Отчёт о проведении исследования в действии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ким Ирина Николаевна Портфолио учителя отчет А

ФАО НЦПК «Өрлеу» РИПК СО 2 уровня

г. Алматы 37 группа 21.11.2014 г.

Как происходит развитие речи через организацию диалога

в процессе групповой деятельности на уроках познания мира.
Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии В условиях стремительно меняющегося мира одним из основных вопросов и для политиков и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя, с. 146). В настоящее время существует большое количество доказательств, подтверждающих преимущества для учеников обучения, построенного через диалог учащихся. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» . (Руководство для учителя с. 251).
Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями. Все учащиеся вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, процесс, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности. В Руководстве для учителя (стр.126) было указано, что лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалог в обучении, или учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющейся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель - ученик и ученик - ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной. Тема моего исследования «Как происходит развитие речи через организацию диалога в процессе групповой деятельности на уроках познания мира». Почему я выбрала именно эту тему? В настоящее время в нашей школе наблюдается снижение успеваемости учащихся по мере их взросления: теряется интерес к учебе, многие дети не могут выразить свои мысли, речь не развита, слабый словарный запас, отсутствие навыков общения, падает качество знаний, у многих детей, наблюдаются пропуски уроков без причины, ученики становятся равнодушными на уроках, невнимательными, дома самостоятельно домашние задания не выполняют, не говоря о том, чтобы дополнительно искать литературу. В классе дети стараются отмолчаться, отсидеться работают не очень активно, списывают с доски - самостоятельно не работают. В младшем школьном возрасте все школьные неудачи переживаются по особенному, так как дети нацелены на учёбу, причём на успешную учёбу. Мы, учителя знаем, что школьника нельзя учить, если он равнодушно относится к знаниям и учению равнодушно, без интереса. Поэтому перед учителями стоит задача по развитию речи у ребёнка. Для того, чтобы учащиеся по- настоящему включились в работу, надо, чтобы задачи, которые ставит перед ними учитель, были не только понятны, но и внутренне приняты ими и приняты, чтобы они приобрели значимость для ученика. Всё выше изложенное подчёркивает актуальность данной темы исследования. А достижение результатов в развитии речи через организацию диалога поможет учащимся добиться более высоких результатов в учёбе. Данное Исследование проводилось на базе средней школы- в которой я работаю 5 лет. В нашей школе созданы все условия для успешного обучения учащихся: квалификационный педагогический состав, материально-техническая база с современным мультемедийным и интерактивным оборудованием. Учителя, которые проводят дополнительные и консультативные занятия, учитывая возрастные особенности учащихся. Благодаря всему этому, дети показывают стабильные и высокие результаты на уровне района, области и республики. Но обучение на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по изучению Кембриджских подходов к процессу образования, убедило меня в необходимости внести изменения в мою традиционную практику, переосмысления собственного опыта, изменение подходов к процессу обучения, усовершенствования методов преподавания. Я поняла, что традиционные методы обучения не всегда являются эффективными в плане достижений каких-то результатов и поэтому я решила, что групповая работа в какой- то мере решит эту проблему, разнообразит формы работы и активизирует развитие речи и познавательную активность учащихся, выведет процесс обучения на качественно новый уровень. Постановка цели, определение задач и определение результата работы - это основные аспекты, на которых базируется конструкция урока. Однако надо ещё продумать, каким образом учащиеся определят тему урока? Ведь я её не буду писать на доске, как это было раньше. Нужно продумать какое задание будут выполнять учащиеся и как они смогут «подойти» к формулировке темы. На этот вопрос я отвечала с позиции новых подходов к обучению в контексте создания образовательной среды, благоприятной для саморазвития школьников.

Цель, которую я себе поставила, проводя исследование: содействовать развитию речи учащихся через организацию диалога в процессе групповой деятельности на уроках познания мира. Для этого определила задачи:

- развивать навыки диалога на уроке, посредством исследовательской беседы;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- развить навыки работы в группе.

