Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Октябрь, 2014г

Сценарий классного часа «И мы тебя, поэт, не разгадали…»

(к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова)



На экране портрет М. Ю. Лермонтова, даты жизни, строки:

«И мир не пощадил его, и Бог не спас»

Организована репродукций картин «Моя душа», написанных по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, выставка книг поэта

  1. Вступление

Ученик 1:

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист берёзы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты

Вот в этот день

к живым и мёртвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся как парус над волной,

И жаждущий неистовствующей бури,

Он оборвал на взлёте голос свой,

Шагнув на встречу смертоносной пуле!

… Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это

Не сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

(И. Белоусов «Боль памяти»)

Ученик 2: … Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск… Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не смолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?

Учитель: Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы преуменьшить боль России от потери великого Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним. Что же это: нелепая случайность или всё-таки рок, судьба? Всё, связанное с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, несёт на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы… Существует легенда, что акушерка, принимавшая в ночь на 15 октября 1814 года сына у Марии Михайловны Лермонтовой, предсказала младенцу насильственную смерть. И это зловещее пророчество сопровождало Лермонтова всю его краткую жизнь. Поэт постоянно ощущал эту трагическую избранность и боролся со своей судьбой тем оружием, которым владел - творчеством, искусством. К нему всё пришло рано: любовь, размышления, сознание своей избранности и поэтический гений.

Ученик 3:

…и понять

Я не могу, что значит отдыхать?

Всегда кипит и зреет что-нибудь.

В моём уме желанье и тоска

Тревожит беспрестанно эту грудь.

Но что же? Мне жизнь всё как-то коротка,

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-то! Жажда бытия

Во мне сильней страданий роковых.

Учитель: Давайте сегодня с любовью и болью вспомним этого гения, человека, который живёт в сердцах миллионов людей.

