- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Фирдоуси Шахнаме (4 класс)
Урок по литературному чтению Фирдоуси Шахнаме (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Головина Н.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение
Тема урока: ФИРДОУСИ «Шахнаме» Рассказ о рождении Сухраба.
Цели:
Обучающие:
-расширить знания учащихся;
-в занимательной форме познакомить с материалом , связанные с творчеством Фирдоуси
Развивающая:
-развитие творческих способностей учащихся;
-развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитывающие:
-показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений Фирдоуси
Методы: словесный, наглядный , продуктивный.
Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, применение новых технологии критического мышления.
Основная форма работы на уроке: групповая
Виды речевой деятельности: чтение ,говорение, слушание , письмо.
Ход урока:
-
Побуждение
1.Организационный этап урока
2. Проверка домашнего задания
а)Пересказ былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»
б)Анализ произведения
-Почему Илья жаловался на судьбу?
-Что произошло, когда пришли калики перехожие?
-Какой наказ дали богатырю странники?
-Чем Илья помог родителям?
3.Постановка темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из эпоса Фирдоуси «Рассказ о рождении Сухраба» , познакомимся с творчеством Фирдоуси.
-Как вы думаете, о чем он будет?
-
Реализация
1. Ознакомление с биографией и творчеством поэта.
-Есть городок в современном Афганистане недалеко от Кабула. Называется он Газна. Когда-то он был столицей могущественного государства Средней Азии. Правили им Газневиды, наиболее известным из этой династии был Махмуд (998-1030), султан воинственный и жестокий. В те же годы жил и творил знаменитый Фирдоуси Абулькасим. Точных дат рождения и смерти поэта наука не знает - где-то в середине X века, родился, умер в первые три десятилетия XI в (ок. 934-1024 гг.)
Несколько десятилетий создавал Фирдоуси величественный памятник персидской культуры - "Шах-наме" ("Книгу царей").
Наиболее ценной по сюжету является героическая часть, называемая иногда "Рустамиада". За национальное освобождение борется любимый народом Ирана богатырь Рустам.
У Рустама с детства обнаруживается сказочная сила: булавой он убивает белого слона; выбирает себе сказочного коня Рахша, который одним ударом копыт уничтожает кровожадного льва.
Когда иранцы обращаются к своему заступнику и спасителю за помощью, Рустам не заставляет себя долго упрашивать:
Сказал он в ответ: "Я и вся моя рать
Готовы врагов истреблять, сокращать.
Лишь весть получу о Кавусе* - в войну
Вступлю, от туранцев очищу страну"
Кавус- иранский царь, захваченный туранцами в плен.
На своем гороподобном коне Рустам спешит на помощь, а по дороге совершает 7 подвигов: его конь Рахш убивает льва, богатырь находит волшебный источник, убивает дракона Аждаха и ведьму - колдунью, пленит разбойника Улада (знавшего путь к плененному Кавусу), уничтожает мазанзарского шаха Архан-дэва (превращая его в камень), освобождает Кавуса и возвращает ему зрение .
Преисполнен глубокого трагизма эпизод трехкратного поединка Рустама с сыном Сухрабом.
Рождение прекрасного Сухраба необыкновенно. Великий богатырь Рустам заночевал у Шаха Самангала. Ночью прокралась к нему в спальню дочь шаха и обратилась к нему со смелой в девических устах речью:
Прошу я - дай мне сына
Такого же, как сам ты, исполина.
Еще никто не видел ее лица, кроме слуг и отца. Была она безгрешна телом и мудра душой, а прелестям ее не было числа. Фирдоуси - поэт Востока - ценитель женской красоты, не скупился на краски. Он называл ее луной, солнцем дня, неземной пери. Брови ее - два согнутых лука, косы два аркана, губы - что цвет рубина, а зубы - подобны жемчугу. Ее щеки пылали, как розы, блистали ушные мочки, а в них драгоценные серьги сверкали в свете лунном, и не было в мире стройнее стана. Это была звезда любви.
Рустам подивился: "Кто ты? Как зовут тебя? Зачем здесь?" и девушка призналась ему, что давно уже прослышала о нем. Молва идет, что перед его могучей рукой трепещут львы и тигры, и морские киты, что само небо стонет под его мечом; когда он разит противника в бою, то "рыдая, плачут кровью облака". От такого человека хотела она иметь сына, потому и пришла. И Рустам полюбил ее, став ее мужем "по вере, по обычаям старинным", и спросив ее руки у шаха Самангала, счастливого от такого славного союза.
Рустам же не может долго нажиться семейным уютом, его мир - степное раздолье, страсти борьбы и битв. Покинул он царские покои, оставив только молодой жене свой талисман, чтобы передала сыну, когда он родится.
Во время поединка Рустам только тогда узнал, что сражался с родным сыном, когда ничего уже нельзя было изменить: отец в 3 поединке побеждает сына.
Эпопея "Шахнаме" вошла в сокровищницу мировой литературы, и бессмертные строки Фирдоуси звучат ныне на языках многих народов.
"Вся земля наполнится молвою обо мне, я не умру, я жив, я посеял семена слов".
Фирдоуси
2.Выразительное чтение поэмы учителем
3.Словарная работа
-Какие слова вам не понятны:
Лал - драгоценный камень
Дастан - эпическое произведение в фольклоре или литературе ближнего и среднего Востока, Юго-Восточной Азии. Обычно дастаны являются фольклорной или литературной обработкой героических мифов, легенд и сказочных сюжетов.
4.Выразительное чтение поэмы сильными учениками стр. 103-106
5.Работа в группах
а)Анализ прочитанного
1 группа: Что вы узнали о Сухрабе?
2 группа: О чём был разговор Сухраба с матерью Тахминой?
3 группа: Кем был Рустам? Кто его враги?
б) Составление синквейна.
-
Рефлексия
1.Закрепление
-Какие выражения показались для вас необычными и почему?
-Можем ли мы согласиться с тем, что это эпос? Почему?
-Что такое эпос?
-Чем являются легенды, мифы и сказание?
2.Подведение итогов урока
-Чему учит нас это произведение?
3. Домашнее задание: стр. 103-106 выразительное чтение стихотворения, по содержанию текста составить свои вопросы.
4.Комментирование оценок