Программа кружка Занимательная математика 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Дополнительная образовательная программа

«Занимательная математика»

Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 9-10 лет







Автор - составитель: Сединкина Лариса Александровна

учитель начальных классов













I. Пояснительная записка

Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы обучения:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Основные методы:

1.Словесный метод:

  • рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

  • наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • тренировочные упражнения;

  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Место в учебном курсе.

Курс кружка «Занимательная математика» разработан как дополнение к урокам математики для учащихся 3 класса. Он вводит учащихся в мир математики.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 9 - 10 лет в течение 1 года и предназначена для учащихся начальной школы.

Программа рассчитана на 34часа,1час в неделю.

Ценностные ориентиры.

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты реализации программы.

В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:

- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи - смекалки, задача - шутка. Загадки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • анализировать правила игры.

  • действовать в соответствии с заданными правилами.

  • включаться в групповую работу.

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).


Содержание изучаемого курса

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», и др.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Геометрическая мозаика

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе:

Деятельность

теория

практика

1

Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»

1

+

Познавательная игра

2

Историческая страничка.

2

+

Познавательная беседа

3

Развивающая геометрия

4

+

Познавательная игра

4

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

1

+

Познавательная игра

5

Лабиринт. Задачи-шутки. Математическая викторина.

4

+

путешествие

6

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

2

+

Познавательная игра

7

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

1

+

Познавательная игра

9

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»

1

+

Познавательная игра

10

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

+

общественный смотр знаний

11

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая - одинаковая»

1

+

Познавательная игра

12

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

1

+

Познавательная игра

13

Ребусы. Логическая игра «Старше - моложе»

1

+

Познавательная игра

14

Историческая страничка. Логические вопросы.

1

+

Познавательная беседа

15

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

+

общественный смотр знаний

16

Инсценировка математического рассказа

2

+

Дидактический театр

17

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

1

+

путешествие

18

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки

1

+

Познавательная игра

19

Арифметические ребусы. Загадки.

1

+

Познавательная игра

20

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

1

+

Познавательная игра

21

Математический кроссворд. Сравни рисунки

1

+

Познавательная игра

22

Практическая работа. «Математика и конструирование»

2

+

общественный смотр знаний

23

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

1

+

путешествие

24

Математические эстафеты

1

+

эстафета

25

Заключительное занятие.

1

+

викторина

ИТОГО

34

2

32

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!»

1

2

Историческая страничка. Весёлый счет.

1

3

Развивающая геометрия

1

4

Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки.

1

5

Лабиринт. Задача в стихах.

1

6

Математический кроссворд. Составь круговые примеры

1

7

Развивающая геометрия

1

8

Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого»

1

9

Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово»

1

10

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

11

Лабиринт. Составь круговые примеры.

1

12

Развивающая геометрия

1

13

Задачи в стихах. Логическая игра «Первая - одинаковая»

1

14

Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки

1

15

Ребусы. Логическая игра «Старше - моложе»

1

16

Лабиринт. Задача - шутка.

1

17

Историческая страничка. Логические вопросы.

1

18

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

19

Инсценировка математического рассказа

1

20

Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор

1

21

Лабиринт. Математическая викторина.

1

22

Игра «Математический телефон». Занимательные рамки

1

23

Развивающая геометрия

1

24

Арифметические ребусы. Загадки.

1

25

Круговые примеры. Игра «Молчанка»

1

26

Задачи в стихах. Математический лабиринт

1

27

Математический кроссворд. Сравни рисунки

1

28

Практическая работа. «Математика и конструирование»

1

29

Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам»

1

30

Математические эстафеты

1

31

Инсценировка математических рассказов.

1

32

Развивающая геометрия

1

33

Лабиринт. Логические вопросы.

1

34

Заключительное занятие. Математическая викторина.

1

ИТОГО

34

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)

д

Математика и конструирование.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые

к


Тушь

к


Бумага А

к


Бумага цветная

к


фломастеры

к


Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды

к


клей

К


Карандаши простые,

к


Техническое оснащение:

Компьютер




Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .

Литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. -М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.







Место реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).






© 2010-2022