Сценарий занятия по теме «Дециметр-единица измерения длины»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Работу выполнил: студент НГПУ, ИД (ОЗО), 33 группы -Шпакович Анастасия
Возраст учащихся: 1 класс, 1-ый год обучения, 6-7 лет
Тема урока: «Дециметр-единица измерения длины»

Школа (семейная): инклюзивное обучение детей с нарушением речи и с нормой речевого развития
Наполняемость класса: 6 человек
Характеристика речевого развития учащихся и индивидуальных особенностей:

  1. Владик П.
Анамнез - функциональная сенсорная дислалия. (дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата).
Особенности - замена звука [р] звуком [л] (логопедом ведется работа над автоматизацией правильного звука); данные нарушения никак не влияют на овладение общеобразовательной программой. Подход-при обучении следует уточнять правильное произнесение звука [р] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще.
  1. Егор Я.
Анамнез - норма развития. Особенности - ребенок замкнутый, повышенный уровень тревожности, отказ от выполнения любых соревновательных упражнений и заданий в игровой форме. Подход - целенаправленное создание «ситуаций успеха» - предоставление ребенку индивидуальных задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата.

  1. Иван Ш.
Анамнез - функциональная сенсорная дислалия. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков. Особенности - . Наблюдается боковой сигмантизм: вместо звука [с] слышится шум, «щечное произношение звуков ш, ж), нарушение процесса письма (признаки оптической дисграфии: зеркальное написание цифр, и букв. Замена букв сходных по оптическим признакам (д, б, и, ш, щ, ц), пропуск букв и т.д) Работа над данными речевым нарушением находится на этапе автоматизации звуков. Ведется дополнительная работа по коррекции дисграфии. Подход - при обучении следует уточнять правильное произнесение свистящих и шипящих звуков [с, ш, ж] путем использования данного звука в речевой деятельности ребенка как можно чаще. При написании слов и цифр делать акцент на их зрительный образ.

  1. Вероника Л.
Анамнез - норма развития. Особенности - «неумение проигрывать» Подход - отсутствие конкурсных заданий, при быстром овладении материалом можно предложить выполнить дополнительное задание.
  1. Станислава В.
Анамнез -норма развития Особенности -замедленный темп работы Подход - давать меньший объём заданий или отводить больший промежуток времени на их выполнение.
  1. Игорь Р.
Анамнез - открытая органическая ринолалия, ребенка после операции (нарушение тембра голоса и звукопроизношения, вследствие анатомо-физиологического дефекта артикуляционного аппарата). Особенности - ребенок застенчив, скован и малоразговорчив; нарушение тембра голоса - назальный оттенок; нарушение не препятствует овладению общеобразовательной программы. Подход - чаще привлекать ученика в ходе урока, создавать ситуацию коммуникации.


  1. Артём К.
Анамнез - родовая травма. Особенности - нарушения неврологического характера: дрожание кистей рук и век. Трудности при письме. Подход - предлагать малое количество письменных заданий с использованием пальчиковой гимнастики и расслабляющих упражнений для кистей рук.
Цели урока:
  1. Педагогические цели: научить применять на практике единицу измерения длины «дециметр», сравнивать её с ранее известной-сантиметром.
  2. Учебная цель учащегося: ответить на вопрос «зачем мне нужен дециметр? ».
  3. Коррекционная цель: правильное звукопроизношение учащихся, накопление словаря математической лексикой.

