Рабочая программа по внеурочной деятельности Конструирование ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Направленность: социальное Актуальность: Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка - это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. На занятиях по «Конструированию» у ребёнка развивается внутренний план действий, логическое мышление, способность устанавливать причинно - следственные связи, обобщать и делать выводы, ребёнок не только готовится к более сложной умственной деятельности, но и приобретает способность оперативно реагировать на события реальной, повседневной жизни. Он активно включается в процесс самостоятельного добывания знаний. Формирование творческого человека, стремящегося познать и преобразовать окружающий мир, невозможно без целенаправленной педагогической деятельности по развитию мышления. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). "Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются" (К.Д. Ушинский); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи: -ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами; -формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу; -развитие мотивационной сферы учащихся - интереса к исследовательской деятельности и моделированию; -овладение навыками пространственного ориентирования; -вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью; -развитие воображения, умения фантазировать. В соответствии с учебно-воспитательными задачами курса предполагается: -Знакомство и изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур. -Включение упражнений, направленных на развитие памяти и
внимания -Включение упражнений, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение. -Использование математических знаний, умений и навыков в новых, нестандартных ситуациях, их закрепление и совершенствование. -Конструктивно - практическая деятельность, обеспечивающая умение изобразить на бумаге конструктивную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, способствующая формированию трудовых умений и навыков работы с различными материалами.

Основными линиями курса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.

Эти три линии курса лежат в основе алгоритма изучения геометрических фигур:

Знакома ли тебе эта фигура? Как она называется? Или как ты думаешь, как она называется? Как бы ты ее назвал?.

Встречался ли ты в жизни с этой геометрической фигурой? Где ее можно увидеть? Что напоминает эту геометрическую фигуру?

Есть ли у нее сходства с ранее изученными? Какие? Есть ли отличия? Какие?

Можно ли получить эту фигуру из ранее изученных? Попробуй это нарисовать или сконструировать.

Как ты думаешь, какими свойствами может обладать эта фигура?. Исследуй их и постарайся запомнить.

Начерти с помощью чертежных инструментов эту фигуру различных размеров. Раскрась их в соответствии со своим настроением.

Для чего нужно изучение этой геометрической фигуры и ее свойств? Преобразуй геометрическую фигуру в реальные предметы, окружающие тебя. Для успешного усвоения пропедевтического курса геометрии в начальной школе ученики сначала имеют дело не с абстрактными понятиями, а с реальными прообразами геометрических фигур, учатся распознавать их на различных моделях (рисунках, чертежах) и в окружающих предметах. Знакомство с геометрическим материалом на основе анализа пространственных фигур и тел в окружающем мире соответствует естественной логике познания и создает более прочный фундамент усвоения геометрии.

Каждая тема факультативного курса завершается конструкторско-практической деятельностью, которая в свою очередь направлена не только на формирование элементов конструкторских умений, но и на закрепление и использование полученных теоретических знаний

Проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера.

Сразу же на занятиях по конструированию начинается работа по формированию у детей представлений об изменении, соответствии, правил и зависимости. Для этой цели используются задания: на установление соответствия между предметами по одному признаку; на наблюдение изменений, происходящих с конкретными объектами (фигурами) по одному, двум, трем признакам; на выявление определенных закономерностей в изменении признаков предметов. Включение подобных учебных заданий не только позволяет организовать деятельность учащихся сообразно с основной целью курса, но и способствует созданию условий для активной работы на занятии каждого ребенка в соответствии с его способностями, опытом, имеющимися у него представлениями и уровнем развития речи.

Стержневыми понятиями данного курса являются линейные, плоскостные и некоторые пространственные геометрические фигуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Конструирование»: -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: -овладение умением творческого видения т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных -умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения; -умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса: -эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; -способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; -умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности. В тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции намечают основное направления поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. В ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.

Отличительная особенность. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Содержание учебного курса

Пропедевтический курс «Конструирование» построен по тематическому принципу, т.е. на изучение каждой темы отводится определенное количество часов. В течение этого времени ведется целенаправленное изучение новых вопросов, а закрепление и повторение ранее изученного материала органически включается в процесс усвоения новых понятий, свойств и способов действий. Такое построение курса создает условия для целенаправленного формирования всех компонентов учебной деятельности - мотивов, учебных задач, действий, операций самоконтроля.

Основными методами обучения факультативному курсу являются:

  • частично - поисковый;

  • исследовательский;

  • деятельностно - творческий;

  • наблюдения;

  • экскурсии.

Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений. Возраст детей: 9-10 лет. Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2013-2014 г. Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Численный состав группы 12 человек. Формы работы: Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Основным средством обучения являются конструкторско-практические задания. Это задание на зарисовку фигур, полученных при практическом конструировании, и, наоборот, конструирование по предварительно выполненному рисунку, на доконструирование или переконструирование объекта с сохранением числа составляющих элементов и с изменением их числа. В организации деятельности на занятиях используются игры и игровые ситуации, сказочные сюжеты. Созданию положительной мотивации способствуют ситуации занимательности, познавательной новизны, дидактические игры, диалог, проблемное изложение материала, коллективный поиск на основе собственных наблюдений.
Ожидаемые результаты: Факультативный курс «Конструирование» дает возможность познакомить детей с гораздо большим числом геометрических фигур и тел; научить детей пользоваться чертежными инструментами; научить читать и выполнять простейшие чертежи; лучше овладеть математикой; а главное развить логическое мышление и пространственное воображение, память, внимание, речь детей. Изучение предлагаемого курса нацелено на формирование у детей основных базовых понятий и представлений, а также на обобщение их знаний и наблюдений в области геометрии. Факультативный курс «Конструирование» - это один из вариантов сделать сложный путь обучения интересным, основанным на знаниях и умениях ребенка, использование опыта и знаний детей подчеркивает их значимость и укрепляет уверенность в себе, так как данный курс построен на выводах, полученных из наблюдений. Традиционное построение от простого к сложному позволяет постепенно перейти от интуитивного восприятия основных геометрических понятий к более сложным академическим знаниям. Систематическое выполнение нестандартных заданий на уроках конструирования оказывает положительное влияние не только на качество знаний учащихся, но и на развитие их познавательных процессов. Значительно расширяется объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, обогащается словарный запас детей и формируется умение в словесной форме оформлять свои рассуждения. Дети овладевают такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, развивается память, внимание, речь, пространственное воображение. Формы подведения итогов: Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения. Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Общее количество часов

1

Вводный урок

2

2

Конструирование моделей животных

8

3

Конструирование моделей из разного материала

11

4

Конструирование техники

9

5

Конструирование сувениров

4


ИТОГО:

34




Обеспечение программы методическими видами продукции: 1. Мультимедийные презентации занятий : - «Многоугольники» - «Четырехугольники» - «Логический квадрат» - «Периметр многоугольника» - «Куб» - «Объем» - «Симметрия» - «Каталог геометрических фигур и тел» - «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
Дидактический материал представлен:

  1. Схемы плоскостных фигур
  2. Схемы разверток многогранников

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 2009. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2






















Тематическое планирование

курса «Конструирование»


Тема урока

Кол-во

часов

Дата


Содержание

Примечание

Вводный урок-2ч.

1.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1


Знакомство с инструментами и материалами. Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами и бумагой.


2. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1


Знакомство с историей бумаги.


3. Волшебные свойства бумаги.

1


История возникновения технологии оригами. Что такое оригами? Виды бумаг.


Конструирование моделей животных- 8 ч.


4. Щенок.

1


Работа с бумагой. Уметь выполнять конструкцию модели животного.


5. Полосатый котик

1


Умение изготовления конструкций модели. Уметь выполнять конструкцию модели животного.


6. Летящий голубь



Конструирование модели птицы. Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами и бумагой.


7. Черепашка

1


Какие бывают животные. Дикие

животные. Конструирование модели животного.


8. Золотая рыбка

1


Животные из «Красной книги».

Конструирование модели животного.


9. Лягушонок

1


Уметь выполнять конструкцию модели животного.


10. Зайчонок

1


Умение изготовления конструкций модели

дикого животного.


11. Собака

1


Уметь выполнять конструкцию модели

животного.


Конструирование моделей из разного материала-11ч.


12. Базовая форма «Треугольник»





13. Елочная звезда

1


Работа с картоном .Моделирование ёлочной звезды.


14. Салфетка «Лилия»

1


Работа с салфеткой. Технологии оригами.


15. Книжка.

1


история бумаги. Модель книжки.


16. Салфетка «Веер»

1


Работа с салфеткой. Технологии оригами.


17. Подушечка

1


Работа с салфеткой. Технологии оригами.


18.

Новогодние игрушки.

1


Создание собственной новогодней игрушки.


19. Коллективная работа «Праздничный торт»

1


Строим конструкции. Конструирование

праздничного торта.


20. Коллективная работа «Лебедь»

1


Строим конструкции. Конструирование птицы.


21.

Конструирование сказочных

героев.

1


Конструирование сказочных героев.


22. Вырезание полосок для плетения коврика.

1


Правила работы с инструментами. Изготовление коврика.


Конструирование техники-9ч.

23.

Специальный транспорт.



Моделирование машины специального транспорта (01,02,03,04). Умение изготовления конструкций модели специальной машины.


24.

Моделирование Дорожных знаков.



Знакомство с ПДД на улице.

Моделирование дорожных знаков.


25.

Пассажирский транспорт.

1


Какой бывает транспорт. Моделирование безопасного автобуса.


26.

Машины будущего.

1


Моделирование машины будущего.


27.

Наш любимый город.

1


Конструирование города.


28.

Конструирование

космической ракеты.

1


Знакомство с космическими ракетами.

Моделирование ракеты.


29.

Наш городской дом.

1


Конструирование многоэтажного

дома.


30.

Наша школа.

1


Создание школы

будущего. Защита проектов


Конструирование сувениров-4 ч.

31. Изготовление бахромчатых цветов.

1


Знакомство с видам цветов. Создание собственного цветка.


32. Изготовление сувениров к празднику.

1


Знакомство с понятием сувенир Его история..

Моделирование сувениров к празднику.


33. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.



Что такое гофрированный картон. Моделирование игрушек.


34.

Конструирование собственной

Модели.

1


Что нас окружает. Соревнование

Защита проектов


















© 2010-2022