- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению на тему В. Ю. Драгунский «Арбузный переулок»
Урок по литературному чтению на тему В. Ю. Драгунский «Арбузный переулок»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасенко Н.Ш. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литература
Урок № 38
Тип :Комбинированный
Тема: В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок»
Цель: Знать содержание произведения, название, автора.
Задачи: -формировать навыки выразительного громкого чтения и чтения «про себя»;
-уметь использовать при чтении логические ударения, паузы, интонацию;
-развивать монологическую речь, уметь правильно строить предложения, пополнять словарный запас;
-учить понимать настоящие жизненные ценности, воспитывать чувство сопереживания героям произведения;
-соблюдать гигиенические навыки чтения.
ХОД УРОКА.
1.Настрой на работу.
2.Проверка домашнего задания. Тест по произведению «Девочка на шаре».
3.Усвоение нового материала.
А)Вводная беседа.
-Есть ли у вас любимые блюда? А нелюбимые?
-Что вы делаете, если мама приготовит то, что вы не любите?
-Задумывались ли вы, откуда берётся еда на вашем столе?
-Легко ли родителям достаются деньги?
-Знаете ли вы, что такое голод?
-Во время ВОВ народ очень сильно голодал. Любая еда становилась драгоценностью. Тогда не разбирали «люблю - не люблю», мечтали «хоть о какой-нибудь» еде.
Б) Знакомство с рассказом. Чтение 1 части. Беседа по содержанию.
-От чего у мальчика появилось такое чувство голода?
-Какими словами он это выразил?
-Что вызвало его разочарование?
-Расстроило ли это маму? Почему?
-Что говорит о том, что отец не одобряет поведение сына?
-Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?
-Чем они заканчивались?
В) Чтение 2 части по предложениям. Параллельное комментирование читаемого.
4.Пауза.
5.Блиц-опрос по 2 части.
-Почему папа некоторое время сидел молча?
-Определите время, когда проходило детство отца. По каким фразам это видно?
-Что происходило в то время в Москве?
-Как вы думаете, почему продуктов не хватало?
-Почему герой рассказа долго стоял и наблюдал за простыми арбузами?
-Какое чувство испытывали мальчики поедая арбуз? Почему?
6. Самостоятельное чтение 3 части. Краткий пересказ части.
7.Чтение 4 части учителем.
-Понимает ли мама, что чувствует папа?
-Как вы думаете, что понял из папиного рассказа мальчик? Из чего это видно?
8.Подведение итогов. Рефлексия.
-Понравился ли вам рассказ Драгунского? Чем именно?
-Что своим рассказом хотел сказать нам автор?
-Изменит ли этот урок ваше отношение к тому, что вы имеете? Как?
9.Домашнее задание.
-Перечитайте рассказ самостоятельно ХР.стр. 151-154
Литература.
Урок № 39
Тип: усвоение нового материала.
Тема: Анатолий Георгиевич Алексин «Самый счастливый день».
Цель: познакомиться с произведением, знать его содержание, название, автора.
Задачи: -формировать навыки выразительного чтения;
- уметь определять причины поступков героев, давать свою оценку персонажам и событиям;
-развивать речь, внимание, память;
-учиться рассуждать, анализировать, делать выводы;
-способствовать воспитанию чувства понимания других, сопереживанию, уважению, любви;
-уметь понимать настоящие семейные ценности, ценить и беречь их.
-пополнять словарный запас, использовать новые слова в своей речи;
-соблюдать гигиенические навыки чтения.
ХОД УРОКА(1):
1. Настрой на работу. Целеполагание.
2. Усвоение нового материала.
А) Предварительная беседа.
-Какие счастливые моменты своей жизни вы можете сейчас вспомнить?
-Участвовали ли в них ваши родители?
-Существует ли взаимопонимание между вами?
-Переживаете ли вы, когда родители ссорятся? Что вы тогда делаете?
-Как происходят примирения?
Б) Знакомство с автором (портрет, биография, библиография)
В) Знакомство с произведением.
-Оцените объём рассказа.
-В какой форме он написан?
Г)Чтение 1части( до слов «..объединить их при помощи горя…» стр.203)
3. Пауза.
4. Беседа по содержанию.
-Какое радостное событие ожидает героя рассказа?
-Какое задание учитель даёт ребятам на каникулы?
-Что происходит в семье под Новый год?
-Известна ли причина? Почему?
-Почему мальчик считает это хуже болезни?
-Как ведут себя родители? Как происходит общение между ними?
-Почему герой отказывается и от планетария и от катка?
-Что могло бы примирить родителей? Почему это невозможно?
-Почему мальчик решил начать с лечения радостью?
-Принесло ли это положительные результаты? Почему, как вы думаете?
-Предположите, что будет дальше.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
1) Перечитать и дочитать рассказ (стр.201-206)
2)выполнить в тетради словарную работу:
ПЛАНЕТАРИЙ-
БЕСПРЕКОСЛОВНО-
ТЕМПЕРАТУРУ СБИТЬ ЛЕКАРСТВОМ-
ГЕОМЕТРИЯ-
КРУГЛЫЙ СИРОТА-
ПОЙТИ НА КРАЙНОСТЬ-
ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ ЖАЛОСТЬ-
ХОД УРОКА (2)
1. Настрой на работу.
2.Проверка домашнего задания.
3. Усвоение нового материала.
А) Чтение второй части рассказа. Беседа по содержанию.
-Почему идея заболеть не сработала бы?
-Что задумал мальчик? На что он надеялся?
-Кого он решил выбрать в качестве соучастника? Почему?
-Что уже вызвало у родителей лёгкую тревогу?
-Какой приём придумал герой рассказа?Что это должно было дать?
-Какие слова обрадовали мальчика? Почему?
-Почему он не стал писать сочинение об этом случае?
-Одобряете ли вы его поступок?
-Как можно было бы поступить по-другому?
4.Пауза.
5. Работа над выразительностью чтения. Чтение диалогов по ролям. Употребление пауз, интонации, логических ударений.
6.Творческая работа по вариантам: с новыми словами и выражениями придумать предложения , соответствующие теме рассказа.
1ВАРИАНТ: ПРЛАНЕТАРИЙ, КРУГЛЫЙ СИРОТА,ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ ЖАЛОСТЬ.
2 ВАРИАНТ:ГЕОМЕТРИЯ,БЕСПРЕКОСЛОВНО,ТЕМПЕРАТУРУ СБИТЬ ЛЕКАРСТВОМ.
7.Подведение итогов. Рефлексия.
8.Домашнее задание:
-Выучить отрывок на выбор.
«…в первый день зимних каникул…» до «…но я очень переживал.»стр.201
«…я старался не выпускать родителей из виду…» до «…происходит что-то серьёзное…» стр.202
ТЕСТ «ДЕВОЧКА НА ШАРЕ»
1.Куда ребята пошли всем классом? __________________________________
2.Какого цвета была занавеска в цирке? _______________________________
3.Кто выступил первым? ____________________________________________
4.Куда мячом попал Мишка? ________________________________________
5.Что выкатили на арену? ___________________________________________
6.Что надела девочка на руки и на туфли? _____________________________
7.Что от восторга кричали зрители? «_________________________________»
8.Кто выступал после девочки? _______________________________________
9.Кого Дениска позвал с собой в цирк?________________________________
10.В какой ряд на этот раз купили билеты?____________________________
11.Кто должен был выступать во втором отделении? ____________________
12.Кем была Танечка Воронцова? ____________________________________
13.В какой город уехала девочка? _____________________________________
14.Куда предложил зайти папа после цирка?____________________________
15.Какое лицо было у папы?__________________________________________