дымковская игрушка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горячева Е.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- дать обучающимся возможность выявить характерные особенности росписи дымковской игрушки; сформировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины).
- углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве.
- воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером по росписи дымковской игрушки.
Задачи:
- личностные: проявлять уважительное отношение к народному искусству
- метапредметные:
познавательные УУД: с помощью учителя открывать и структурировать знания. регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,
оценивание, коррекцию знаний.
коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем.
- предметные: выявлять характерные особенности росписи дымковской игрушки; создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью; выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - путешествие
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи русской инструментальной музыки (оркестр Поль Мариа), магнитола.
Зрительный ряд: работы учащихся прошлых лет, плакаты «Дымковская игрушка»,
презентация «Дымковская игрушка», трафареты дымковских игрушек, гуашь, кисти, тычок, альбом.
Эпиграф:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. Б. Салтыков.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
1. Проверим на месте ли
- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.
2. Сегодня вам не обойтись без той, которая
- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.
И не просто машет, а бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.
3. А дневники на месте? Покажите их.
II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний
1). Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с одним из народных промыслов.
2). Чтобы понять, с каким, нам достаточно заглянуть в эту чудо - папку, где хранятся рисунки игрушек.
3). Конечно, в ней вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемые машинки. Но игрушки, что здесь нарисованы, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров, да ими и придуманы.
4). Давайте заглянем в папку, чтобы узнать какие же игрушки пришли сегодня к нам в гости. Но сначала отгадайте загадки.
Загадки.
1. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)
2. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
3. Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы! (Петушок)
4. Не пахарь, не столяр,
не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь)
5. Посмотри как хороша
Эта девица - душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
5). Посмотрите внимательно еще раз на рисунки игрушек и назовите промысел, о котором сегодня пойдет речь. (Это дымковская игрушка)
- Да, верно, тема урока: «Дымковская игрушка» (открывается тема урока в презентации).
- Прочтите эпиграф к уроку (Слайд)
(«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. Б. Салтыков. )
6). Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством? /ответы детей/
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
7) Скажите, пожалуйста, что же предстоит вам узнать и какую работу выполнить сегодня на уроке? (ответы учащихся)
- И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с дымковской игрушкой и её росписью. Перед вами маршрутный лист, на котором названы станции, где нам предстоит побывать. (Приложение1)
III. Путешествие.
Итак, в путь!
1. Станция « Всезнайка». Постановка учебной задачи.
(работа по плакатам «Дымковская игрушка»)
Ещё раз посмотрите внимательно на дымковские игрушки и ответьте на вопросы. Интересно ученики какого ряда будут отвечать дружнее, активнее?
1). Какие цвета любят мастера Дымково?
(Яркие: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. )
2). Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек? (Круги, клетки, полоски, точки, линии, кольца, ромбы и др. )
3). Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
- в ряд; - в шахматном порядке; - в клетке между линиями.
4). Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)
- между кольцами; - на кольцах; - по краю колец
5). Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка - белоснежная. )
6). А как вы думаете, почему дымковские игрушки белоснежные?
(Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
7). Что общего у всех этих игрушек?
(Веселые, праздничные, нарядные. )
8). Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
2. Станция «Музейная». Создание условий для решения учебной задачи
№
Критерии
Баллы
1
Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них
4
2
Замысел занятия реализован
3
3
Содержание урока оптимально (научно, доступно)
4
4
Проблемный характер изложения учебного материала
4
5
Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов
4
6
Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения
3
7
Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:
4
в предметной области
4
в области информационных технологий
3
в проектно-аналитической деятельности
3
в исследовательской деятельности
3
в плане продолжения образования и эффективного самообразования
4
8
Занятие способствовало развитию качеств личности:
4
коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов
4
критическое мышление
4
креативность, установка на творчество
3
самостоятельность и ответственность
4
рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу
4
толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям
3
9
Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора
4
10
Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении
4
11
Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем
4
12
Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией
4
13
Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест
4
14
Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся
4
15
Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)
4
16
Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся
4
Всего баллов:
101
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
-
Достигнуто в высокой степени 4 балла
-
Достигнуто почти в полной мере 3 балла
-
Достигнуто частично 2 балл
-
Достигнуто в малой степени 1 балл
-
Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл
Вывод:
-
от 60 до 80 баллов - отзыв положительный
-
свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта