Урок развития устной речи на тему Зимушка-зима (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Зимушка-зима». Тип урока: нетрадиционный (театрализованный). Цели урока: обобщение и систематизация знаний и представлений о времени года - зима. Задачи урока: Образовательные:

  • закрепить ранее полученные знания;
  • обобщить и систематизировать знания и представления о зиме;
  • расширять словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
  • корригировать зрительное восприятие учащихся;
  • корригировать и развивать устную речь учащихся;
  • корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.
Воспитательные:
  • воспитывать познавательный интерес, дисциплину;
  • воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
  • картинки «Декабрь», «Январь», «Февраль»,
  • фильм «Зима-красавица!»,
  • музыка для танца с Зимой,
  • компьютер,
  • подарок для Зимы - рукавички,
  • снежинки,
  • детали для снеговиков (6 комплектов маленьких и 1 - большой),
  • тема урока на ватмане,
  • карточки сос словами «зи-ма», «де-кабрь», «ян-варь», «фев-раль»

Ход урока:

  1. Организационно-подготовительный этап:
Цель - подготовка учащихся к работе на уроке.
  • по звонку найти своё место,
  • взаимное приветствие,
  • рапорт старосты класса, определение отсутствующих,
  • организационный момент:
- Здравствуйте, ребята!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

  • Сообщение темы урока.

- Дети, сегодня на уроке развития устной речи вам предстоит выполнить много разных заданий, показать свои знания и умения. Но прежде, чем мы приступим к теме нашего урока, подготовимся к работе.
  • Самомассаж.

Глазки готовы? (поглаживание верхних век)

Ушки готовы? (растирание ушных раковин)

Ручки готовы? (растирание ладоней)

Ножки готовы? (топанье ногами)

А язычок?

  • Артикуляционная гимнастика:

- Погулять язык собрался (открыть рот): - Он умылся (кончиком языка провести по верхним зубам), - Причесался (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперёд и обратно спрятать). - На прохожих оглянулся (облизнуться), - Вправо, влево повернулся (повернуть язык в указанную сторону), - Вниз упал, наверх полез (опустить язык вниз и поднять вверх). - Раз - и в ротике исчез (спрятать язык во рту)!
  • Дыхательная гимнастика: «Снежинка и варежка»

-Дует, дует ветер, Дует, задувает. Белую снежинку С варежки сдувает.
  • Вступительное слово учителя:

Снег идёт,

Мороз морозит,

Лёд леденит,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зима)

- Дети, а после какого времени года наступает зима? (после осени)

  1. Основной этап.

Цель - закрепление, обобщение и систематизация знаний о зиме.

  • Сообщение темы урока.

- Итак, какое время года у нас сейчас? (Зима) Учитель показывает карточку со словом «зи-ма». - И наш урок сегодня посвящён волшебному времени года, который называется - зима. - А какой сейчас месяц? (Февраль) - Верно! Февраль - это последний месяц зимы. - А какие ещё зимние месяцы вы знаете? (декабрь и январь). Учитель показывает карточки с названиями месяцев. Словарная работа.
  • Рассказ учителя по картинкам.
Декабрь - это начало зимы, первый зимний месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем - снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Белеют дороги, крыши домов. Реки и озёра скованы льдом, воздух студёный, холодный из-за морозов. С приходом января наступает новый год. Стоят ясные морозные деньки. В это время мороз особенно трескуч. Он рисует на оконных стеклах причудливые узоры. Природа словно зачарованная отдыхает под толстым слоем снега. В это время особенно тяжело приходится нашим пернатым друзьям - птицам. Нужно их обязательно подкармливать крошками хлеба, зёрнами и семенами. Февраль - последний месяц зимы. День становится длиннее. Солнце светит ярче и чаще. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы, часто дуют ветры, метут метели. Это лучшее время для зимних забав. Дети играют в снежки, катаются на санях, коньках, лыжах, лепят снеговиков. Месяц февраль короткий, весь наполнен ожиданием весны.
  • Работа с картинками.
- Дети, ещё раз внимательно посмотрите на картинки и давайте покажем, где у нас декабрь, январь, февраль. (Выходит ученица показывает и называет вместе с учителем месяц). -Итак, мы сказали, что сейчас февраль. Значит последний месяц зимы.
  • Работа с календарём природы.
- Дети, какая сегодня погода? Солнышко светит или нет? На небе есть тучи? А снег сегодня идёт? С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем одевались осенью, чтобы не замёрзнуть и не заболеть.
  • Просмотр фильма про зиму.
- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть фильм про зиму. - Правда, зима - красивое время года? А вы бы хотели, чтобы сегодня Зима пришла к нам в класс? (да) - Но, ребята, сначала мы должны подготовить для Зимы подарок!
  • Групповая творческая работа «Рукавички для Зимы».
- Дети, давайте украсим вот эти рукавички снежинками! - Ну, вот подарок для Зимы готов, теперь можно звать её в гости! Давайте все вместе позовём её! Зимушка-зима! Зимушка-зима! Зимушка-зима!
  • Выход Зимы под музыку. Зима заходит в класс под музыку, кружится, рассыпая снежинки.