В процессе работы у меня возникли трудности, связанные с организацией активного общения учащихся на протяжении всего урока: - Как организовать работу? - Как мотивировать учащихся на активную речевую деятельность? - Как подходить к обсуждению детских версий ответов, не используя при этом категоричного отрицания - нет, ты ошибся. - Как организовать диалог в классе? На эти вопросы я пыталась найти ответы при составлении планов, при отборе материалов, обозначении целей, определении параметров оценивания и видов работы на различных этапах урока, разработке таблиц для фиксации данных, полученных в результате наблюдения. Перед началом исследований совместно с учащимися выработали общие правила работы групп.

Раздел 2: Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных. Для наблюдения за деятельностью учащихся и получению объективной информации о происходящей динамике я использовала фото, видео наблюдение, а также рефлексию, которую мне оставляли ребята в конце каждого урока. Главный акцент, конечно же, делался на развитие речи через организацию диалога в групповой работе класса в целом и на трех наблюдаемых учащихся. Конечно, данный материал мне очень пригодился, когда я анализировала деятельность наблюдаемых учащихся, oпределяла уровень их комфoртности, степень задействованнoсти ребят в периoд той или иной деятельнoсти. После каждого проведённого урока, я просматривала видео и фото материалы, для получения полной картины действий всех учащихся, в тoм числе и наблюдаемых ребят. Видео помогало увидеть моменты, которые я не увидела на уроке. Исследование проводилось в 4 «Б» классе., в этом классе 11 человек, из них 3 девочки. В классе всегда были трудности с дисциплиной, дети совсем не дружат в классе, разбиты на группировки, есть дети, с которыми не общаются, часто возникал конфликт среди мальчиков из-за лидерства. У учащихся нет навыков работы в группе, каждый сам по себе. И в этом учебном году я стала классным руководителем 4 «Б» класса. Большинство учащихся воспитываются в полных семьях, где родители имеют большое влияние на воспитание своих детей. В классе обучаются дети с разными типами темперамента и мышления. На уроках учащиеся пытаются демонстрировать свою активность, стремление к знаниям, любознательность. Но так же есть дети с низкой мотивацией и отсутствием интереса к изучаемым предметам. Но как дело доходит до самостоятельной работы, тогда хоть плачь. Особую тревогу вызывает предмет познания мира. Достичь хороших результатов учащимся не позволяют проблемы с усвоением учебного материала, запоминанием информации, маленький словарный запас. Родители часто жалуются на то, что ребёнку сложно запомнить текст по познанию мира, с пересказом тоже возникают трудности. Пройдя обучение на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я познакомилась с новыми подходами в обучении преподавании, детально изучила диалогическое обучение. При прохождении практики в школе мною были внесены следующие изменения: - составлено среднесрочное планирование серии последовательных уроков по познанию мира; - разработано краткосрочное планирование уроков, главной целью которых было повышение интереса к предмету, организация самостоятельного изучения темы, формирование умения вести диалог, развивать речь, навыки анализа и синтеза, умение высказывать своё мнение; - использовала интерактивную доску - к каждому уроку приготовила презентации - показала видеофильм о полезных ископаемых - разработала карточки с вопросами с опорой на Таксономию Блума, диалогового обучения, тексты для самостоятельного изучения материала, а также тесты для проверки изученного материала. - разработала листы оценивания (формативное и суммативное) которые учащиеся заполняли каждый урок. Все мои уроки исследования проходили с использованием групповой работы, применялись различные виды диалога: а)дебаты, б) кумулятивная беседа в) исследовательская беседа. По результатам тестирования, были определены трое учащихся- А, В, С. Ученица А. Была отнесена мною к группе «А», девочка организованная, целеустремленная, с хорошо развитым логическим мышлением, круглая отличница, у нее прекрасная память, хорошо развита речь, она легко вступает в диалог, быстро улавливает главную мысль, имеет образное