Конспект урока по окружающему миру по теме ! Природа и мы (1класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №1 г. Жуковки



Конспект урока

по окружающему миру в 1-м классе



по теме «Природа и мы»





разработан учителем начальных классов

МАОУ Лицея №1 г. Жуковки Брянской области

Ильюшиной Татьяной Викторовной



апрель 2015 года

Образовательная система: « Школа 2100»

Предмет: Окружающий мир

Автор учебника: А. А. Вахрушев

Класс: 1 класс

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Природа и мы.

Основные цели:

1.Сформировать знания правил поведения в природе. Формировать умения оценивать поступки людей.

2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

3.Воспитывать культуру поведения при работе в парах.

Планируемый результат: Предметные: Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать поступки людей.

Метапредметные УУД:

Личностные: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Познавательные: Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией ; работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе. Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им.

Аннотация. В этом уровке …..

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- А, вы, любите природу? За что?

Послушай те стихотворение С. Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка Возле речки не найти![3]

-Вам знакомы события, описанные автором стихотворения? Так могут поступать разумные существа - люди?

- Почему часто приходится слышать такую фразу « Природа в опасности »? Что или кто угрожает природе? Кто виноват в уничтожении природы?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Да, ребята, вы действительно правы. В этом виноват человек. Получая от природы её богатства, создавая себе блага, человек безответственно относится ко всему, что его окружает. Бросает мусор и не думает о последствиях (слайды- 2- 8).

- загрязнение заводами атмосферы,

-это вырубка лесов,

-это аварии на нефтяных вышках,

-это загазованность воздуха от машин,

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

-Ребята! Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к природе, об охране природы, о правилах поведения людей в природе (слайд-9). -Откроем учебники на странице 74. Сравните рисунки в 1 задании. Как относятся люди к природе на каждом из них? [2]

-Почему так произошло на левом рисунке?

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ Что же подвергается загрязнению? (слайд -10)- воздух, вода, почва. Значит, все загрязнения возвращаются в живую природу- растениям, животным и человеку. - Вы уже знаете, что природа даёт человеку? Всё необходимое для его жизни: пищу, жильё, одежду (слайд-11). И за эти бесценные дары мы должны дарить природе свою любовь и защиту. Красота и богатство родной земли в руках человека (слайд-12). ( ИЛЛЮСТРАЦИИ ПРИРОДЫ) (слайды - 13-18) -Посмотрите, как прекрасен этот мир. Не правда ли прекрасны творения природы? Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство- всё это может уничтожить человек разумный! Что же предпринимает прогрессивное человечество? Развивается наука - Экология. Что это за наука, давайте вспомним (слайд-19). Какое определение дано у вас в учебнике, прочитайте. - А вы уже были ранее знакомы с одним важнейшим документом, точнее с книгой, которая следит за равновесием в природе. Как она называется? (Красная книга) (слайды 20-22). -Вспомним растения и животных, занесённых в Красную книгу, им всем им угрожает опасность.

VI. ФИЗМИНУТКА

Дождик целый день идёт, наше деревце растёт К верху ветви поднимает, Выше, выше вырастает… Тут поднялся ветер вдруг,

показался солнца круг.

Листья все зазеленели,

Ну а мы на место сели! - Как хорошо, что на нашей планете есть растения. Какое значение имеют растения для животных и людей? (Ответы детей) -Животные играют большую роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра - это дом.

-Давайте послушаем сообщения для любознательных ребят о растениях и животных, которые приносят нам неоценимую пользу (слайд-23).

(выступают ученики)

Колокольчик занесён в «Красную книгу», он уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. Колокольчик - очень сильное медицинское средство. Отвар из цветов и листьев колокольчика очень часто используется для лечения болезней щитовидной железы, эпилепсии, болях в позвоночнике. Популярность колокольчика не могла не отразится в поэзии. Об этом цветке писали многие поэты мира.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Путник часто ранит ноги. Вот и лекарь у дороги! [5]
Подорожник - лекарственное растение. В народной медицине он применяется при длительно незаживающих ранах и язвах. А также его используют при укусах пчел, ос и даже змей. Трава подорожника оказывает не только болеутоляющее действие, но и предупреждает появление отека, помогает от кашля и болей в животе [6].
(СЛАЙД-24)Синичка - очень нежная птичка. Она в день съедает вредных насекомых больше веса своего тела. Делает более 500 вылетов, чтоб прокормить одного птенца, а их в гнезде бывают до12 [8].

Сова уже 50 лет находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Кроме того, совы ловят и поедают насекомых - вредителей садов, лесов и полей. Полезный эффект деятельности сов усиливается тем, что они охотятся ночью, когда другие крылатые хищники спят [9].

(СЛАЙД-25)Лягушки и жабы. Питаясь практически только животной пищей, они истребляют насекомых, вредящих садам, огородам, лугам, полям и лесам. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут [10].

Муравьи. Не укладывается в голове, как эта крошечная букашка способна поднять тяжесть, в 60 раз больше своего веса? Для сравнения, профессиональный атлет поднимает вес только в три раза больше массы своего тела. Вот так муравьи силачи! Добыча муравьёв одного большого муравейника в сутки составляет более 6 тысяч гусениц, 28 тысяч куколок, 2 тысячи бабочек и т.д. Муравьи служат для образования почвы, являются сами пищей для птиц. Их называют санитарами леса [11].

VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- А кто, ребята, из вас хочет быть настоящим другом природы? Тогда давайте с вами разобьёмся на четыре группы и выполним такое задание - оформим плакат «Правила поведения человека в природе»

Я выдаю каждой группе «экологические знаки», по ним вы определяете правила поведения в природе и прикрепляете к нашему плакату (слайды 26-27) (приложение А).

VIII. ЗАЩИТА РАБОТ

Составление плаката «Правила поведения человека в природе» Выступления детей, оформление плаката.

  • Знак запрета - нельзя бросать мусор в лесу;

  • Знак запрета - нельзя разжигать костры в лесу;

  • Знак запрета - нельзя обламывать ветки деревьев;

  • Знак запрета - нельзя срывать редкие растения

  • Знак запрета - нельзя рвать охапки цветов;

  • Знак запрета - нельзя разорять гнёзда птиц и муравейники;

  • Знак запрета - нельзя ловить насекомых, бабочек;

  • Знак разрешения - посади дерево;

  • Знак разрешения - построй скворечник и кормушку для птиц;

  • Знак разрешения - освободи родник от грязи и мусора (приложение Б).

IX. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

Игра « Что ты будешь делать в защиту природы». Правила игры: Если правило надо

-Зашёл в лес - кричи.

-Не любишь пауков-не мешай им жить. -Увидел поганку-растопчи. Хорошо отдохнуть с удочкой на берегу реки. -Не лезь в дупло к диким пчёлам как Винни-Пух. -Выбрось мусор там, где никто не видит. -Понравился цветок-вырви с корнем., а лучше сорви целую охапку -Увидел муравейник-понаблюдай и пройди мимо. - Правильно, ребята, я надеюсь вы будете настоящими защитниками природы, потому что рыбе нужна вода, птице- воздух, зверю- лес, горы, А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину.( слайд-28-29) (чтение стихотворения наизусть, подготовленное ученицей дома Я. Акима «Береги планету») Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно... Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету![1]

-А знаете ли, ребята, у нашей планете Земля скоро праздник -День Земли.(Слайд-30)

2009 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о праздновании 22 апреля Всемирного Дня земли [7]. В этот день все население планеты должно вспомнить, что Земля это наш общий дом, который надо содержать в порядке. Как вы будете его отмечать?

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (слайд-31)

  • Повторить правила поведения в природе;

  • Разобрать вопросы викторины по учебнику - с.75-77 [2];

  • Нарисовать красивый уголок природы, природное явление, любимого животного, растение.

Список использованной литературы:


  1. Аким, Я. Девочка и Лев [Текст]: сборник стихов // Я.Аким. -М.: «РИФ».-2002.-78 с.

  2. Вахрушев, А.А. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: учебник 2-я часть // А.А. Вахрушев. - М.: «Баласс». -2012. -124 с.

  3. Михалков, С. В. Я тоже был маленьким [Текст]: сборник стихов // С.В. Михалков. -М.: «Малыш». -1990. -108с.

  4. Методичка твоя!!!!!

  5. Электронный ресурс. Режим доступа: vinaigrette.ru/kolokolchik/

  6. Электронный ресурс. Режим доступа: medicinkoff.ru/lechebnye-travy/1121-podorozhnik.html

  7. Электронный ресурс. Режим доступа: selomoty.ru/library/sobitiya/233-den-zemli-22-aprelya.html

  8. Электронный ресурс. Режим доступа: 8lap.ru/section/interesnye-fakty/polza-sinitsy/

  9. Электронный ресурс. Режим доступа: babyblog.ru/user/LoveMeri/94357

  10. Электронный ресурс. Режим доступа: subscribe.ru/group/umnyij-vyiraschivaet-urozhaj-a-mudryij-zemlyu/2738654/

  11. Электронный ресурс. Режим доступа: pustunchik.ua/online-school/biology/zoology/fakty-pro-tvaryn

ПРИЛОЖЕНИЕ А «ПЛАКАТ»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б «ЗНАКИ»



© 2010-2022