Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Разнообразие растений в природе.

Цели:

Учебная : расширить представления детей о растительном мире, познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;

Развивающая : развивать познавательную активность, любознательность,

формировать информационную компетентность, учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

Воспитывающая : воспитывать умение работать в группах, экологическую грамотность и культуру , бережное отношение к природе, желание приумножать её богатства

Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, карточки с названием растений, картинки с изображением растений

Ход урока

I. Организационный момент

Класс разделён на 5 групп. Каждая группа получила задание к этому уроку: найти стихотворение и информацию о своем виде растений.

У каждой группы есть на столе гербарий мхов, цветковых, хвойных растений.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются , дышат, растут , размножаются).

- Разделите данные растения на три группы(деревья, кустарники, травянистые растения):

Дуб, смородина, берёза, ландыш, подорожник, ромашка, ель, сосна, малина, сирень, одуванчик

- Расскажите строение дерева по таблице:

Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Работа по схеме "Разнообразие растений на Земле".

Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Что же нас тогда бы окружало?

Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники. И дом сразу опустел. Нет больше деревянных шкафов. В которых хранилась одежда из хлопка и льна. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, не резиновой обуви. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород, без которого невозможна жизнь.

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок - схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока

- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие группы растений живут на нашей планете?

Разнообразие растений в природе

Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»Урок по природоведению в 3 классе «Разнообразие растений в природе»

водоросли

мхи

хвощи и папоротники

хвойные

растения

цветковые растения

- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)

- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли.

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,

Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.

Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удоб-рение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

- Кто из ребят 1 группы добавит мой рассказ?

- Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

2) Мхи.

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,

Всегда на влажной почве мой родственник растет.

Он может быть зеленым или почти седым,

Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.

В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,

Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Мхи -это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня (их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду) и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца )

- А где же их среда обитания? ( выслушать предположения)

Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания.

Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум - это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: "белый мох", "бурый мох", "красный мох" и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

- Кто из ребят 2 группы добавит мой рассказ?

- Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

Рассмотрите на своих столах гербарий. Это мох сфагнум.

3) Папоротники.

Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими!

Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Папоротники-растения, обитающие во влажных тенистых местах. У них есть корень, стебли, листья. Цветков и плодов они не имеют. Размножаются как и мхи-спорами.

-Кто из ребят 3 группы добавит мой рассказ?

-Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово "фужер" заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .

4) Хвойные растения

Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и плодов у них нет.

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.

Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.

Листья наши очень колки, называются иголки,

И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

- Почему эта группа получила такое название?

- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

-Кто из ребят 4 группы добавит мой рассказ?

- Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.

5) Цветковые растения.

Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами,

Мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и в поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю,

Нас узнаете везде.

- Почему они так называются?

- Чем они отличаются от других растений?

- Приведите примеры цветковых растений.

- Почему цветы красивы и душисты?

- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых-опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения

Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесет, разбросает по свету ветер или вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается!

- Кто из ребят 5 группы добавит мой рассказ?

- Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

IV. Работа в группах.

- Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

водоросли







мхи







папоротники







хвойные







цветковые













Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

На доску вывешивается заполненная таблица для самопроверки

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

стебли

листья

цветы

корни

плоды

семена

водоросли

-

-

-

-

-

-

мхи

+

+

-

-

-

-

папоротники

+

+

-

+

-

-

хвойные

+

+

-

+

-

+

цветковые

+

+

+

+

+

+

V. Закрепление знаний.

- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

- Где растут водоросли? (Жители воды)

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)

- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VII. Итог урока.

- Что было самым интересным?

- Что нового для себя вы узнали?

VIII. Домашнее задание:

прочитать текст учебника; пользуясь энциклопедией подготовить сообщения о заинтересовавших растениях,



© 2010-2022