- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения 2 класс А. Майков Колыбельная программа школа 21 века
Конспект урока литературного чтения 2 класс А. Майков Колыбельная программа школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Е.А. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата проведения | 06.03.2015г. | ||||
Учитель | Гаврилова Елена Анатольевна | ||||
Предмет. Программа. Класс. Тематический раздел. | Литературное чтение. «Начальная школа 21 века».2 класс . Тематический раздел: «Семья и я» | ||||
Тема урока: | В.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня». | ||||
Цель: | создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
| ||||
Задачи:
| Образовательная: • работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках. Развивающие: .развивать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, способствовать умению употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова мамочка, сестричка, сынок и т.д; развивать мышление, память, внимание; • способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества; • развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных. Воспитательные: .побудить учащихся задуматься о том, что такое семья, какими должны быть отношения домочадцев друг к другу; научить видеть и ценить любовь матери, уважать старших; • ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова; • формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений; • способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, развивать интерес и способности детей к творчеству; прививать уважение к народному творчеству.
| ||||
Планируемые результаты | Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности; метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия; познавательные - повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; коммуникативные - используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах; предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки). | ||||
Источники | учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»2класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»2класс, иллюстрации к тексту, пословицы о семье, о матери, записи фонограмм песен. | ||||
Дополнительная литература | Словарь Ожегова, Песни. Заклички. Считалки. Пословицы, поговорки. Книги В.Осеевой.
| ||||
Оборудование | Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, доска, сигнальные карточки, презентация к уроку. | ||||
Этап урока | Содержание | Формы деятельности | УУД | Контроль | |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Внимание! Проверь готовность к уроку! | фронтальная | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Само-контроль | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу над темой «Семья и я». Давайте спланируем наш урок.(слайд №1) И сегодняшний урок у нас пройдёт под эпиграфом. «Всякое дитя своей матери мило».(слайд№2) Какое задание вы выполняли дома?(чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья», подбор пословиц и поговорок о семье, семейных ценностях) -Как вы думаете, почему рассказы В.Осеевой изучаются в разделе «Семья и я».Какие ещё произведения вы читали?(слайд №3) Проверка домашнего задания: 1.Чтение рассказа «цепочкой» 2.Выборочное чтение по вопросам: - Что говорили о своих сыновьях женщины? -Как повели себя сыновья в ситуации, когда мама понадобилась помощь? 3. Рассматривание иллюстрации на странице 76. - Найдите к ней подходящие слова в тексте. - Подумай, почему старичок увидел только одного сына? 2.Чтение по ролям. Прочитаем пословицу: Всякой матери свое дитя мило. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Подходит ли она к рассказу В. Осевой «Сыновья» Вот почему я взяла эту пословицу, как эпиграф. - Какие вы ещё знаете пословицы? | фронтальная | Познавательные: Общеучебные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, логическое формулирование проблемы. Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности; метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия; коммуникативные - используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах; предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки)
| Устный | |
3.Постановка учебной задачи | А сейчас я предлагаю Вам разделиться на группы для выполнения следующих заданий (задания оформлены виде карточек): 1.Группа «Соедини пословицы» . Дерево держится корнями, при матери добро. За общим столом когда в семье лад. На что и клад, еда вкуснее. При солнышке тепло, а человек семьей. Нет лучше дружка- коли в семье вражда. Мать кормит детей, как земля людей. Не будет добра, чем родная матушка 2.Группа «Подбери рифму, определи жанр произведения.» Раз, два, три, четыре, Сестренка, собака, тётя, семья, скамья, десять, пять, сначала, опять У меня небольшая……..: Семья, квартира, начало, конец Барсучиха-бабушка Оладушков, пирогов, барсучат, котят, утят, стучат, рисуют 3.Группа Отгадай загадки: Днем работает она, |
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без ...
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй, говорит мне…
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...
4.Группа работает у доски:
Задание: определить жанр произведения на карточке и соединить с лепестком ромашки.
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Фотография стоит
В золотистой рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой...
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Машенька. Пошла Машенька
как-то с подружками в лес,
да и заблудилась
Физминутка (исполнение песни «Моя мама»)
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата- принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
познавательные - повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).
Самоконт-роль
4.Открытие нового знания
-Ребята, а почему все эти литературные жанры объединены в ромашку?(слайд№4) Кто догадался? (потому что Ромашка-символ семьи, любви и верности в России, а все задания в карточках объединены этой темой)
Остался один закрытый лепесток. Чтобы догадаться что это, нужно прослушать фонограмму.( включается фонограмма колыбельной)
-Кто догадался какое новое произведение будет сегодня?
(колыбельная) Что это за произведение?
- К какому литературному жанру относится?(фольклор) Что ещё вы знаете о фольклоре?
-Найдите в учебнике, авторское это произведение или народное? Знакомство с автором произведения (слайд № 5 )
Работа над произведение А. Майкова «Колыбельная песня»
-
Читает подготовленный ученик у доски (инсценировка с куклой).
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Похоже оно на сказку?
- Чем?
2. Словарная работа. (слайд№6 )
Али - или по-старому.
Воевал - доставал, добывал.
3. - Подумай, почему поэт выбрал заголовок «Колыбельная песня»
- Кто поёт эту песню?
-Как нужно читать это стихотворение? Почему?
Фронтальная
самостоятельная
Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата- принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
познавательные - повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).
устный
5.Первичное закрепление
1. (Отработка навыков выразительного чтения)
Работа над стихотворение «Колыбельная песня»
- Перечитайте стих медленно, четко, старайтесь представить себе то, о чем читаете. Определите своё отношение к событиям, героям.
2. Выразительное чтение стихотворения.
3. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, найдите в тексте те строки, которые относятся к этим иллюстрациям.
- Прочитайте диалог (разговор) матери и ветра.
Фронтальная
Самостоятельная
Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, рабочих тетрадях, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.
Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи, проблемы
устный
6.Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали? Что повторили?
фронтальная
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция полученной информации
Личностные: понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования.
Коммуникативные: выполняют оценку результатов работы
Самокон-троль
устный
7.Рефлексия
-Какое у вас настроение в конце урока? Что понравилось? Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (слайд№7)
фронтальная
8.Домашнее задание
Чтение колыбельной А.Майкова, работа в печатной тетради. Творческое задание: придумать свою колыбельную.(слайд №8)
фронтальная
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.
Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования
Самоконт-роль