  1. Просмотр видеофильма о М. Ю. Лермонтове
  2. Творчество М. Ю. Лермонтова
Учитель: Нам досталось колоссальное наследство: гениальные стихотворения, блестящие поэмы, чудесные прозаические произведения. Стихотворения Лермонтова о любви пронизаны глубоким чувством, но в тоже время в них часто виден мотив равнодушия, любви безответной, встречающей безразличие: «Пускай она поплачет, ей ничего не значит». Но в патриотической поэзии, стихах о военных столкновениях, исторических битвах патетически описан героизм воинов, здесь нет места печали и тоске. Знаменитое «Бородино» - величайший образец батальной поэзии, в нём гениально показан героизм русского солдата, патриотизм русского народа. Это стихотворение стало необычайно популярно, известно в самых широких кругах, было положено на музыку и стало популярной песней. Замечательно показаны в творчестве Лермонтова и картины русской истории. Это и события времён Пугачёвского восстания в незаконченном романе «Вадим», быт и нравы эпохи Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В романтической поэме «Мцыри» показан протест против насилия над личностью, порыв к свободе. Для поэта и его героя важно само стремление к свободе, готовность сражаться за неё, даже если борьба окончится неудачей. Поэма «Демон» - одно из центральных произведений в творчестве Лермонтова. Он возвращался к ней на протяжении многих лет. Содержание поэмы многосторонне: основанная на библейском сюжете о падшем ангеле, заключает в себе сложное переплетение идейно-символических мотивов: и очищение через любовь, протест против притеснения, многое другое. Не менее значительны и прозаические произведения Лермонтова: его незаконченный роман «Вадим», поднимающий исторические проблемы и их осмысление, Повесть «Штосс», ставящая социальные вопросы, затрагивающая тему положения художника в обществе, драма «Маскарад», о столкновении человеческих чувств с приличиями аристократического общества. Крупнейшее прозаическое произведение Лермонтова - роман «Герой нашего времени», писавшийся много лет и показавший человека и общество николаевской России, а также примыкающий к нему незаконченный роман «Княгиня Лиговская», где впервые обрисованы персонажи, которые будут в дальнейшем раскрыты в «Герое нашего времени».
  1. Литература М. Ю. Лермонтове
О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова существует огромная биографическая и литературоведческая литература. Прежде всего надо назвать крупный всеобъемлющий труд «Лермонтовская энциклопедия». В это издание включены статьи многих крупнейших учёных, занимавшихся творчеством Лермонтова. Здесь есть статьи о лицах, каким-либо образом связанных с Лермонтовым и его творчеством, местах, где поэт бывал и о которых писал, некоторые статьи посвящены отдельным произведениям поэта, периодических изданиях, где они печатались. Огромный вклад в изучение творчества Лермонтова внёс крупный писатель, публицист и исследователь Ираклий Луарсабович Андроников. За книгу «Лермонтов. Исследования и находки» ему была присуждена Государственная премия. В книге рассказано не только о стихах, поэмах, прозе Лермонтова, но и о том, как автор разыскивал неизвестные материалы, людей, которые хранят бесценные документы, работал в архивах, бывал в разных местах, где предполагал что-то найти. Андроников И.Л. Лермонтов. - М. : Худож. Лит., 1968. Ещё одна книга исследований и новых материлов о поэте так и называется: Лермонтов. Исследования и материалы. - Л.: Наука, 1979. Тому, каким видели поэта люди, с ним знакомые, посвящена книга М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Худож. Лит., 1989. О том, как оценивали творчество поэта русские критики, рассказывает сборник М.Ю. Лермонтов в русской критике. - М.: Сов. Россия, 1985. В сборнике представлены статьи Белинского, Герцена, Чернышевского и других критиков и писателей. Доктор филологических наук Виктор Андроникович Мануйлов, один из авторов вашего школьного учебника написал немало книг и статей о Лермонтове и его творчестве. Одна из них, написанная в соавторстве с кандидатом наук Назаровой рассказывает о жизни поэта в Петербурге, о его петербургских адресах. Книга так и называется «Лермонтов в Петербурге». Мануйлов В.А. Лермонтов в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1984. С.А. Андреев-Кривич - своеобразный учёный. О своих научных находках он пишет в увлекательной художественной форме. Такова и его книга Андреев-Кривич С.А. Всеведение поэта. - М.: Сов. Россия, 1978. Ещё одна книга. Рассказывающая о творчестве поэта в художественной форме: Марченко А. С подорожной по казённой надобности. - М.: Книга, 1084.
  1. Практическая работа
Задание 1 (учащиеся работают в группах) Предлагаем послушать стихотворение и песню «Бородино» и разгадать кроссворд

КРОССВОРД ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

(Дополни строки стихотворения)

Составитель Галушко Н.В.

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1. Звучал … (булат)

3. И вот нашли большое …: есть разгуляться где на воле! (поле )

5. Скажи-ка, …, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (дядя)

7. И отступили … (басурманы)

9. Ворчали … : «Что ж мы? На зимние квартиры?» (старики)

11. … с пёстрыми значками (уланы)

12. Слуга царю, … солдатам (отец)

14. Изведал … в тот день немало (враг)

15. … тряслась - как наши груди (земля)

16. Смешались в кучу …, люди (кони)

17. Сквозь дым летучий французы двинулись, как … (тучи)

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. Вот затрещали … (барабаны)

2. Недаром помнит вся … про день Бородина (Россия)

4. … визжала (картечь)

5. … с конскими хвостами (драгуны)

6. И было слышно до рассвета, как ликовал … (француз)

8. Ведь были ж … боевые? (схватки)

10. Забил … я в пушку туго (снаряд)

12. В дыму … блестел (огонь)

13. … наш рождён был хватом (полковник)


Задание 2 Вспомните названия произведений М. Ю. Лермонтова по ребусам

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В РЕБУСАХ (на экране)

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...

Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...Классный час И мы тебя, поэт, не разгадали...



Прошло двести лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова, его творческое наследие всё это время вызывало огромный интерес читателей. И этот интерес не угаснет никогда.

Составила учитель Карпова И. А.

© 2010-2022