О работе с книгой в период обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Чудо, имя которому - книга».


Значение хорошей книги в жизни человека велико. Но, к сожалению, часто приходится слышать от родителей: «не хочет читать», «не заставить взять в руки книгу», «ничего не интересно». Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, мы провели анкетирование родителей 1М класса и выяснили, что только 6 человек из 25 записаны в детскую библиотеку. Поэтому своей первой и главной задачей я считаю вызвать у каждого первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней. КАК это сделать?

  1. Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.

(показать на слайде выставки книг, которые можно использовать на разных уроках)

  1. В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами:
«Мохнатую азбуку» Б.Заходера; «Цирковую азбуку» В.Берестова; «Научусь-ка я читать» Е. Благининой; «Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака.

Проиллюстрируем эту работу на примере книги С.Маршака «Про всё на свете». Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.
- Что увидели? (Какую картину представили?) - Сколько раз слышали [а]? - Сколько раз слышали [ы]?
  1. На уроках письма, работая с буквами, мы знакомим первоклассников с другой книгой С.Маршака: «Весёлое путешествие от А до Я».
Вот фрагмент урока письма буквы Ы.

Глядим, - у станции «Еры» Заборы красят маляры. Спросили мы у маляров: - Скажите, маляры, Где отыскать десяток слов, которых есть «еры»? Нам отвечали маляры: - Нет случая такого, Чтоб эта самая «еры» Была в начале слова.

- О чём спросили маляров? - Что ответили маляры? Согласны ли вы с их мнением? - Как раньше называли букву Ы? - Догадайтесь, почему мы не учимся писать заглавную букву Ы.

  1. При работе с согласными звуками и буквами вслушиваемся в звучание этого двустишия С.Маршака:


Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.

- Как вы думаете, сможет ли кто-нибудь услышать жука? - Сколько раз мы слышали звук [ж]? - В каких словах услышали [ж] в начале слова?
5. В ходе обучения чтению использовать игровые приёмы, которые подсказывают нам детские книги и журнал «Мурзилка». На уроке русского языка при изучении раздела «Лексика» можно использовать книгу М.Яснова «Азбука с превращениями»:

Всех извещает этот лист: «Поёт заслуженный артист». (Афиша)

Можно предложить в качестве помощи звуковую или слоговую схему слова-отгадки «Афиша» На этом уроке первоклассники узнают важный «секрет» некоторых слов: Все слова, которые начинаются на «А» или в которых есть буква «Ф»,- слова-иностранцы, они пришли в наш язык из языков других народов. И значит, у них есть русский перевод, который можно посмотреть в словаре иноязычных слов. Если каждый ребёнок, прежде чем читать, научится и полюбит рассматривать книгу, беседовать с ней, качество обучения по любому предмету станет намного выше. Для этого и учителям, и родителям надо приложить немало усилий, но сделать это необходимо. 6. Для этого полезно раз в неделю или раз в десять дней вместе с мамой или папой, бабушкой или дедушкой посещать районную детскую библиотеку. Только так можно выполнить совет К.Паустовского:

Читайте!

И пусть в вашей жизни

не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли

хоть одной странички из новой книги!



© 2010-2022