Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему Имя собственное

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему Имя собственноеКонспект урока по русскому языку для 1 класса на тему Имя собственноеУрок русского языка, 1 класс, УМК «Перспектива». Тема «Имя собственное»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.

Задачи:

- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

- Воспитание познавательного интереса

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

- Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

- Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.

- Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык», 1 кл./ Л. Ф. Климанова - М.: Просвещение, 2014.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация

- раздаточный материал для парной и индивидуальной работы



Ход урока.

I. Организационно - мотивационный этап.

АМО «Мы вместе!»

Цель: Создать комфортную обстановку начала урока, настроить обучающихся на предстоящую работу.

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда гости в доме, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»

II. Пальчиковая гимнастика

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому:

(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются)
Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики - друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

(Слайд 2)

Девиз урока: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

II.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Загадка.

Тебе дано,
А люди пользуются. (Имя)
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдёт речь? (об имени собственном)

АМО «Откровенно о важном»

Цель: Выяснить ожидания и опасения обучающихся о результатах учебной деятельности на уроке, помочь каждому обучающемуся определиться со своими образовательными целями.

- Ваш друг заболел и попросил вас объяснить ему эту тему урока. Вы смогли бы это сделать без помощи взрослых?

А как вы думаете, вам всё известно по этой теме?

АМО «Подарок другу»

Цель: Создание проблемной ситуации.

- Нельзя не согласиться с мыслью, что настоящая дружба - это ценный подарок.

Скажите, а вы часто дарите своему другу подарки и ждете ли вы от него ответного? А какие подарки вы любите получать?

Давайте составим цветок под названием «Имена собственные» и подарим его другу.

Можно подарить такой цветок? (не хватает лепестков - значит, не хватает знаний»)

- Какова цель нашего урока? (Я хочу узнать, какие ещё слова относятся к «именам собственным». Я хочу научиться … правильно писать )

АМО «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах показывают солнышко, не уверенные - тучу.

- Кто уверен, что обязательно справится с заданиями и у него всё получится? Поднимите солнышко, если вы не уверенны - тучку.

Подарки могут быть разные.

Давайте мы порадуем друга и напишем ему красиво букву.

III. Чистописание.

Догадайтесь, какую букву мы будем писать:

А М Н ю И б Я В

- Эта буква заглавная. Она обозначает гласный звук и указывает на твёрдость впереди стоящего согласного.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с понятием «географические названия»

Я вам тоже приготовила очень полезный подарок. - Ребята, что у меня в руках? - Что такое глобус? Рассмотрите внимательно глобус. Что на нем изображено? Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему уроку? - Зачем давать названия городам? Рекам, морям? (чтобы отличить друг от друга) - На глобусе написаны названия океанов, морей, материков, стран, городов…Географических названий очень много.

2. Исследовательская деятельность. Работа в группах.

- Как хорошо, что много друзей.

Вместе работать нам веселей. Давайте совершим путешествие по планете Земля и отыщем слова на букву А. (Атлантический океан, материк Африка, государства Армения, море Азовское, город Архангельск, горы Альпы, река Амур.). Таких объектов можно найти очень много. Все они называют разные объекты, но их объединяет одно. Что? Вывод: Географические названия - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.


Запишем некоторые из них. Африка, Амур, Альпы, Армения

- Все названия знать невозможно. Вы их будете узнавать всю жизнь: и во время учебы, при чтении книг, во время путешествий.

Но есть названия, которые должен знать каждый человек. Давайте вспомним эти названия.

Мы живем в России - Воронеж (Видеоэнциклопедия нашей страны)

- Посмотрите внимательно мультфильм и скажите, о каких названиях я говорю.

- Какие же названия каждый из нас должен хорошо знать? (Название страны, в которой живёшь, название столицы, название города, в котором ты живёшь)

3. Словарная работа.

Закончите предложения:

Название нашей страны - Россия.

Столица России - Москва.

Город, в котором я живу - Воронеж.

Работа над написанием этих слов.

- Как по-другому можно назвать нашу страну?

