Конспект урока по математике «Радиус окружности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Акиндина Анна Сергеевна, учитель МБОУ «Гимназия» г. Абакана

Тема урока: «Радиус окружности»

Задачи урока:

  1. Организовать деятельность учащихся по осмыслению и первичному закреплению понятия «радиуса окружности», направленную на развитие умения строить окружность, решать задачи, способствовать развитию умения строить окружность с заданным радиусом;
  2. Развитие логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), эмоциональной и волевой сферы, памяти, произвольного внимания.
  3. Воспитание бережного отношения к математике, положительного отношения к дисциплине, толерантного отношения к окружающим, умения выслушать другого человека, умения работать в паре.

Оборудование: учебник, мультимедийная установка, нетбуки (29 шт.), циркуль .

Планируемые результаты

Виды деятельности на уроке

Предметные умения

Универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои дейст­вия;
  • представлять любое изученное на­туральное число в виде суммы раз­рядных слагаемых;
  • выполнять сложение и вычитание двузначных трехзначных чисел;
  • решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел;
  • выполнять краткую запись задачи;
  • выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при реше­нии составных задач в 2-3 действия;
  • чертить окружность, находить радиус, чертить окружность с заданным радиусом.
Личностные УУД У учащегося будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе;
  • понимание значения математики в собственной жизни;
  • интерес к предметно-исследова­тельской деятельности;
  • ориентация на понимание предло­жений и оценок учителей и товари­щей, на самоанализ и самоконтроль результата.
Обучающийся получит возможность для формирования:
  • широкого интереса к познанию ма­тематических фактов, количествен­ных отношений, математических за­висимостей в окружающем мире, спо­собам решения познавательных задач в области математики;
  • ориентации на анализ соответ­ствия результатов требованиям кон­кретной учебной задачи;

Регулятивные УУД Обучающийся научится:
  • принимать и сохранять учебную за­дачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
  • планировать свои действия в соотве­тствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образ­ном уровне;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоя­тельно;
  • принимать участие в парной ра­боте.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с учителем и одноклассниками де­лать несложные теоретические выво­ды о свойствах изучаемых математи­ческих объектов;
  • самостоятельно адекватно оцени­вать правильность выполнения действия и вносить необходимые кор­рективы в действия

Познавательные УУД Обучающийся научится:
  • строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме;
  • на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, за­дачных ситуаций;
  • осуществлять анализ объекта (по не­скольким существенным призна­кам);
  • проводить классификацию изучае­мых объектов (самостоятельно выде­лять основание классификации, нахо­дить разные основания для классифи­кации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основа­нию);
  • с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).

Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
  • принимать активное участие в работе парами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
  • координировать различные мнения о математических явлениях в сотруд­ничестве; приходить к общему реше­нию в спорных вопросах;
  • контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
Обучающийся получит возможность научиться:
  • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партне­ров.

Урок математики «Радиус окружности» 1. Орг. момент Сегодня на уроке мы получим новые знания, как всегда узнаем что-то интересное и попробуем полученные знания добавить в наш кластер. Готовы? 2. Устный счет Но чтобы узнать, о чем мы будем говорить и где эта информация будет расположена на кластере, выполните моё задание. Игра «Труба»: (по оному у доски)

Конспект урока по математике «Радиус окружности» Числа: +50: 140, 323, 546, 37, 20 Числа: - 50: 871, 64, 400, 155 + или - 50 (за каждое выполненное задание даю букву с числом) Получились числа: 190 373 596 87 70 821 14 350 105 Какое задание могли бы вы предложить с этими числами? 1. Разделить на группы:

  • Однозначные и двузначные
  • Числа, в которых в разряде единиц стоит цифра 0.
2. Представить в виде суммы разрядных слагаемых (например, самое большое число) 3. Расположить в порядке возрастания / убывания Выйдите ребята, у которых карточки, выстройтесь в порядке возрастания 14 - Г 70 - Е 87 - О 105 - М 190 - Е 350 - Т 373 - Р 596 - И 821 - Я
3. Изучение нового материала А что такое «Геометрия»? В какую область кластера я хочу вас позвать?
Геометрические фигуры. Какие вы знаете фигуры? Как выдумаете, какая фигура лишняя? (круг) Посмотрите внимательно на эту фигуру, что заметили? У нее есть граница. А как называется эта геометрическая фигура? (окружность) Сегодня мы постараемся добавить в эту область кластера что-то новое! Попробуем? И добыть это новой я предлагаю в активной деятельности.


