Конспект урока Имена существительные в речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

русского языка в 3-б классе.

Урок 76/2.

Тема: Имена существительные в речи.

Тип урока: урок развития умений.

Дата проведения: 23 декабря 2013 г.

Учитель: Костенко Л.Е.

МБОУ «Гатчинская СОШ №7»

Цель как деятельность учеников: учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

Задачи:

1. Развитие умений определять тематические группы одушевлённых и неодушевлённых существительных, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить их в тексте и употреблять в речи.

2. Находить изученные орфограммы в словах и между словами, уметь графически обозначать их, правильно писать слова с этими орфограммами.

3. Обогащение словарного запаса на основе толкований новых слов.

4. Развитие чувства языка: развитие умений разграничивать по значению и написанию сходные по звучанию слова (омофоны) и (омонимы)

5. Развитие умения находить грамматическую основу предложения;

развитие умения определять в предложении части речи.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные: положительное отношение к учению, уважение к собеседнику.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева О.В. Пронина «Русский язык». Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 2. - Изд. 5-е, перераб. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012г.

Презентация.

Листы с заданием.

Цветные ручки или карандаши.

Ход урока.

Этапы работы.

Учитель.

Учащиеся.

УУД

Орг. момент

(1мин.)

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

- Девиз наших уроков: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай и смотри». Что это означает?

Слайд 1.

- Откройте тетрадь. Оформим нашу работу.

- Надо быть внимательным на уроке, если знаешь ответ - отвечать, если не знаешь - послушать других. Не бояться отстаивать свою точку зрения. Уметь слушать учителя и своих товарищей. Быть активным на уроке … . Записывают с доски дату и слова «Классная работа».

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Орфографи-ческая разминка.

(7 мин.)

Цель:

- развитие умений писать под диктовку учителя;

графически обозначать знакомые орфограммы и объяснять их написание;

- развитие умения находить грамматическую основу предложения;

- развитие умения определять в предложении части речи.

А) Запись в тетради предложения под диктовку учителя.

В лесу трещат от холодов деревья.


В) Проверка самостоятельной работы.



Подведение итогов.


- Какой части речи в этом предложении больше всего?

Подведение итогов.

1 ученик пишет на доске.

Б) Самостоятельная работа по вариантам: 1 в. - обозначить знакомые орфограммы;

2 в. - подчеркнуть грамматическую основу предложения, указать над словами части речи.

1 в. В лесу трещат от холодов деревья.

(Объясняет ученик у доски).

- «в лесу» - орфограмма - пробел, в большом лесу - «в» - предлог, пишу раздельно со словом «лесу»;

«в лесу» - в корне слова «лес» безударный гласный «е» - проверочное слово «лес»;

трещат - в корне слова «трещ» безударный гласный «е» - проверочное слово «треск»;

«от холодов» - предлог «от» пишем отдельно - орфограмма - пробел;

«от холодов» - в корне слова «холод» два безударных гласных «о» - проверочные слова «холод» и «холодный»;

«деревья» - в корне «деревь» безударный гласный «е» - проверочное слово «дерево»,

разделительный ь.

Ребята оценивают работу товарища и свою.

(Что надо было сделать, всё ли сделано).

2 в. (Отвечает один ученик). - В этом предложении говорится о деревьях, (что?) деревья, деревья (что делают?) трещат, грамматическая основа предложения - деревья трещат.

В лесу (предлог и сущ.), трещат (гл.),

от холодов (предлог и сущ.), деревья (сущ.)

- Имён существительных.

Ребята оценивают свою работу и работу товарища.

Работать по плану.

Контролировать свою деятельность.

Находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Актуализа-ция знаний (работа в парах). 10 мин

Цель:

- уточнить и систематизиро-вать знания учащихся по данной теме;

- создать условия для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1) Работа над загадками. - Положите перед собой лист с буквами. Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?

- Я буду читать вам загадки, а вы находите слова - отгадки (каждое слово вычеркните разными цветами).

«Зима»



ф

м

о

у

л

ё

д



с

н

ц

р

о

з

ш

ю

в

и

а

е

с

н

е

г

о

м

е

т

н

в

ж

к

о

н

с

в

э

з

е

е

м

и

л

ы

ь

а

и

н

о

л

й

п

н

о

ж

к

н

к

п

р

ь


г

к

с

и

и

к

ю

с

т



а

н

е

г

и

я

у


1. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

2. Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

3. Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодной, большой,

Кто я такой? (Снеговик)

4. Деревья белым уберёт,

Хотя не снег он и не лёд. (Иней)

5. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

6. Стальные маленькие кони

На льду умельца не догонят. (Коньки)

7. Тянуть их в гору трудно,

С горы спускаться - чудно. (Санки)

8. Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи)

9. Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце напекло -

Одеяло утекло. (Снег)

10. Гуляю в поле,

Летаю на воле.