- Что такое Москва? (столица) - работа по учебнику.

- Что означает это слово? (чтение пояснения в рамочке с. 14)

Работа над словарными словами. Запись их в тетрадь. Звуковая модель слов.

- Что вы ещё знаете о Москве?

- Что означает слово «столица»?

«На друга надейся, а сам не плошай»

Выполнение задания.

Выполнение упр. 25.

VI. Физминутка

Дети встают. Учитель называет имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные, не хлопают - если другие существительные.

собака, дежурный, Петя, Воронеж, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик. Россия,

Иван Петрович, Москва, писатель, Пушкин, Иванушка

III. Первичное закрепление.

Прочитайте. О чём идёт речь в этом стихотворении?

2. Сравнение слов.

Прочитайте слова в парах.

тигр - Тигр

орёл - Орёл

чёрное - Чёрное

ВЫВОД. Географические названия нельзя путать с другими названиями.

Задание «Одно на двоих» (Уважай мнение друга, прощай недостатки.)

Под крымское солнце на (ч,Ч)ёрное море

Ребята приехали с (б,Б)елого моря.

Приехали (б,Б)елые с (б,Белого) моря,

Уехали (ч,Ч)ёрные с (ч,Чёрного) моря.

(В. Орлов)

- Что вас удивило? Как вы думаете, почему одно слово написано со строчной буквы, а другое с заглавной?

*Запись предложения с доки.

Летом мы поедем на Чёрное море.

3. « Это интересно!»

Географические названия бывают самые разные.

- Прочитайте самое длинное название холма, который находится в Новой Зеландии. Для его записи потребовалось 82 буквы.

И прочитайте самое короткое название населённого пункта в Швеции - А.

Существуют река Ура, гора Дом, город Чай.

Нам понять бы главное -

Когда писать заглавную.

Не оставьте без внимания,

Ни единого задания.

Рек, морей, и городов

Стран, озёр, и островов

И названья звёзд, планет -

Без заглавной буквы - нет.

- Кто слушал внимательно и может сказать какие ещё слова являются именами собственными?

ВЫВОД:

Неважно, какое название, длинное или короткое, смешное или непонятное, трудное или лёгкое. Важно помнить, что в русском языке все географические названия пишутся с заглавной буквы, потому что они являются именами собственными.

5) Физкультминутка для глаз

Цель: профилактика нарушения зрения.

Задачи: оздоровление зрительного аппарата, предупреждение утомления.

Один - направо, (глаза смотрят направо)

Два - налево, (глаза смотрят налево)

Три - наверх, (глаза смотрят наверх)

Четыре - вниз ( глаза смотрят вниз)

Пять и шесть бежим по кругу. (Вращение по кругу)

Стоп. Зажмурились. Открыли.

На меня все посмотрели.

IV. Работа с отрывком из повести Н. Носова « Приключение Незнайки и его друзей»

« Книга - лучший друг человека». Эти слова мы повторяем часто, едва научившись читать. Она как верный друг, учит, радует и утешает нас в трудную минуту.

- А помните ли вы малыша - коротышку, который ничего не знал и всё делал наоборот?

(Незнайка). Автор этого произведения Н. Носов.

- Знаете, где он жил? Чтение отрывка из книги:

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

- Как вы думаете, сказочные названия в этой книге как записать?

- Какие имена собственные встретились в тексте?

Игра по содержанию «Найди пару» ( работа в группах)


улица

Васильков

аллея

Цветочный

бульвар

Колокольчиков

город

Огурцовая

река

Ромашек

7. Итог урока. Рефлексия - Наш с вами урок подошёл к концу. - Закройте глаза и мысленно вернитесь к началу урока. Вспомните все, что вы делали на уроке. Вы справились со всеми заданиями? - Какой секрет письменной речи вы раскрыли сегодня на уроке? Какой ещё лепесток мы нарисуем?

- Дополните одну из фраз.

Сегодня на уроке

я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

- Что помогло вам справиться со всеми заданиями?

АМО «Солнышко и туча»

Звучит песня «Друзья»

6


© 2010-2022