Планируемые результаты и способы их диагностики:
  1. Предметные результаты: учащиеся знают математический термин «дециметр», его обозначение на письме, соотносят дециметр с сантиметром, чертят отрезки, используя новую единицу длины.
Способ диагностики: каждому учащемуся предлагается измерить предмет в классном кабинете и записать результаты измерения с использованием единицы измерения длины-дециметра. Планируемый результат достигнут полностью, если каждый ученик: а) понимает, что «дециметр» более крупная единица длины, чем сантиметр. В 1 дм содержится 10 см. б) может начертить отрезок, равный 10 см и подписать его 1 дм. в) измеряя предметы, ведет счет не сантиметрами, а дециметрами.
  1. Метапредметные результаты: учащиеся используют начальные математические знания счета для измерения окружающих предметов.
Способ диагностики: учащиеся, отвечают на вопрос «Нужен ли тебе дециметр в жизни, если да, то где, приведи примеры». Планируемый результат достигнут полностью, если, каждый учащийся приводит такие примеры. Уровень (степень) достижения планируемых результатов определяется по разнообразию приведенных учащимся примеров
  1. Личностные результаты: у учащихся сформирован учебно-познавательный интерес к измерениям.
Способ диагностики: спросить у учащихся а) интересно ли проводить измерения, если интересно, то что? б) хочешь ли рассказать о своем открытие, сделанном на уроке? Что именно? в) что бы ты хотел еще узнать? Чему научиться? Планируемые результаты достигнуты, если каждый учащийся ответит на эти вопросы, если и после урока дети будут измерять предметы и обозначать длину в дециметрах, если родители затем поделятся, что их ребенок рассказывал о новой единице длины-дециметр, если дети после урока делились с учителем своими соображениями по поводу измерений, подходили и рассказывали о том, когда и что они измеряли тот или иной предмет.
  1. Коррекционные результаты:
  • Владик П. - правильно произносит звуки [р], [р`],.
  • Егор Я. - принимает участие в выполнении всех заданий; поддерживает коммуникацию со сверстниками, пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.
  • Вероника Л.- поддерживает коммуникацию со сверстниками, принимает участие в выполнении всех заданий.
  • Станислава В. -пополнил словарный запас словами: дециметр, измеряю, единица длины.
  • Иван Ш.- правильно произносит свистящие звуки и шипящие: ([с], [с`], [ш], [ж]).
Способы диагностики: при привлечении каждого из названных учащихся во время урока к речевой деятельности учитель помогал каждому преодолеть или компенсировать нарушенную функцию речи (это обеспечивало получению опыта правильного произнесения, расширению лексики), каждый учащийся на уроке осуществлял речевую и коммуникативную деятельность и получил помощь от учителя адекватную нарушению речи.

Языковой материал урока: Основная лексика: сантиметр, дециметр, отрезок, линейка, измерить.
Используемые на уроке грамматические формы и правила: чтобы измерить длину отрезка (или предмета), нужно, чтобы начало линейки с делением ноль совпало с началом отрезка или краем измеряемого предмета, в одном дециметре содержится 10 сантиметров, дециметр больше сантиметра. Коррекционная работа: Данная работа ведется в трех основных направлениях - отработка звукопроизношения учеников (свистящих и шипящих звуков: [с], [с`], [ш], [ж], сонорных звуков [р], обогащение словарного запаса детей математической лексикой и развитие коммуникативных умений учащихся.
Коррекционная работа на уточнение звукопроизношения: формирование правильного звукопроизношения на фоне правильной артикуляции звука в процессе повторного проговаривания.
Коррекционная работа на обогащение словарного запаса: уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов по теме «Единицы измерения длины», дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи по данной теме урока (измерять, длиннее, короче и так далее).
Коррекционная работа на развитие коммуникативных умений: работа по взаимодействию учеников между собой и с учителем.

Ранее приобретённые знания и умения: Дети владеют навыком счета в пределах ста. Умеют считать десятками в пределах сотни. Знакомы с единицей измерения длины- «сантиметр», чертят отрезки указанной длины.
Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики отвечают на приветствие учителем вставанием.

Учитель: Присаживайтесь.

Учитель: Ребята, к нам утром заходил плотник и попросил узнать, длину столешниц ваших столов, для того, чтобы сделать парту новому ученику. Давайте ему поможем.


Игорь: давайте, только как мы ее узнаем?

Вероника: её нужно измерить

Артем: у меня есть линейка, я ей буду мерить.

Учитель: А какой единицей измерения ты будешь пользоваться?

Артём: сантиметром, конечно.

Учитель: Ваня, давай произнесем слово сантиметр. Помни, что при произнесении звука [с] кончик языка упирается в нижние передние зубы.

(Ваня произносит)

Учитель: давайте попробуем измерить длину столешницы.

Егор: Артём, ты не правильно измеряешь, надо от начала мерить.

