Технологическая карта урока по математике на тему Доли

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3-а классе

Технологическая карта Тема урока Доли Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле. Тип урока Урок освоения новых знаний Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся применять понятие «доли» в устных ответах, уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого, находить заданную долю числа, сравнивать доли по рисунку, решать практические задачи на определение доли числа и числа по доле. Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, учиться работать в паре, учиться представлять другим выполненную работу.

Личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения. Методы и формы обучения

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностный
Фронтальная работа,индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа Образовательные ресурсы Учебник. «Математика. 3 класс» М.И.Моро, поурочные планы по программе «Школа России», мультимедийное пособие к учебнику математики. Оборудование Интерактивная доска, компьютер, проектор, слайд-презентация, - раздаточный геометрический материал - лист самооценки Основные понятия и термины

Целое, доля целого, образование и сравнение долей.




Организационная структура урока (сценарий)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы обучения

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный этап

Цели:

- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;

-уточнение типа урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

- Прозвенел звонок!
А теперь проверьте готовность к уроку.


- Садитесь.

- Откройте тетради и запишите дату, классная работа

- Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.

- Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать?

- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие?

- Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники. -На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

























































(Открывать что-то новое, неизвестное)

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)




Фронтальная, индивидуальная

Л:воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Р:организовывать свою деятельность

К: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. П:уметь ориентироваться в тетради. Наблюдение учителя за организацией рабочего места

II. Мотивации к учебной деятельности

Цели:

- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- формулирование темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися

I этап. Зарядка для ума.

Тренажер- презентация на экране







Решают примеры на карточке, переворачивают ее, получается слово «апельсин»











II этап. Определение темы, цели.


1. Проверим таблицу умножения и деления.( запишите только ответы)

- Оцените свою работу в листе самооценки.

2. Решите задачи:

- Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей?

- Стороны прямоугольника 5 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника?

- Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?

- Что значит "половина"?

3) - Решите примеры и расшифруйте слово

А - 60:10 П - 6*7
Е - 40*1 Л - 90*0
Ь - 17 : 17 С - 7*8

И - 40:5

Н - 45:9

- Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока. Посмотрим на экран (демонстрируется мультфильм «Апельсин»)

- Что сделал волк с апельсином?

- На сколько долек он его разделил? Всем ли хватило доли от апельсина?

- Где в окружающем мире еще встречаются доли?

- Приходилось ли вам делить что-то на части?
- А целое?
- А как по-другому называют части?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». (Слайд 1)

-Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля.)

-Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. (Слайд 2)

- Перейдем к следующему этапу исследования
Выполняют задания













Решают простые задачи.

























(Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть)





Решают примеры на внетабличное умножение и деление.

































Формулируют ответы на вопросы

































Учащиеся называют тему урока Индивидуальная

















Фронтальная работа









































Работа в парах

Л:проявлять интерес к учебному процессу,

выполнять самооценку.

П:обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Р:осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. К:слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Наблюдение учителя за выполнением задания в тетради

III. Актуализация знаний Цели:

актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала

- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;



-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;

- организация постановки цели урока учащимися

III этап. Практический.

-Ребята, а как это - разделить на доли?

- Что такое доля?

(Беру яблоко и говорю):

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

- Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

Что такое доля?

-Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли?

- Возьму целое яблоко, делю его на части.

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

- Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше?

- А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)

- У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется?
- Сложите круг пополам.
- Разверните.
- Сколько равных частей получили? (2)
- Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.
- Как они называются?

Половина - это часть целого числа. Закрасьте половину круга.

- Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?

- Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число?






Доля - это часть









(Разрезать на части)













(Нет)

(Нет)

(Части неравные)

(Разделить на равные части) (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.) (Одна из равных частей).

(Сначала разрезать пополам)









На 2













(Одну долю из двух, половину)



(Круг)





(Половинки)































(На 4 части)













Не знаем. Фронтальная работа Л:учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. П:на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя; Р:оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. К:слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
























































































































Наблюдение учителя за выполнением задания

IV. Первичное усвоение новых знаний

IV этап. Работа с книгой



Презентация (Слайд 3-5)

- Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.92.