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель)

- Проверьте свою работу по образцу с экрана.

Слайд 2.



ф

м

о

у

л

ё

д



с

н

ц

р

о

з

ш

ю

в

и

а

е

с

н

е

г

о

м

е

т

н

в

ж

к

о

н

с

в

э

з

е

е

м

и

л

ы

ь

а

и

н

о

л

й

п

н

о

ж

к

н

к

п

р

ь


г

к

с

и

и

к

ю

с

т



а

н

е

г

и

я

у


- Какая пара сумела отгадать и найти все слова? Вы молодцы.

- Лёд, мороз, снеговик, иней, снежинка, коньки, санки, лыжи, снег, метель. Слайд 3.

- Что объединяет эти слова?

3) Проверка домашнего задания.

- Прочитайте из домашнего задания слова, которые называют людей.

- На какой вопрос отвечают ваши слова?

- Значит, какие это имена существительные?

4) Обобщение изученного по теме.. - Ребята, что вы знаете об именах существительных? (Фронт. опрос).

(По ходу их ответа учитель составляет на доске схему - опору:

Имя существительное

самостоятельная часть речи

предмет

кто? что?

одушевлённые неодушевлённые

- Верно.

Предположения детей.

Работают в паре.

Слушают загадки, находят слова-отгадки на листочке и разными карандашами вычёркивают их.







Самопроверка с образца. Подводят итог.



- Это слова - имена существительные, неодушевлённые, общая тема - зима.

3 человека зачитывают свои варианты слов.

- Кто?

- Это одушевлённые имена существительные.

Имя существительное - самостоятельная часть речи. Имена существительные - это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос «кто?» или «что?» Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «кто?», неодушевлённые на вопрос «что?»

Ориентироваться в своей системе знаний.

Выявлять сущность, особенность

объектов. На основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Познавательные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь работать в паре. (Коммуникативные УУД)





Работать в паре.

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Постановка учебной проблемы и выход из неё.

(2 мин)

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

- Раз вы так хорошо уже различаете одушевлённые и неодушевлённые имена существительные друг от друга, то вы мне поможете разобраться вот с этим стихотворением. - Прочитайте стихотворение - шутку с экрана.

Слайд 4.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка здесь, а норки - нет!..

- Что вызвало у вас улыбку? О какой норке здесь идёт речь?

- Что же вы поняли из этого стишка?

- Обсудите в своей паре: к какой части речи относится слово «норка»? Докажите.

Читают про себя и вслух.



- Норка - это зверёк и норка - домик этого зверька.

Ответы детей.

Ответ даёт первая справившаяся с заданием пара. - Это имя существительное, т.к. можно задать вопрос (кто?) норка - это зверёк, (что?) норка - это домик.

Слайд 5.

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию. (Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

(Познавательные УУД).

Работать в паре.

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Формулирова-ние темы, целей урока.

(1 мин)

Цель:

- организовать формулировку темы, цели урока.

- Какой же можно сделать отсюда вывод?

- А как определить, когда надо задать вопрос «кто?», а когда - «что?»

- Молодцы. О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

- Мы будем учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, учиться правильно употреблять их в речи.

Слайд 6.

- Слово «норка» может быть и одушевлённым существительным и неодушевлённым.

- Это можно узнать, прочитав текст, догадаться по смыслу.

- Об именах существительных: одушевлённых и неодушевлённых.

Определять и формулировать тему и цели на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

Развитие умений - применение нового знания.

Цели:

- организовать применение нового знания;

- организовать выполнение самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку, самопроверку;

- организовать самооценку по алгоритму.



















1) - Откройте учебники на странице 15 (часть 2), упр.223.

а)- Что вы заметили?

- Одинаковые или разные явления природы названы этими словами?

- Давайте проверим наши предположения, прочитав статью в толковом словарике на стр. 192:

Изморозь, - и; ж. Снежный слой, род инея, который образуется на поверхности в туманную морозную погоду. На деревьях изморозь.

Изморось, - и; ж. Очень мелкий дождь. Осенняя изморось.

б) Коллективная работа по подбору и записи однокоренных слов. Обозначение в словах знакомых орфограмм.

в) Определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных среди записанных слов (по цепочке).

- Запомните, как пишутся эти слова, не путайте их лексическое значение, употребляйте правильно в речи.

Физкультминутка.

2)Работа над упр. 224 (устно).

- Каким словом «играет» автор в первом стихотворении?

- Как вы поняли, что значит «баранка»?

- А о каких стрелках идёт речь в загадке?

- Чем же похожи руль машины и баранка? А стрелки лука и стрелы охотника?