Учитель: правильно говорит Егор, необходимы приложить и проверить, чтобы начало линейки с обозначением 0 совпало с краем стола). Проверьте, как у вас лежит линейка.

Стася: что-то у меня много получилось. Я даже не знаю сколько. (отходит в сторону)

Егор: (показывая) у меня получилось здесь 45 см.

Вероника: у меня тоже 45 см!!!


Учитель: Ребята, посмотрите, что пытается сделать Вероника. (она измеряет расстояние ладошками, перекладывая их попеременно)

Вероника: я все быстро сделала, у меня получилось 9 ладошек.

Учитель: Вероника, а почему ты измеряла длину стола ладошками?

Вероника: так это проще, сантиметром очень долго мерить, а я все сделала быстро.

Учитель: Ты абсолютно права! Многие предметы тяжело измерять в сантиметрах. Поэтому люди придумали новую, более крупную единицу измерения. А как же ее назвали, может быть кто-то уже знает?

Игорь: может ладонь и измерять, тогда будем ладонями?

Учитель: Спасибо, Игорь, за вопрос. Сравните ваши ладони.

Егор: что их сравнивать, и так видно, они разные. Ими измерять нельзя! Неправильно получиться!

Учитель: Егор полностью прав. Должна быть общая крупная единица измерения. Чтобы узнать ее название,


Давайте обратимся за помощью к единицам счета. Какая укрупненная единица счета вам известна?

Иван: Десяток.

Учитель: Почему она так называется? (1 десяток содержит 10 единиц) А как вы думаете, сколько же сантиметров может войти в новую единицу измерения длины?

Егор: Наверное, 10.

Учитель: у меня в руках полоска, узнайте ее длину.

(дети в кругу, учитель дает полоску. Дети ее измеряют)

Артём: в ней 10 см.

Учитель: Это и есть 1 дециметр. Сантиметр вы уже знаете как обозначается: см, а вот дц обозначается буквами дц.(буква д состоит из овала и петли внизу). Запишите новое слово: дециметр в тетради отступив 3 клетки вниз посередине строки.

(дети записали) Учитель проверил написание букв у Вани)

Давайте вместе проговорим: дециметр.( Следим за тем, что при произношении звука [р] язык вверх за нижние зубки.)

Запись на доске: 10 см=1 дм или 1 дм=10см

Учитель: покажите на линейке, где будет 1 дм?

(дети показывают)

Учитель: Стася, почему ты показываешь 10 см?

Стася: потому что в 1 дм- 10 см!

Учитель: Молодец! А теперь покажите 1 дм 5 см.

(дети показывают)

Учитель: все молодцы! У всех получилось! А теперь 2 дм.

(дети показывают)

Учитель: Здорово. Все справились с заданием.

Вероника: а что можно измерить в дециметрах?


Учитель:


Шарфик, шапка и пальто,

Карандаш, пенал, стекло.

Жук, жилет и шубка,

Розовая юбка.


Как длину всего узнать,

Дециметр применять.


Ребята, давайте вместе проговорим стихотворение. Обратите внимание, когда произносим звук [ж] и [р] (объяснение по профилю)

Сценарий занятия по теме «Дециметр-единица измерения длины»
Сценарий занятия по теме «Дециметр-единица измерения длины»

Учитель : Ребята, на партах у вас лежат ленты (красного и синего цветов). Интересно, какой они длины?

Артем: давайте измерять.

Ваня: красная лента равна 1 дециметру.

Вероника: да, у меня тоже красная лента 1 дециметр

Стася: помогите, пожалуйста, мне.

Владик: я помогу.

Владик и Стася: у нас получилось!

Учитель: а давайте запишем результаты измерения в тетради, а то забудем.

Стася: А мы, что будем ленту рисовать?

Ваня: а можно же отрезок вместо ленты нарисовать, правда, А.С?

Учитель: да, можно начертить отрезок, равный длине ленты и подписать его.

Стася: а я хочу, нарисовать ленту, но ее же тоже можно подписать.

Учитель: да, можно нарисовать ленту или отрезок.

Игорь: подписываем 1 дециметр или 10 сантиметров?