Учитель:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи -

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка - зима!

Зима: Здравствуйте! А вот и я!

Я - ЗИМА-волшебница в гости к вам пришла!

Вы скучали без меня?
Я пока сюда спешила,
Землю пухом всю укрыла.

Уложила спать зверюшек:
И Медведя, и Лягушек.
Застеклила пруд и речку.
Затопила всюду печки.

Вот как много было дел.
Ваш черед теперь поспел.
Завтра утром спозаранку
Доставайте лыжи, санки
И блестящие коньки.
Чтоб бежать вперегонки.

Дети: Здравствуй, Зимушка-зима!

Учитель: Дорогая Зима! Мы с ребятами очень рады нашей встрече! Как хорошо, что ты пришла сегодня к нам в гости! Зима: Мне не терпится поиграть с ребятами. Вы будете со мной играть? Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать.

Учитель: Дети, будем отгадывать загадки?

  • Разгадывание загадок:

Все его зимой боятся -

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ...

(Мороз)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ...

(Снежинки)

Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!

(Лёд)

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи,
Он заводит хоровод,
Это праздник…

(Новый год)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь) - Молодцы! Все загадки мои отгадали. Учитель: Зима, мы не только умеем отгадывать загадки, но ещё мы умеем читать стихи.

  • Чтение стихотворения:

Ученик: На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.

Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ! Зима: Какой чудесный стишок!

  • Д/и «Слепи снеговика».
Зима: - Ребята, я предлагаю вам тоже слепить снеговика, но только не из снега, а из бумаги, чтобы он никогда не растаял. (Зима раздаёт детям детали. Сама лепит большого снеговика на доске, а дети - маленького - на парте ). Учитель: - Какие забавные снеговики у вас получились! Спасибо тебе, Зима!
  • Подарок для Зимы (приготовленные «Рукавички для Зимы»).

- Дорогая Зима, дети подготовили для тебя подарок, примерь его, пожалуйста. Зима: Какие красивые рукавички! Спасибо вам большое!
  • Танец с Зимой.
Учитель: Дети, к сожалению. Зиме уже пора уходить. Она приглашает нас на прощальный танец. Дети вместе с учителем и Зимой кружатся под музыку в хороводе.
  • Прощание с Зимой.

Зима: Ну, а мне пора прощаться, в путь-дорогу собираться! До новых встреч!
  • Закрепление.

- Итак, про какое время года мы сегодня с вами говорили? Про зиму, верно!

- Зима приходит после какого времени года? После осени.

Снег (какой?) - белый, холодный и т.д.
Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный и т.д.
Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.
Лёд (какой?) - скользкий, блестящий, зеркальный.
Погода зимой (какая?) - морозная, снежная.

Какое время года наступит после зимы? Весна.

3. Заключительный этап
Цель - подвести итоги урока, отметить работу учащихся.

  • выводы,

  • оценка работы учащихся.

- Итак, вы сегодня хорошо поработали и заслужили хорошие оценки! Спасибо вам за работу на уроке! А вам гости спасибо за внимание!







© 2010-2022