«Формирование речевой среды слабослышащих учащихся в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»









«Формирование речевой среды слабослышащих учащихся в начальных классах». (Выступление на МО)


Подготовила: Черных Л.В., воспитатель первой квалификационной категории








Белгород, 2015-2016 уч.г.
Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обоснование с неизбежностью должно опираться на углубленный психологический и физиологический анализ особенностей развития этих детей. Впервые этой проблемой занимались: российский дефектолог, член АПНРФ, профессор Ф. А. Рау. Им были разработаны учебные планы, программы, учебники, методические пособия. Способствовал осуществлению дифференцированного обучения неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной разработана научно мотивированная концентрическая система формирования устной речи. На основе исследований С. А. Зыкова внедрено в практику предметно - практическое обучение. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога - практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько. Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р. М. Боскис, К. Г. Коровин. Развитием речи слабослышащих детей занимался А. Г. Зикеев. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования психологов Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию Е.П. Кузьмичева.
В данной работе была поставлена следующая проблема: Каковы основные проблемы работы над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах в условиях специального (коррекционного) образования 2-го вида.
Данная работа решалась через следующие задачи:
1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме
2. Задачи работы по фоормированию устной речи
3. Понятие о речевом общении слабослышащих учащихся
4. Проанализировать обучение диалогической и монологической речи
5. Проанализировать развитие речи слабослышащих учащихся. В отличие от нормально слышащих детей слабослышащие дети из-за крайних затруднений в восприятии речи окружающих в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные, нечленораздельные, искаженные и притом неконстантные (непостоянные) звуковые комплексы. В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений.
В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребенка, от времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью. Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь. В форме диалога и беседы устанавливаются непосредственные речевые контакты педагога с учеником и с класcом, учащихся между собой. Эти речевые формы обеспечивают активность детей, подачу им необходимого материала, помощь в его усвоении, повторяемость реплик, проверку умений и навыков со стороны учителя, взаимоконтроль над правильностью построений фраз и словоупотреблением. Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки учеников на образцовую речь педагога, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок. Участие всего класса (пассивное и активное) в беседе создает наиболее благоприятные условия для реализации на постоянно меняющиеся условия общения. Широкое использование диалога в специальном обучении языку дает возможность соединить развитии речи учащихся с познанием окружающего мира, с совершенствованием их восприятия, памяти , мышления. Диалогическая, или разговорная, речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает последовательно включать в диалоги такие структуры :

  • Вопрос - ответ (-Где ты гулял? - В парке.)
  • Сообщение - вопрос - ответ (-Я гулял в парке.- С кем? -С братом.)
  • Сообщение - сообщение ( - Я был в музее. - Я тоже.)
  • Побуждение к действию - вопрос -ответ ( - Пойдём в кино.- На какой сеанс?- На 12 часов.)
Первые два типа диалога включаются в работу в 1-2 классах, третий и четвёртый - в 3 классе. Ознакомление с современной педагогической литературой показало, что проблема развития диалогической речи актуальна и в наши дни и всесторонне изучается. Речевой материал, представленный в программе, является обязательным для работы на всех видах деятельности. Кроме того, в программе изложен объём требований к формированию разговорной речи. Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации: 1)понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2)обращаться к товарищам; 3)отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге. Я решила строить работу одновременно по нескольким направлениям: накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения. Для этого предназначаются различные задания на использование в диалогической речи наиболее употребительных слов и словосочетаний, вопросительных и побудительных предложений. На каждом занятии выделяются три направления работы над речью: основное, обеспечивающее практическое усвоение базисной лексики и базисных грамматических структур, а также формирование словесных обобщений, и дополнительные: фонетическая зарядка, фразы (отрабатываемые на слух и слухо зрительно). В этой связи вся лексика включается в простейшие по структуре поручения учителя типа "Покажи, где...", "Принеси...", "Положи...", "Возьми..." и др. Учащиеся должны научиться складывать не только названия предметов, но и простейшие фразы поручения, например: Дай ручку (книгу, карандаш, тетрадь). При дежурстве дети начинают овладевать диалогом: - Андрей, дай тетрадь.- Данил, возьми тетрадь. - Спасибо. Для 0-1 класса можно выделить задания:
  1. подкладывание табличек к картинкам, предметам, игрушкам.
  2. игры «Что лишнее?», «Что пропало?»
  3. составление простейших диалогов: - Что это? - Это ручка.
Фонетическая зарядка проводится на каждом виде деятельности. - АУ! АУ! Мы в лесу. КТО в лесу? МЫ в лесу. Одновременно проводится работа над интонацией, голосом, логическим ударением. Дети заучивают эти стихи, затем произносим в виде диалога. В виде диалогов строится работа над фразами. Дети учатся описывать погоду:- Какая погода сегодня?- Сегодня тепло (холодно). Эти предложения усложняются: - Сегодня на улице пасмурная погода. У учащихся расширяется понимание обращенной к ним речи, связанной с организацией учебного процесса. Педагог создаёт искусственно ситуацию, чтобы ребёнок проявил диалогическую активность ("У меня нет альбома", "Мне нужен карандаш", "Можно взять клей?", "Можно", "Нельзя", "Где Вова?", "Где карандаш?", "Здесь", "Там", "В классе" и др.). Учащиеся учатся давать краткие сведения о себе ("У тебя есть брат?", "Как его зовут?", "Как твоя фамилия?", "Где ты живешь?"). Этот "разговорный" материал усваивается в процессе возникновения или создания речевых ситуаций. Новый словесный материал появляется сначала в речи учителя, а затем по мере усвоения переходит в обыденную речь учащихся. Заключение. Таким образом, в целях более полного преодоления последствий дефекта неслышащие дети должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения. Овладение словесной речью - необходимое условие всестороннего развития неслышащего ребенка. Это главная задача всего учебно-воспитательного процесса. Словесная речь расширяет познавательные возможности неслышащего ребенка, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирования всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.
Формирование речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала. Для более эффективного развития речи у слабослышащих детей воспитатели и специалисты используют различные дидактические игры, рассказывание по картинке, стихотворные шарады и т.д. В общей системе речевой работы в школе обогащение словаря, его закрепление и: активизация занимают очень большое место. Наряду с другими задачами речевой работы большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи.




















Список литературы. 1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988 2. Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. - М.: Академия педагогических наук, 1963. 3. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988. 4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии /Е.Н. Винарская . - М.: Просвещение, 1990. - 390с. 5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) 6. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Изд-во "Педагогика". 1976. 7. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М.: Педагогика, 1981 8. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989.-263с


© 2010-2022