- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование речевой среды слабослышащих учащихся в начальных классах»
«Формирование речевой среды слабослышащих учащихся в начальных классах»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черных Л.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»
«Формирование речевой среды слабослышащих учащихся в начальных классах». (Выступление на МО)
Подготовила: Черных Л.В., воспитатель первой квалификационной категории
Белгород, 2015-2016 уч.г.
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей. Впервые этой проблемой занимались: российский дефектолог, член АПНРФ, профессор Ф. А. Рау. Им были разработаны учебные планы, программы, учебники, методические пособия. Способствовал осуществлению дифференцированного обучения неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи. На основе исследований С. А. Зыкова внедрено в практику предметно - практическое обучение. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога - практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г. Коровин. Развитием речи слабослышащих детей занимался А. Г. Зикеев. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования психологов Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию Е.П. Кузьмичева.
В данной работе была поставлена следующая проблема: Каковы основные проблемы работы над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах в условиях специального (коррекционного) образования 2-го вида.
Данная работа решалась через следующие задачи:
1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме
2. Задачи работы по фоормированию устной речи
3. Понятие о речевом общении слабослышащих учащихся
4. Проанализировать обучение диалогической и монологической речи
5. Проанализировать развитие речи слабослышащих учащихся. В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом неконстантные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.
В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребенка, от времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью. Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты педагога с учеником и с класcом, учащихся между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик, проверку умений и навыков со стороны учителя, взаимоконтроль над правильностью построений фраз и словоупотреблением. Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки учеников на образцовую речь педагога, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок. Участие всего класса (пассивное и активное) в беседе создает наиболее благоприятные условия для реализации на постоянно меняющиеся условия общения. Широкое использование диалога в специальном обучении языку дает возможность соединить развитии речи учащихся с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти , мышления. Диалогическая, или разговорная, речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает последовательно включать в диалоги такие структуры :
- Вопрос - ответ (-Где ты гулял? - В парке.)
- Сообщение - вопрос - ответ (-Я гулял в парке.- С кем? -С братом.)
- Сообщение - сообщение ( - Я был в музее. - Я тоже.)
- Побуждение к действию - вопрос -ответ ( - Пойдём в кино.- На какой сеанс?- На 12 часов.)
- подкладывание табличек к картинкам, предметам, игрушкам.
- игры «Что лишнее?», «Что пропало?»
- составление простейших диалогов: - Что это? - Это ручка.
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала. Для более эффективного развития речи у слабослышащих детей воспитатели и специалисты используют различные дидактические игры, рассказывание по картинке, стихотворные шарады и т.д. В общей системе речевой работы в школе обогащение словаря, его закрепление и: активизация занимают очень большое место. Наряду с другими задачами речевой работы большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи.
Список литературы. 1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988 2. Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. - М.: Академия педагогических наук, 1963. 3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988. 4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии /Е.Н. Винарская . - М.: Просвещение, 1990. - 390с. 5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) 6. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Изд-во "Педагогика". 1976. 7. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М.: Педагогика, 1981 8. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989.-263с