Урок литературного чтения. 3 класс. Тема: «Сказка – ложь, да в ней намек»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова Республика Саха (Якутия) Варламова Татьяна Спиридоновна- учитель начальных классов

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: «Сказка - ложь, да в ней намек» Цели урока:

  • Обобщить читательский опыт учащихся по разделу.
  • Дать возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  • Развивать творческие способности учащихся, внимание, наблюдательность к слову.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству.
Оборудование:
  • Эмблемы для участников команд, карточки с названиями команд, жетоны с изображением животных.
  • Карточки с именами и фамилиями авторов стихотворений: Юнна Мориц, Лев Квитко, Генрих Сапгир.
  • Карточки с пословицами:
"НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ, САМ В НЕЁ ПОПАДЁШЬ", "СМЕКАЛКА И УМ К ПОБЕДЕ ВЕДУТ", "ССОРА ДО ДОБРА НЕ ДОВОДИТ", "И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ", "В ДРУЖБЕ - СИЛА", "УМ СТОИТ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ СИЛЫ", "НЕ СИЛОЙ БОРЮТСЯ - УМЕНЬЕМ", "НЕ ВСЯК УМЁН, КТО С ГОЛОВОЮ", "У НЕГО В ГОЛОВЕ РЕДЕНЬКО ЗАСЕЯНО".
  • Карточки с авторами народного творчества: русская сказка, африканская сказка, эстонская сказка, латышская сказка, сказка афроамериканцев США.
  • Выставка работ учащихся с иллюстрациями к прочитанным произведениям по разделу.
Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок всё громче, всё слышней,
И радостью душа переполняется,
Ты думаешь - распелся соловей?
А вот и нет - уроки начинаются! Пожмите руку соседа и пожелайте удачи. В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем сказке - заходи.
Начинаем урок чтения. II. Сообщение темы урока. На телевидении есть такая передача - игра о животных "Эти забавные животные". Сегодня она у нас в гостях. ( Звучит музыкальная заставка к передаче). - Кто догадался, почему я взяла тему "Животные"? - Как называются сказки о животных? (Карточка - анималистические). - Как называется раздел, где мы читали анималистические сказки, стихи и даже считалки о животных? - Итак, мы проводим обобщающий урок по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк:" В игре принимают участие 3 команды:
  • "Смелые воробьи",
  • "Резиновый ёжик",
  • "Весёлый жук".
Правила игры очень простые - за верный ответ команда получает жетон в виде фигурки животного. Чья команда наберёт больше таких жетонов, та и победит. III. Первый тур - стихи о животных. Представление команд.
  • 1 команда - выразительное чтение стихотворения Л. Квитко "Смелые воробьи"
  • 2 команда - исполнение песни "Резиновый ёжик".
- Кто автор стихов песни?
  • 3 команда - наизусть стихотворение "Весёлый жук"
Итог тура: Что объединяет эти стихи? Мы вспомнили полюбившиеся стихотворения Юнны Мориц и Льва Квитко. С творчеством этих авторов мы не прощаемся. В других разделах нашего учебника, в 3 и 4 классах мы столкнёмся с миром их поэзии. В завершении тура мне бы хотелось вспомнить замечательного поэта Генриха Сапгира. - С каким его стихотворением в этом разделе мы знакомились? - Я прочитаю стихотворение, а вы будете исполнителями - животными (звукоподражание) - Как бы эту песню пропели в лесу птицы? (слушаем пение птиц в записи) IV. Второй тур - сказки о животных. - Объявляется второй тур - анималистические сказки. 1 команда. - Как поведёт себя рак, если задумает перегоняться с лисой? а) он отстанет; б) перегонит лису; в) придумает что-нибудь ещё. - О какой сказке идёт речь? Кто её автор? ("Лиса и рак", русская народная сказка) - Расскажите эту сказку наизусть. - Сказка - ложь, да в ней намёк:", на что намекает эта маленькая, но мудрая сказка? ( Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.) 2 команда. - Говорят, что жил на свете кривоглазый и кривобокий петух - задира. Он нашёл способ спастись от лисы, поссорив её с человеком. - О какой сказке идёт речь? Кто её автор? (Как петух лису обманул", латышская сказка) Идёт инсценировка отрывка сказки. - Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка? (Смекалка и ум к победе ведут. Ссора до добра не доводит.) 3 команда - Послушайте стихотворение. О ком идёт речь? Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа и ежа,
И чижа и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке. - В какой сказке есть ответ на очень интересный вопрос о зайцах? ("Почему у зайца губа рассечена", эстонская сказка) Выразительное чтение по ролям отрывка сказки. - В чём мудрость сказки? (И мы сильны, когда вместе. В дружбе - сила.) 1 команда. - Узнай сказку по плану. 1) Царь котов. а) Глупые голуби. б) Помощь совы. 2) Ум стоит гораздо больше силы. а) Договор с гиппопотамом. б) Договор со слоном. в) Тайна открылась. ("Похождение дикого кота Симбы", африканская сказка) - Перескажите вторую часть сказки. - Сказка - ложь, да в ней намёк:, на что намекает эта сказка? (Ум стоит гораздо больше силы.) 2 команда - Узнай сказку по ключевым словам: козёл да баран, семь серых волков, в бороде сила, поджав хвосты, двух волков съел, страх нашёл. ("Напуганные медведь и волки", русская сказка) - Прочитайте по ролям конец сказки. - Чему учит, на что намекает сказка? (Не силой борются, уменьем.) 3 команда - По отрывку узнай сказку и назови автора. (Учитель читает слова кролика стр.75) ("Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну", сказка афроамериканцев США) - Среди данных иллюстраций найди те, которые соответствуют нашей сказке. (Учитель использует иллюстрации, нарисованные детьми к сказкам по данному разделу) - Расскажи, какому эпизоду сказки соответствуют эти иллюстрации. - На что намекает сказка, чему учит? (Не всяк умён, кто с головою. У него в голове реденько засеяно.) Итог тура: - Почему же, читая сказки о животных, человек должен что-то наматывать себе на ус? - Читаем сказки о животных, а задумываемся о людях. Животные в сказках говорят и ведут себя, как люди. В поступках, в характере животных люди узнают сами себя. Каждая сказка о животных заставляет нас задуматься о том, как мы поступаем в жизни, как ведём себя в обществе. - Почему авторы учебников предложили нам сказки разных народов? - Среди русских, латышей, эстонцев, африканцев и т. д. есть глупые и умные, добрые и злые, ленивые и трудолюбивые люди. Главное в человеке не национальность, а главное в том какой он человек. V. Третий тур - считалки о животных. Командам предлагается тянуть жребий. Герои считалок изображены на рисунках. Ученики рассказывают считалки, с которыми познакомились в данном разделе. - Объявляется аукцион считалок о животных. (Каждая считалка приносит дополнительный бал команде) Итог тура: - Зачем детям знать считалки? VI. Подведение итогов игры. Идет подсчёт жетонов. Выявляется победитель. В течение всего времени, пока мы изучали раздел "Сказка - ложь, да в ней намёк:" вы дома рисовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Все иллюстрации заняли достойное место на нашей выставке. Кто-то рисовал сам, кому-то помогали родители, старшие братья и сёстры. Многими иллюстрациями можно восхищаться. Я предлагаю, чтобы у каждого из вас осталась память о нашем уроке, память о прочитанном разделе, взять ту иллюстрацию, которая вам очень понравилась. В конце урока учитель читает стихотворение: Как хорошо читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать.
Совсем не знает скуки. Урок окончен. Всем спасибо.
© 2010-2022