- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
Конспект урока по литературному чтению Н. А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щедрова А.К. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
по литературному чтению в 3 классе
Тема урока: стихотворение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (в сокращении)
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Образовательная система (УМК): Школа России.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по осознанию смысла стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Планируемые результаты:
Личностные:
• пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
• применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой произведения.
Метапредметные:
Регулятивные:
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал. Фиксировать причины неудач в устной форме. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные:
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
• выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
• проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно и др.).
Предметные:
• проявлять интерес к чтению произведений Н.А. Некрасова;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
Средства обучения:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение, 3кл., 1 ч.: М.: Просвещение, 2013, 223 с.
- круги 3-х цветов.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).
1. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1. Общие основы психологии
2. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 576(747) с.
3. ФГОС НОО, М.; 2013
Этапы урока
(с указанием времени)
Дидактические задачи этапа
Содержание материала урока
Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся
Средства обучения
Анализ этапа
- Организационный момент
Здравствуйте, дети. Меня зовут Анастасия Константиновна. Сегодня я проведу урок литературного чтения.
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Эмоциональный настрой на работу
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга - верный друг детей,
С ней живётся веселей!
Словесный
___
- Подготовка к восприятию
Словесный (рассказ)
Словесный (беседа)
Разрезанная пословица
- Первичное чтение
Вербальный (учебник)
- Словарная работа до чтения
Формирование умения объяснять значение слов, расширение активного словаря Какие слова в произведении вам были непонятны? Нагоняет - приносит водой Подбиралась - вот-вот затопит все Лопочут- хлопают Прочим- другим Пропал под водой- скрылся под водой гуторя - разговаривая горемыка - попал в беды (горе мыкает) тягота не велика - маленькие, легкие копошится - еле шевелится толста, как купчиха - толстая тетенька зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка) не рано уж было - должна разродиться пластом - развалившись, на животе поволок - потащил Потехи - радости прокатил я деревней - залита водой озимь - первая травка плотно - близко очень пригнал - добрался до берега причалил - поставил к берегу Словесный (разъясняющая беседа)
- Беседа по содержанию прочитанного текста
- Вторичное чтение + анализ произведения
Чтение второй части. (Приложение 1) В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту Мазая. Кто попробует? Почему дед Мазай отправился за дровами? Найдите и прочитайте строки, ответ на вопрос: Кого дед Мазай увидел на островке? Как дед называет зверят? (Он называет их: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, плуты мои) Какую находку было жаль бросать деду? Прочитайте отрывок. О чем это говорит? (Дедушке Мазаю их жалко, он любит их. Хочет помочь им в беде) Как вы думаете, что будет дальше?
Чтение третьей части. (Приложение 1) Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна? Как он вышел из этого положения? (Зачитать)
Чтение четвёртой части. (Приложение 1) "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему? В этой части часть строк короче, автор меняет ритм. И не случайно, почему?
А теперь посмотрите на эту картинку. К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее. Зачитайте. Докажите. Словесный (чтение +беседа)
Вербальный (учебник)
Наглядный (иллюстрация)
- Самостоятельная работа
Рабочая тетрадь, ручка
- Итоговая беседа
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Формирование навыков оценивания своей работы на уроке, способов достижения лучших результатов
У вас на столе лежат круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Кто сегодня хорошо рассуждал, понял рассказ, ему понравилось произведение - поднимает зелёный кружок. Кто немного не понял смысл рассказа, мало рассуждал - жёлтый кружок, кто не понял смысл рассказа, не хотел рассуждать, не понравился рассказ - красный кружок.
Кто поднял красный и жёлтый кружок, давайте вместе подумаем, над чем вам нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы вы добились больших успехов? Словесный, практический Круги 3-х цветов
Приложение 1.
1 часть
Старый Мазай разболтался в сарае:
"В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть ?..
2 часть
Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
3 часть
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
" То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!"
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его - тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
"Взял бы я вас - да потопите лодку!"
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
4 часть
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и "с богом!" сказал...