Как создать портфолио учащегося начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений ученика в широком образовательном контексте ( в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия)

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности.

Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция портфолио достижений ученика, цель которой помочь проследить развития ребенка , обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. Портфолио личностных достижений учащегося - педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся

Портфолио личностных достижений учащегося является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Оно позволяет реализовать одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий. Кроме того позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся и предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфолио учащегося это эффективный способ для организации продуктивной совместной деятельности учащихся, классного руководителя, учителей-предметников, родителей, психологов.

Задачи:

  • изучение и раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка интересов, склонностей, способностей учащихся;

  • развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;

  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

  • формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;

  • содействие успешной социализации учащихся.

Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.


Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Одним из основных условий составления Портфолио ученика является установка тесного сотрудничества между всеми участниками.

Обязанности учащегося:

  • Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.

  • Аккуратно в соответствии с принятыми временными периодами ведет в портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.

  • Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления портфолио), отражающие его индивидуальность.

  • Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию

  • При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)


Обязанности родителей:

  • Помогают ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой

  • Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов портфолио.

  • Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

  • Участвуют в заполнении соответствующих разделов портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в портфолио.

Обязанности классного руководителя:

  • Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.

  • Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.

  • Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.

  • Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.

  • Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

  • Готовит итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).


Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:

  • Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Потрфолио.

  • Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)

  • Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.

  • Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.

  • Педагоги дополнительного образования, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации.

  • Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.).

  • Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.

Обязанности администрации:

  • Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы школы в рамках ФГОС.


Структура и содержание Портфолио :


Титульный лист Портфолио содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс) и фото ученика.


Портфолио имеет следующие разделы:


Раздел "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"

  • итоговые отметки по предметам базисного учебного плана;

  • контрольные, диагностические работы, мониторинги;

  • сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности.


Раздел "Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности"

  • сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, праздники, социальные акции и т.д.)

  • сведения об участии в школьных, районных, городских и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.);

  • сведения об участии в проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах.


Раздел "Мои грамоты"
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.

Раздел "Творческая мастерская"
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.

Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия.

Раздел "Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности"

  • отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, учителей-предметников, других педагогов, администрации, педагогов дополнительного образования, родителей);

  • рецензии на работы учащихся;

  • вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах.


Раздел "Мир моих увлечений"


Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.
Портфолио, как инновационный продукт, носит системный характер. В образовательном процессе он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Функции портфолио :

- диагностическая ( фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени)

- целеполагания ( поддерживает учебные цели ученика)

- содержательная ( раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ)

- развивающая ( обеспечивает непрерывность процесса обучения от к году)

- мотивационная ( поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей

- рейтинговая ( позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика)

Особенности работы с портфолио :

-

Материалы портфолио, используемое для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования

1.Выборки детских работ - формальных и творческих ( выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий . реализуемых в рамках ООП НОО)

Обязательно - материалы стартовой диагностики,промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

2.Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения УУД ( оценочные листы и, материалы и листы наблюдений)

3.Материалы , характеризующие достижения учащихся во внеучебной ( школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.



© 2010-2022