4)Игра «Отгадай словечко».

- А вот вам ещё подобные стихи. Но теперь задание будет следующим: разгаданные вами слова надо будет разбить на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, записав их в два столбика.

В магазине мама купит, Слайды.
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет.

(груша)

На полу она - о, ужас! -
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.

(мышка)

Он и серп - совсем не братцы,
Чуть похожи, что с того?
Календарь вместит двенадцать,
Небо только одного.

(месяц)

В них духи храниться рады,
И пилюлям место есть,
А в стакане лимонада
Их так много, что не счесть.

(пузырьки)

Есть он в двадцати полушках,
Маленьком земли клочке,
Есть на мордочке у хрюшки,
В кассе, в банке, в кошельке.

(пятачок)

Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра.

(рыба)


- Какое из этих слов может быть одушевлённым?

- А как вы напишете тогда это слово?

5). Загадки - шутки.

- Итак, у нас получилась пара: пятачок - Пятачок.

Слайд 7

- Я предлагаю продолжить составлять подобные пары. Назовите одним словом: 1. Российский город и большая хищная птица.

2. Столица Австрии и кровеносный сосуд.

3. Жанр большого художественного произведения и мужское имя.

4. Название цветка и женское имя.

- Как вы напишите эти слова, объясните.

Слайд 8.

(что?) Орёл - (кто?) орёл

(что? ) Вена - (что?) вена

(что?) роман - (кто?) Роман

(что?) роза - (кто?) Роза

- Всегда ли одушевлённые имена существительные пишутся с большой буквы?

(Работа строится по вопросам учебника.)

а) Ребята читают первую часть задания про себя, затем вслух.

- Слова «изморозь» и «изморось» произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

- Это разные явления природы, потому что изморозь бывает зимой, а изморось - осенью.

Ребята читают статью из словарика про себя и вслух.


б) Ученики читают вслух второе задание, коллективно подбирают и записывают однокоренные слова (разной части речи) к каждому из них:

Изморозь - мороз, морозный, заморозить.

Изморось - моросит, морось.

Обозначают в словах знакомые орфограммы.

в) Ученики читают вслух третью часть задания и устно называют имена существительные - одушевлённые и неодушевлённые.

(Что?) изморозь (неодуш.), (что?) мороз (неодуш.)

(Что?)изморось (неодуш.), (что?) морось (неодуш.)

Дети читают задание про себя и вслух.

- «Баранка».

«Баранка» - хлебное изделие, «баранка» - руль машины.

- Это стрелки репчатого лука.

- Они похожи формой.

Стихи читает учитель и хорошо читающие дети.

После обсуждения написания каждого слова, самостоятельно распределяют по столбикам. Один ученик работает у доски.







Самопроверка своей работы и работы ученика, работающего у доски. Итог работы.

Кто? Что?

мышка груша

рыба месяц

пузырьки

пятачок

ключ

- Слово «пятачок». Пятачок - герой сказки про Винни-Пуха.

- С большой буквы.

Орёл - орёл

Вена - вена

роман - Роман

роза - Роза или лилия - Лилия

(Что?) Орёл, название города, пишу с большой буквы, (кто?) орёл - птица, пишу с маленькой буквы и т.д.

- Нет, только имена собственные.


Работать по плану учебника, сверяя свои действия с целью; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

(Регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме.

Выразительно читать стихи вслух. (Коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, и

пользоваться статьями из словаря.

Осуществлять анализ и синтез.

Извлекать информацию из текста.

(Познавательные УУД).












Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

- Прочитайте вопрос под синей точкой на стр.16 учебника: в русском языке часто разные предметы называются одним и тем же словом. Как ты думаешь, почему?

- Приведите примеры таких слов.

- Давайте подведём итог вашей деятельности на уроке. Перед вами «лестница успеха». Покажите на веере, на какую лесенку вы сегодня поднялись?

Читают вслух вопрос.

- Они могут быть похожи друг на друга или иметь что-то общее.

- Ёрш, рукав, баранка, роза, орёл, Пушок и др.

Ребята оценивают себя при помощи веера с цифрами.

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. (Регулятивные УУД).

Делать выводы.

(Познават. УУД)

Домашнее задание.

Цель:

- организовать выполнение домашнего задания.

Упр.4, с.20

- Прочитайте задание.

- Что вы будете делать сначала, что потом?

- Кому не понятно задание?

(При необходимости задание уточняется).

Дети самостоятельно читают задание.

- Найду в учебнике «Литературное чтение»

стихотворение или рассказ, которое мне нравится, выпишу оттуда 5 одушевлённых имён существительных и 5 неодушевлённых. Подчеркну в них знакомые орфограммы.

Работать по плану. (Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).


© 2010-2022