• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая идея: «Формированию познавательного интереса и экологической ответственности учащихся к природе родного края»

Методическая идея: «Формированию познавательного интереса и экологической ответственности учащихся к природе родного края»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем».

Павол Гвездослав Именно таким путём я стараюсь вести своих маленьких учеников в мир экологии. Экология стала проблемой нашего общества. Деятельность людей меняет лик земли, а тем самым и условия жизни на ней. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка у дороги! А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе! Надо, чтобы наши дети поняли: леса, реки, луга оказались на краю гибели. Человечество сможет спасти окружающую среду при условии осознания каждым своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома - Земля. За последнее десятилетие в Российской Федерации проблемам экологии уделяют повышенное внимание. 2013 год объявлен охраны окружающей среды. В связи с этим, общество диктует необходимость изменить модель восприятия мира у наших детей. Мне пришлось по-новому взглянуть на эту проблему. И сегодня я хочу с вами поделиться опытом работы по «Формированию познавательного интереса и экологической ответственности учащихся к природе родного края». Поиск новой формы организации учебно-воспитательного процесса подтолкнул меня

  • На изучение передового педагогического опыта.
Я изучила статьи доктора педагогических наук, профессора Н.Виноградовой, президента Российской Экологической Академии А.А.Яншина, автора учебников по окружающему миру Плешакова А.А, а также познакомилась с научно-популярной литературой по данной проблеме.
  • Изучала программы и учебники по окружающему миру.
  • Искала новые формы и методы обучения предмету.
  • Сотрудничала с учителями с целью изучения их опыта и привлечения к совместной деятельности.
Главной целью моей работы является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережного отношения к природе. Для достижения цели я решаю следующие задачи:
  1. Формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека.
  2. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории)
  3. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому, активной жизненной позиции младших школьников.
  4. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью.
В основе моей идеи лежат следующие принципы: Принцип сознательности , наглядности , систематичности, индивидуализации, связи теории с практикой, преемственности, активного обучения. Ядро содержания экологического образования, согласно исследованиям А.Н.Захлебного, содержит в себе 4-е взаимосвязанных компонента: -познавательный - понятия, характеризующие человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; -ценностный - осознание человеком законов природы; -нормативный - овладение нормами, правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный - овладение видами и способами общественно- полезной практической деятельности.

Отсюда система работы по формированию экологических знаний у учащихся. Методическая идея:«Формированию познавательного интереса и экологической ответственности учащихся к природе родного края» Внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношения к природе призваны все учебные предметы начальной школы. Интегрированные уроки - природоведение и математика, чтение и природоведение - реальный шаг в направлении «экологизации» растущего человека.

Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и технологии. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать её.

На уроках русского языка использую тексты упражнений и диктантов о природе. Например, при выполнении этого упражнения, даю детям задание: - Найдите и подчеркните предложение, призывающее охранять природу! На уроках развития речи придумываем рассказы на темы: «Последняя ромашка на земле», «Война консервных банок с людьми», «Продавец воздуха» и т. д. Экологические сказки. «Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы». Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. Математика создает условия для умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. В каждый урок математики я стараюсь вводить хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы или рассказывающую об охране природы. Текстовые задачи открывают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Каждое задание заканчиваю призывом к ученику. Например: - Решите задачу:

2 класс Б решил сделать 25 кормушек для птиц. За неделю они сделали 15 кормушек. Сколько кормушек для птиц ещё осталось смастерить ребятам?

Здесь я спрашиваю детей:

- А вы сделали кормушки для птиц? Как ещё можно помогать птицам? Математические раскраски - это комплексные задания, в которых необходимо выполнить математические действия, выбрать цвет для раскрашивания, который зависит от результата действий. В них изображаются как редкие, так и часто встречающиеся растения и животные. Ребята с ними могут работать как самостоятельно, так и в группах. Необходимой формой работы следует считать включение ребят в проектную деятельность. Она направляет повседневную работу детей на конкретную природоохранную деятельность. Ребятами были выполнены проекты «Село без свалок», «Озеленение села», «Урожай растим мы сами», «Здоровье человека и окружающая среда». Учащиеся участвовали в проекте «Экологический плакат». Внеурочной формой экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок. Благоприятно подавать сведения с опорой на этно-экологию. Представляют большой интерес традиции народа, связанные с выбором деревьев для посадки во дворе. У дома можно было сажать иву, приносящую добро и охраняющую от бед. Тополь не сажали, так как считалось, что мальчики в доме будут болезненными, не сажали сосну, так как это дерево было высоким, а в высокое дерево ударит молния. С ребятами создаём свою «Красную книгу», для которой дети рисуют или изготовляют исчезающие виды животных и растений; придумывают знаки, призывающие к бережному отношению к природе; создаём книжки - раскладушки с изображением птиц, насекомых, земноводных, которых мы видим в природе. Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которая проводится индивидуально или группами. При этом обращаемся к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными. Большую помощь оказывают родители учащихся. Они совместно делают кормушки, скворечники.

Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой.

Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Организованные мной экскурсии были связаны с изучением программного материала ( «Сезонные изменения в природе»), носили краеведческий характер («Краеведческий музей»), были посвящены знакомству с природой( экскурсии в лес, на пруд, в зоопарк). На основании мониторинга, проведённого в начале 1 класса и в 3 классе, можно увидеть, что использование этих приемов, форм и методов способствовало повышению уровня экологического образования школьников. Для диагностики экологических знаний я применяла индивидуальные контрольные задания С.Н.Николаева и О. Соломенникова. Методическая идея:«Формированию познавательного интереса и экологической ответственности учащихся к природе родного края»











В результате работы по этой системе дети усвоили элементарные представления об экокультурных ценностях, получили первоначальный опыт эмоционально-чувственного взаимодействия с природой, участвуют в природоохранной деятельности. В целях распространения опыта, мною были проведены открытые уроки, воспитательные мероприятия, мастер-класс для учителей и родителей школы и района. И закончить своё выступление мне хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: «Красота природы не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». Именно таким путём я стараюсь вести своих маленьких друзей в мир природы.
© 2010-2022