Запишите дату, Классная работа.
Начертите окружность. Что нам понадобится? (циркуль) Обозначьте центр окружности точкой О. Посмотрите друг к другу в тетрадку - у вас получились одинаковые окружности? А вот почему так, эту проблему мы разрешим в процессе нашей работы.
Поставьте любую точку на окружности. Назовите ее. Соедините центр окружности с этой точкой. Что у вас получилось? (отрезок) Измерьте, чему равна длина этого отрезка? Надпишите над отрезком Поставьте еще одну точку. Назовите ее. Соедините ее с центром. Измерьте ее длину. Поставьте третью точку. Назовите ее. Соедините ее с центром. Измерьте ее длину. Что заметили? (отрезки равны) Сравните с отрезком вашего соседа. А теперь вы можете ответить: почему у вас у всех получились разные окружности? (выбрали разные мерки) От чего же зависит размер вашей окружности? Что мы должны сделать, чтобы у нас у всех получилась окружность одинакового размера? (выбрать одну и ту же мерку - одинаковый отрезок) В математике этот отрезок получил своё имя…. На что похож наш чертёж? (на колесо) А отрезки - это… спицы. Спица - это на русском языке, а по-латыни - радиус! А с точки зрения математики, что такое радиус? Кто сможет сформулировать? (отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности)
Начертим одинаковую окружность радиусом 3 см. Что мы должны сделать для этого? (поставить ножку циркуля к линейке, отрегулировать ножки, чтобы расстояние между ними было 3 см). Отметьте центр и начертите один радиус.
4. Работа в парах А сейчас вам предстоит работа в парах. Включите своё воображение, и с помощью только окружностей, но РАЗНОГО радиуса, попробуйте нарисовать рисунок. Что вы нарисуете - ваша фантазия. Время выполнения - 2 минуты. Какие замечательные узоры у вас получаются… Вижу уже интересных животных… А теперь поднимите свои рисунки I ряд, II ряд, III ряд. Молодцы, отлично получилось!

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.
5. Закрепление изученного материала Не только вы умеете чертить такие узоры, но и дети других школ. Попробуем решить задачу. Но сначала обратимся к кластеру и вспомним, что мы знаем о задаче.

Работа с кластером Задача: Олег использовал для узора 35 окружностей разного радиуса, Дима на 47 окружностей больше, а Мария начертила столько окружностей, сколько Олег и Дима вместе. Сколько всего окружностей начертили ребята?
Какие слова возьмем для краткой записи? Какие данные нам известны? Каков вопрос задачи? Подчеркнем его. Анализ: Чтобы узнать, сколько всего дети начертили окружностей, какие данные мы должны знать? Чтобы узнать, сколько окружностей сделал Дима, что мы должны знать? Каким действием? Чтобы узнать, сколько окружностей начертила Мария, какие данные мы должны знать? Каким действием?
Решение: 1) 35 + 47 = 72 (окр.) - начертил Олег. 2) 72 + 35 = 112 (окр.) - начертила Мария. 3) 35 + 72 + 112 = 219 (окр.) - всего. Ответ: окружностей начертили дети.
Вспомнили еще одну веточку кластера.
И переносимся на веточку другую. Это уравнение. Что вы о нем знаете? А чтобы проверить знания, откройте свои нетбуки. На рабочем столе файл «Раскрась». Откройте его с помощью программы Paint. Раскрасьте шарики по значению корней.

Конспект урока по математике «Радиус окружности» 9 - оранжевый 5 - серый 4 - коричневый x * 7 = 63 3 * x = 15 32 : x = 8 36 : x = 4 50 : x = 10 x * 7 = 28 54 : x = 6 x * 6 = 30 9 * x = 91
Как же оценить правильность выполнения? Давайте договоримся, если все правильно в вашем рисунке закрашено, вы верно нашли все корни, то серединку цветка вы закрашиваете жёлтым, если 1-2 ошибки, то голубым, а если больше 2 ошибок - красным.
А теперь последнее задание для вас, после которого мы сможем добавить новые знания в наш кластер. По уровням: 1) Начертите окружность радиусом 3 и 5 см. 2) Начертите окружность радиусом 5 см с центром в точке О и окружность радиусом 3 см, чтобы центр первой лежал на окружности второй.
Оцените свою работу, поставьте палочку самооценки на листке. наверху - у меня всё получилось, я правильно начертил обе окружности, соблюдая все требования. посередине - я правильно начертил только одну окружность внизу - я не смог начертить окружности заданного радиуса.
Итог урока: Итак, ребята, сегодня мы вновь путешествовали по кластеру математических знаний - что-то узнавали новое, а что-то только вспоминали и закрепляли. В каких веточках кластера мы были? Что мы можем добавить в наш кластер? Новое понятие - радиус
Мы снова смогли расширить наши знания. Интересно узнавать новое? Тогда нас ждет еще много-много новых математических знаний.
Дополнительно для творческих детей - попробуйте начертить узор, используя только окружности.
Спасибо, ребята, за урок!

© 2010-2022