Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дидактические игры на уроках обучения грамоте

От занятий в школе ребёнок ждёт чего-то нового, интересного, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Нельзя представить урок в первом классе без игры. Ш.А.Амонашвили писал " …без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока". Поэтому необходимо создать на уроке такую учебную ситуацию, в которой каждый ребёнок проявил бы себя. Это можно осуществить с помощью дидактической игры. Она, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательную и занимательную функцию. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой, позволяет овладеть знаниями играя, способствует развитию познавательной активности. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы: - Актуальность дидактического материала. Это помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. - Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные. - Соперничество создаёт у учеников или группы учеников стремление выполнить задание быстрее и качественнее, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться приемлемого результата с другой. Планируя учебную игру нужно придерживаться следующих требований: - Дидактические игры должны базироваться на уже знакомых детям. - Каждая игра должна содержать элемент новизны. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке. Очень много интересных дидактических игр можно использовать на уроках чтения. Как известно, чтение-это одно из главных умений человека в жизни. Именно в период обучения грамоте ребёнок овладевает сложным механизмом чтения. Как сделать так, чтобы этот процесс не превратился в скучное занятие? Приведу примеры некоторых игр и игровых моментов, которые я использую на уроках обучения грамоте. Так определять какие согласные звуки мягкие, а какие твёрдые в словах нам помогают гномики Тим и Том, образы которых я взяла из букваря Д.Б.Эльконина. Добродушный толстячок в зелёной одежде Тим живёт в зелёном домике с двумя окошками зелёным и красным. А строгий на вид гном в синей одежде Том поселился в синем домике с красным и синим окошком. Используя их образы, я провожу разнообразные дидактические игры, которые помогают детям классифицировать мягкий и твёрдый звук. Дети произносят слова с изучаемыми согласными звуками и "селят" их в домике у одного из гномов в зависимости от того, какой в этом слове согласный: мягкий или твёрдый. Можно детей разделить на две группы- друзья Тома и друзья Тима. Учитель произноси слово, та команда, чей звук есть в слове хлопает. Из урока в урок эти персонажи помогают нам освоить учебный материал. Но сюжеты игр меняются: то гномики вместе с детьми отправляются за грибами (на шляпе каждого гриба написано слово с изучаемой буквой, которая обозначает мягкий или твёрдый звук), то по аналогии "ловим" рыбу. На другом уроке гномики просят детей подобрать слова к определённой звуковой схеме. Такие игры формируют у детей навык ориентироваться при чтении на букву гласного, следующую за буквой согласного звука. С одной стороны дидактические игры, решают определенные образовательные задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, работать в паре, в группе. Например подвижная обучающая игра "Колобок" проводится мной для того, чтобы дети, работая в паре, научились вычленять звуки в слове.. Ребята выходят из-за парт, строятся парами как в игре "ручеёк"Каждой паре учитель говорит, кем они будут: (волки, медведи, лисицы и т.д.). Звери не пропускают Колобка, пока он не откупится словом, начинающимся на первый звук. Если слово не придумано, звери " съедают" Колобка. На уроках можно применять и другую игру, которая как бы с другой стороны подходит к умению вычленять звуки. Она также способствует развитию внимания, фонетического слуха, способности анализировать. Дети учатся взаимодействовать в команде. В игре "Часовой" надо наоборот нужный звук исключить. Правила в ней следующие: в стране звуков есть крепость; перед ней стоят часовые, они не пропускают звук (обычно это тот, который на этом уроке изучается). Если запрещённый звук пытается попасть в крепость, часовые хлопают в ладоши, показывая, что путь закрыт. В процессе игры "Волшебные строители", развивается мышление, речь, наблюдательность, формируется навык слогового чтения. Происходит это так: называю имена паучков- строителей (те слоги, которые надо прочитать), затем диктую от какого паучка к какому надо протянуть нить. Дети соединяют заданные слоги. Формы проведения игры разные: коллективная, групповая, в паре. Дидактическая игра "Кто играет с нами в прятки", направлена на развитие внимания, зоркости при чтении, логики, на вычленение слов из сплошной записи. Например на доске написано: ЛМАТИГРЮЖМЕДВЕДЬЦИЯ. Дети находят, кто же спрятался в этой записи. Позднее вводится игра "Шифровальщик", цель которой так же развитие фонетико-фонематического восприятия, обогащение словарного запаса обучающихся, развитие логического мышления, понимание смыслового различия звука и буквы, Дети работают в парах: один ребёнок выступает в роли шифровальщика, другой-отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Например, ански-санки и т. д. Отгадчик пытается распознать слово. Далее задача усложняется, дети шифруют словосочетания, предложения. Командная игра "Цепочка" может применяться на разных этапах обучения, в зависимости от поставленной дидактической задачи. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, сплачивает детей, обогащает словарный запас, развивает речь, мышление, воображение. Основывается она на приёме "продолжи предложение". Класс можно разбить на группы, каждая из которых должна продолжить своё предложение. Например: Слушаю музыку, маму, учителя…Строю башню, дом, замок… Игровая задача состоит в том, чтобы создать цепочку длиннее. Вот, казалось бы, развлекательная игра"Ну-ка, отгадай", но она направлена на развитие речи, логики, воображения. В этой игре дети совершенствуют своё умение работать в группах. Первая группа задумывает название какого-либо предмета. Вторая, задавая вопросы, должна его отгадать. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только "да" или "нет". Две группы встают в линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: "Оно живое ?" Первый ребёнок из первой группы отвечает: "Да", и т.д. После угадывания предмета группы меняются ролями. Таким образом, использование в учебном процессе игр и разнообразных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Подытоживая выше сказанное словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучении. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью [52, с. 16].



© 2010-2022