Прочтите про себя.

Учитель объясняет, как записываются такие числа.

- А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.(Слайд 3-5)

- Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? Какая часть выделена? Как она называется на языке математики?

-Как записывается половина целого?Технологическая карта урока по математике на тему Доли

(Аналогично проводится работа с Технологическая карта урока по математике на тему Доли, Технологическая карта урока по математике на тему Долидолями.)

- Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать?

- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части.

- Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.

- Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал.







































Формулируют ответы на вопросы, делают записи в тетрадях.
Фронтальная, индивидуальная

Л:способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию.

П:извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Р:организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

К:оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим Наблюдение учителя за выполнением задания

Физминутка

(2 мин)

Цель:

-снять физическое и эмоциональное напряжение

V. Первичная проверка понимания

V этап. Проблемный

1)Работа с учебником. Стр. 92 № 2, стр.94 № 2

2) Назови долю

(Слайд 6-10)

- Прочтите и объясните.

- На экране вы видите фигуру, разделенную на доли. Вам нужно правильно назвать долю.










Учащиеся выполняют задания Фронтальная, индивидуальная

Л:проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

П:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы.

Р:организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником.

К:слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции


Наблюдение учителя за выполнением задания

VI. Первичное закрепление

1.Задания по карточкам









Презентация (слайд 11)

2. Задание в тетради на печатной основе

1.Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: Технологическая карта урока по математике на тему Доли ,Технологическая карта урока по математике на тему Доли, Технологическая карта урока по математике на тему Доли, Технологическая карта урока по математике на тему Доли, Технологическая карта урока по математике на тему Доли, Технологическая карта урока по математике на тему Доли и т.д..

- Оцените свою работу в паре в листе самооценки.

2- Работая в парах, заполните пустые строки в таблице

доля

название

1

2




одна четвертая

1

3



одна шестая


1

12

Проверка по эталону.

- Оцените свою работу в листе самооценки.

В рабочей тетради выполняем задание нас.68, № 186 Учащиеся выполняют задания





































































Учащиеся выполняют задание, с последующей проверкой.

Работа в парах.

Л:способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Метапредметные УУД:

П:перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе.

Р:организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя.

К:слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим Наблюдение учителя за выполнением задания Устные ответы

VII.Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Цель:

- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач;



-организация выполнения самопроверки, самооценки

Работа по учебнику

(Слайд12-16 ).

Задание в учебнике на стр. 106 № 22 Проверка.

- А сейчас проверим то, что сделали, по образцу на экране. Проверьте свою работу и оцените её в листе самооценки.

- Увидели свои трудности, ошибки?

- Над чем нужно поработать?



Учащиеся выполняют задание, с последующей проверкой. Самостоятельная работа с проверкой

Л:

сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;

осуществление самооценки

П:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат

Р: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. Устные ответы

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению



Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа, выставление оценок.

В тетради на печатной основе

С.66, № 178,179-180

1. Повторение сведений о долях.

- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

- Что мы должны были узнать?

- Что такое доля?

- Чему должны были научиться на уроке?

- Достигли мы поставленных целей?

- Что показывает число под чертой?

- Что показывает число над чертой?

  1. Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений: Я знаю… Я умею…

Я научился…

-Что вам больше всего понравилось на уроке?

3.Самооценка учениками своей учебной деятельности

Вернемся к листу самооценки

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

- Каких долек больше? Что это значит?

- Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать? Выставление оценок.





























(Что такое доля)




(Часть целого)

(Делить целое на доли, называть и записывать доли.)





(На сколько частей разделено целое) (Взята одна доля)

Л:осуществлять самооценку.

П: уметь сравнивать цель и результат.

Р:осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре;

соблюдать простейшие нормы школьного этикета.







© 2010-2022