- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему К. Паустовский Кот-ворюга
Конспект урока по литературному чтению на тему К. Паустовский Кот-ворюга
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Павленко А.В. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературному чтению в з классе ( по учебнику Э. Э. Каца «Литературное чтение 3 класс»).
Подготовила: Павленко А.В.
Тема: К.Паустовский «Кот-ворюга».
Цель: обучать приемам работы над художественным произведением;
развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: научится выявлять чувства автора, находить авторские приемы, используемые для характеристики героев.
Метапредметные:
1.Регулятивные: планировать работу, определять последовательность промежуточных результатов, аргументировать вывод
2. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов
3. Коммуникативные: ставить вопросы, сотрудничать в поиске необходимой информации
Методы обучения: словесные, наглядные.
Оборудование: компьютер, учебник.
Ход урока. 1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок!
Садитесь, поудобнее,
Сейчас начнем урок! (слайд).
- Речевая разминка.
Дыхательная гимнастика:
а). Звукоподражание
Шум леса - Ш-ш-ш
Полёт пчелы - З-з-з
Полёт жука - Ж-ж-ж
Надувание шарика - Ф-ф-ф
Сдутие мяча - С-с-с.
б). Работа над скороговоркой.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота (слайд).
- Вступительная беседа.
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит ( о коте).
- Сегодня мы продолжим разговор о рассказе «Кот-ворюга» (слайд).
б)Сообщения об авторе.
- Кто автор этого произведения? (К.Г.Паустовский) (слайд).
- На выставке книг его произведения, с которыми мы знакомились ранее (слайд).
- Что мы знаем о жизни этого известного писателя? (ответы детей).
Биография Паустовского.
Паустовский родился в Москве. Годы детства он провёл в семье деда и бабушки в Украине. Он окончил Первую киевскую гимназию, Киевский университет, поступил в Московский университет, но не окончил его. Он сменил множество профессий: был вагоновожатым, санитаром, учителем, рабочим, журналистом, познавал жизнь и собирал материал для своих будущих книг.
Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провел в Тарусе, маленьком при окском городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым "почетным гражданином" города. Над обрывом реки Таруски стоит в саду бревенчатый дом, половина которого принадлежала К.Г. Паустовскому (слайд).
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями, написал много произведений (слайд).
Все герои произведений Паустовского - добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые понимают и сердцем чувствуют природу. Его рассказы для детей полны мягкого юмора, лиризма, теплоты.
- Повторение изученного.
- Как называет его автор? (ворюга)
б) - Что значит это слово? Какие однокоренные слова можно подобрать?
- Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга», «хитрюга» (слайд).
- О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи).
- Выразительное чтение 3 части «по цепочке».
- Кем теперь стал кот?
- Как стали его называть? Почему?
- Будет ли он теперь воровать?
- Почему кот стал следить за порядком во дворе?
6. Физминутка.
7. Работа над содержанием текста.
Основные изменения в жизни главного героя.
(подбираем глаголы) (слайд к каждому ответу).
Кот сначала (что делал)?
Воровал (затем он…)
Попался (что с ним сделали)?
Накормили (как он себя повёл)?
Перестал воровать (кем он стал для хозяев)?
Хозяин и сторож.
Выборочное чтение.
- Посмотрим наиболее яркие фрагменты из жизни героя рассказа (слайды).
- «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»;
- «он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб»;
- «почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота»;
- «кот попался этим же вечером»;
- «кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю»;
- «кот, дрожа от негодования, подкрался к курам»;
- «кот ел больше часа, а потом перевернулся на спину и мирно захрапел…».
8. Гимнастика для глаз.
9. Работа в группах. Задание каждой группе (слайды).
Группа 1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
Группа 2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
Группа 3.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
Ответы на задания.
Задание 1.
Кот-ворюга - главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит, рыжий, разорвано ухо и отрублен кусок хвоста, дикие глаза, тощий. Вызывает чувство жалости. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.
Задание 2.
Обворовывал, ловко прятался, грозно выл, отчаянно упирался. Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.
Задание 3.
Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
Вор-воришка-ворюга. 10. Обобщение. - Почему коту приходилось воровать?
- Все считали его бродягой и бандитом, а как выглядел кот, когда его вытащили из-под дома? (прижал уши, поджал хвост, тощий);
- Почему герои отказались выдрать кота, а просто дали ему поесть?
Кошки, как и другие животные, когда-то были дикими. Считается, что первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне в долине Нила. Они обожествляли животных, поклонялись им, в том числе и кошке. Дикие кошки существуют и сейчас: камышовые, барханные, степные, лесные и т.д. Человек отбирал домашних кошек в течение 10 000 лет, и этот отбор закрепил в кошках полезные для человека качества. Несмотря на то, что кошки научилась жить рядом с человеком, они обладают независимым характером, любят свободу и не терпят принуждения. Но в некоторых случаях кошка остаётся бездомной, и человек приходит ей на помощь.
11. Сообщение о питомнике в городе Костанае.
В городе Костанае создан реабилитационный центр для бездомных животных «Костанай ЗОО Пульс». Доктор ветеринарных наук Юрий Шагиахметов, кандидат ветеринарных наук Виктория Машадиева и волонтеры объединения стараются пристроить питомцев в хорошие руки. Приносят бездомных хвостатых сердобольные бабушки, которые находят их в подвалах и подъездах.
- Наша цель - реабилитировать ослабленных, покалеченных бездомных кошек, - поясняет Виктория МАШАДИЕВА. - Здесь мы их лечим, кормим, чтобы потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого животного был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил (слайды).
12. Обзор выставки рисунков детей, сообщения о своих питомцах.
13. Работа над пословицей (слайд). - Есть такая казахская пословица
«Өз көшесінде жаман ит те жолбарыс».
Она означает: «В своём дворе и дворняжка тигром глядит».
- Как понять это выражение?
- Какие пословицы о животных вы нашли?
(«Доброе слово и кошке приятно» и т.д.).
14. Дописать стихотворение.
- А сейчас мы себя попробуем в роли поэтов. По первым двум строчкам составить буриме: «Был когда-то я знаком
С рыжим мистером котом…» (слайд).
15. Тест «Самый внимательный читатель» по рассказу К.Паустовского «Кот-ворюга» (слайд). Взаимопроверка (слайд). 16. Обобщение. Выделить главную мысль рассказа Паустовского «Кот-ворюга» (слайды).
- Надо накормить бездомных животных.
- Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.
- Жадность и воровство всегда будут наказаны.
- «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.
Объяснить высказывания (слайд).
- «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей»
Ю. Мориц
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент- Экзюпери
17. Рефлексия.
- Какие выводы вы сделали для себя?
18. Домашнее задание.
Читать; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота).