Урок по литературному чтению на тему В. Ю. Драгунский «Арбузный переулок»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература

Урок № 38

Тип :Комбинированный

Тема: В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок»

Цель: Знать содержание произведения, название, автора.

Задачи: -формировать навыки выразительного громкого чтения и чтения «про себя»;

-уметь использовать при чтении логические ударения, паузы, интонацию;

-развивать монологическую речь, уметь правильно строить предложения, пополнять словарный запас;

-учить понимать настоящие жизненные ценности, воспитывать чувство сопереживания героям произведения;

-соблюдать гигиенические навыки чтения.

ХОД УРОКА.

1.Настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания. Тест по произведению «Девочка на шаре».

3.Усвоение нового материала.

А)Вводная беседа.

-Есть ли у вас любимые блюда? А нелюбимые?

-Что вы делаете, если мама приготовит то, что вы не любите?

-Задумывались ли вы, откуда берётся еда на вашем столе?

-Легко ли родителям достаются деньги?

-Знаете ли вы, что такое голод?

-Во время ВОВ народ очень сильно голодал. Любая еда становилась драгоценностью. Тогда не разбирали «люблю - не люблю», мечтали «хоть о какой-нибудь» еде.

Б) Знакомство с рассказом. Чтение 1 части. Беседа по содержанию.

-От чего у мальчика появилось такое чувство голода?

-Какими словами он это выразил?

-Что вызвало его разочарование?

-Расстроило ли это маму? Почему?

-Что говорит о том, что отец не одобряет поведение сына?

-Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?

-Чем они заканчивались?

В) Чтение 2 части по предложениям. Параллельное комментирование читаемого.

4.Пауза.

5.Блиц-опрос по 2 части.

-Почему папа некоторое время сидел молча?

-Определите время, когда проходило детство отца. По каким фразам это видно?

-Что происходило в то время в Москве?

-Как вы думаете, почему продуктов не хватало?

-Почему герой рассказа долго стоял и наблюдал за простыми арбузами?

-Какое чувство испытывали мальчики поедая арбуз? Почему?

6. Самостоятельное чтение 3 части. Краткий пересказ части.

7.Чтение 4 части учителем.

-Понимает ли мама, что чувствует папа?

-Как вы думаете, что понял из папиного рассказа мальчик? Из чего это видно?

8.Подведение итогов. Рефлексия.

-Понравился ли вам рассказ Драгунского? Чем именно?

-Что своим рассказом хотел сказать нам автор?

-Изменит ли этот урок ваше отношение к тому, что вы имеете? Как?

9.Домашнее задание.

-Перечитайте рассказ самостоятельно ХР.стр. 151-154




Литература.

Урок № 39

Тип: усвоение нового материала.

Тема: Анатолий Георгиевич Алексин «Самый счастливый день».

Цель: познакомиться с произведением, знать его содержание, название, автора.

Задачи: -формировать навыки выразительного чтения;

- уметь определять причины поступков героев, давать свою оценку персонажам и событиям;

-развивать речь, внимание, память;

-учиться рассуждать, анализировать, делать выводы;

-способствовать воспитанию чувства понимания других, сопереживанию, уважению, любви;

-уметь понимать настоящие семейные ценности, ценить и беречь их.

-пополнять словарный запас, использовать новые слова в своей речи;

-соблюдать гигиенические навыки чтения.

ХОД УРОКА(1):

1. Настрой на работу. Целеполагание.

2. Усвоение нового материала.

А) Предварительная беседа.

-Какие счастливые моменты своей жизни вы можете сейчас вспомнить?

-Участвовали ли в них ваши родители?

-Существует ли взаимопонимание между вами?

-Переживаете ли вы, когда родители ссорятся? Что вы тогда делаете?

-Как происходят примирения?

Б) Знакомство с автором (портрет, биография, библиография)

В) Знакомство с произведением.

-Оцените объём рассказа.

-В какой форме он написан?

Г)Чтение 1части( до слов «..объединить их при помощи горя…» стр.203)

3. Пауза.

4. Беседа по содержанию.

-Какое радостное событие ожидает героя рассказа?

-Какое задание учитель даёт ребятам на каникулы?

-Что происходит в семье под Новый год?

-Известна ли причина? Почему?

-Почему мальчик считает это хуже болезни?

-Как ведут себя родители? Как происходит общение между ними?

-Почему герой отказывается и от планетария и от катка?

-Что могло бы примирить родителей? Почему это невозможно?

-Почему мальчик решил начать с лечения радостью?

-Принесло ли это положительные результаты? Почему, как вы думаете?

-Предположите, что будет дальше.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

1) Перечитать и дочитать рассказ (стр.201-206)

2)выполнить в тетради словарную работу:

ПЛАНЕТАРИЙ-

БЕСПРЕКОСЛОВНО-

ТЕМПЕРАТУРУ СБИТЬ ЛЕКАРСТВОМ-

ГЕОМЕТРИЯ-

КРУГЛЫЙ СИРОТА-

ПОЙТИ НА КРАЙНОСТЬ-

ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ ЖАЛОСТЬ-



ХОД УРОКА (2)

1. Настрой на работу.

2.Проверка домашнего задания.

3. Усвоение нового материала.

А) Чтение второй части рассказа. Беседа по содержанию.

-Почему идея заболеть не сработала бы?

-Что задумал мальчик? На что он надеялся?

-Кого он решил выбрать в качестве соучастника? Почему?

-Что уже вызвало у родителей лёгкую тревогу?

-Какой приём придумал герой рассказа?Что это должно было дать?

-Какие слова обрадовали мальчика? Почему?

-Почему он не стал писать сочинение об этом случае?

-Одобряете ли вы его поступок?

-Как можно было бы поступить по-другому?

4.Пауза.

5. Работа над выразительностью чтения. Чтение диалогов по ролям. Употребление пауз, интонации, логических ударений.

6.Творческая работа по вариантам: с новыми словами и выражениями придумать предложения , соответствующие теме рассказа.

1ВАРИАНТ: ПРЛАНЕТАРИЙ, КРУГЛЫЙ СИРОТА,ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ ЖАЛОСТЬ.

2 ВАРИАНТ:ГЕОМЕТРИЯ,БЕСПРЕКОСЛОВНО,ТЕМПЕРАТУРУ СБИТЬ ЛЕКАРСТВОМ.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

8.Домашнее задание:

-Выучить отрывок на выбор.

«…в первый день зимних каникул…» до «…но я очень переживал.»стр.201

«…я старался не выпускать родителей из виду…» до «…происходит что-то серьёзное…» стр.202

ТЕСТ «ДЕВОЧКА НА ШАРЕ»

1.Куда ребята пошли всем классом? __________________________________

2.Какого цвета была занавеска в цирке? _______________________________

3.Кто выступил первым? ____________________________________________

4.Куда мячом попал Мишка? ________________________________________

5.Что выкатили на арену? ___________________________________________

6.Что надела девочка на руки и на туфли? _____________________________

7.Что от восторга кричали зрители? «_________________________________»

8.Кто выступал после девочки? _______________________________________

9.Кого Дениска позвал с собой в цирк?________________________________

10.В какой ряд на этот раз купили билеты?____________________________

11.Кто должен был выступать во втором отделении? ____________________

12.Кем была Танечка Воронцова? ____________________________________

13.В какой город уехала девочка? _____________________________________

14.Куда предложил зайти папа после цирка?____________________________

15.Какое лицо было у папы?__________________________________________

© 2010-2022