Егор: там можно и так и так, ведь в 1 дециметре- 10 сантиметров.

Вероника: а можно я к доске, покажу, как записать?

Чертим 1 дм отрезок и подписываем 1дм= 10 см.

Ваня: а я уже и синюю измерил, и записал, будет 1 дм и 2 см.

Учитель: помоги, пожалуйста, Стасе.

(Ваня помогает)

Есть те ребята, которые не справились с заданием? (нет)


Учитель: ребята, а давайте посмотрим вокруг, что мы можем измерить в дециметрах?


Ваня: можем измерить доску (доска маленькая)

Стася: можем полочку

Артем: а я могу свой портфель.

Игорь: карандаш

Учитель: а что может измерить Владик? Посмотри внимательно вокруг.

Владик: наверное, можно картину.


Учитель: Хорошо, давай попробуем. Давайте измерим названные вами предметы и запишем результаты измерения в тетрадь.

Ваня: Здорово! Давайте!

Вероника: а вы засеките время. Интересно сколько я предметов успею измерить и записать.

Учитель: интересное предложение внесла Вероника. Давайте я засеку 5 мин.

Артем: и мы все будем участвовать! Измерять!

Учитель: а как будем записывать результаты измерения, Владик?

Владик: можно нарисовать предмет и подписать в дц.

Егор: ты что? Это долго! Запишем словами! Или одной буквой: шкаф-ш.

Артём: А.С. давайте сделаем так, как предложил Егор? (У Артёма повышенная утомляемость руки)

Учитель: все согласны?

Дети: да.

Вероника: а я буду писать полностью слова.

Учитель: Хорошо. Поступим как вы решили: засекаем время и измеряем предметы, записывая результаты измерения в тетрадь, обозначая названия предметов одной буквой или целыми словами.

Время пошло.

Стася: у меня получилось 1 дц и еще осталось. Мне так и оставлять их в сантиметрах?

Учитель: да, у тебя получилось что длина полки равна 1 дм и сколько сантиметров осталось?

Стася: 6 см.

Учитель: значит, длина полки равна 1 дм и 6 см.

Артём: у меня получилось 4 дм и 3 см. Пишу п- 4 дм 3 см. Правильно?

Учитель: все верно!

(дети измеряют, учитель помогает, чтобы)

Учитель: время истекло, заканчиваем работу. Кто успел измерить больше пяти предметов?

Вероника: у меня 5 предметов!

Егор: у меня 6 предметов.

Ваня: у меня 4 предмета я скажу:

Портфель - 4 дм;

Карандаш- 1 дм 5 см

вон та колонна- 6 дм 1 см

Егор: а у меня та колонна получилась ровно 6 дм!

Учитель: давайте проверим результаты измерения. Игорь ,поможет нам разрешить спор?

Игорь: Да (идет измерять, а все смотрят). Получилось 6 дм.

Учитель: какой предмет еще успел измерить Ваня: книга- 2 дм 1см.

Вероника: а у меня 5 предметов:

Стул - 4 дм 2 см (уточнение артикуляции звука)

Пенал-1 дм 8 см

Полка- 6 дм и др.

Учитель: а у Стаси?

Стася: у меня 3 предмета:

Полка и т.д.

Егор: А у Владика сколько?

Владик: у меня 4 предмета получилось ( называет)

Учитель: кого мы ещё не спросили?

Игорь: у меня 3 предмета (называет, ребята проверяют)

Артём: у меня 4 предмета

Учитель: Молодцы, ребята! Все смогли измерить предметы и записать результаты измерения в дециметрах!

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос : зачем нужен дециметр?

Егор: чтобы было проще измерять, не сантиметром, а сразу по 10-дециметром.

Игорь: да, Егор правильно сказал.

Учитель: на этом наше занятие заканчивается, но мы не прощаемся с новой единицей длины- дециметром. Ведь находясь дома или в школе на перемене вы можете что-нибудь измерять при помощи дециметра.

Стася: точно, я дома измерю все свои бусы.

Ваня: а я лего буду мерить.


Егор: а пойдемте измерять детали лего…






































© 2010-2022