мышление, но не всегда логична и последовательна в своих высказывниях. Я выбрала ее потому, что мне хотелось проследить, сможет ли эта девочка изменить свое отношение к одноклассникам в процессе групповой работы и сможет ли она обучать своих одноклассников. К группе «В» я отнесла В. это мальчик, балансирующий между тройкой и четверкой, то есть достижения у него не стабильные. Он очень способный, имеет аналитическое мышление, у него довольно широкий кругозор, достаточно большой словарный запвас и внятное произношени, но не всегда может чётко сформулировать мысль, иногда уходит в сторону от предмета обсуждения, много пропускает по болезни. Из-за пропусков у него появляются пробелы в знаниях, но он умудряется их компенсировать благодаря своим способностям, поэтому еще не попал в разряд слабых учеников. Его я выбрала потому, что мне хотелось проследить, станет ли его речь более грамотной и будет ли он более организованным и ответственным. Ученик «С» Ю. имеет низкий уровень заний , плохо развитую речь, заниженную мотивацию к обучению, плохо идёт на контакт с другими детьми. Он не всегда выполняет домашнее задание, память у него слабая, на уроках пассивен, часто стесняется выразить свою мысль. Кроме того, он абсолютно равнодушный ко всему происходящему в школе. Хотелось бы повысить его интерес к данному предмету и активизировать его речь, через совместную работу в группе На прaктике я хотелa сконцентрировать внимaние именно на дaнной группе детей и покaзать, что используя разнообразный aрсенал стрaтегий обучения, которым нас нaучили на курсах втoрого урoвня, можно вoвлечь в прoцесс oбучения детей с разными интеллектуальными спoсобностями и статуcом и тем самым пoвысить самooценку ребят и урoвень кoмфортнoсти. Я думаю, чтo к кoнцу практики мoи дети будут активно гoворить на урoке, интерпретировать свои тoчки зрения. Дети раскрoются в пoлной мере свoих спoсобностей и станут успешными.
Исхoдя из вышеизлoженных прoблем, я спланировала свoю деятельность. Мнoю для исследoвания был выбран раздел познания мира «Полезные ископаемые», модуль «Диалоговое обучение». Я думаю, что именно через диалог, критическое мышление дети научатся многим коммуникативным и интеллектуальным навыкам На практике я использовала стратегии модуля «Обучение критическому мышлению», так как считаю, что именно данные стратегии помогут развитию речи учащихся. Также данные стратегии способствуют развитию у учащихся познавательных навыков, направляет их деятельность на поиск правильных решений, учит правильной работе с текстом учебника, дополнительным материалом. Разнообразные словесные, наглядные и практические методы обучения делают уроки совершенно не похожими на традиционные, учащиеся получают возможность свободно высказываться, самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга. Мне оставалось только наблюдать, анализировать, умело корректировать и стараться не навязывать своё мнение. Например, при использовании таких стратегий критического мышления, как «Инсерт», «Мозговой штурм», «Кластер», «Логические цепочки», «Джигсо», «Синквейн», учащиеся с удовольствием находили информацию по тому заданию, которое было выдано каждой группе. Развитие навыка говорения на уроках познания мира является важным аспектом обучения, так как именно через говорение, диалог дети учатся излагать свои мысли, интерпретировать точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать материал. Именно через диалогическое обучение у учащихся есть возможность донести свои мысли до одноклассников, учителя и окружающих. Мне хотелось, чтобы каждый учащийся на уроке познания мира объяснял материал другому, а следовательно лучше осмысливал и запоминал. А это в свою очередь будет способствовать развитию их коммуникативных навыков. Так, на первом уроке класс был разбит на 3 группы по 3 человека (по условным обозначениям полезных ископаемых). В группах все было предусмотрено, кто-то производил запись, а другие устно диктовали основные идеи, в других- все записывают основные моменты из текста, не торопя и не мешая друг другу. С чувством глубокого удовлетворения группы презентовали свои кластеры. Я старалась не оставить ни одну группу без внимания, нацеливала их, направляла на работу, а также наблюдала за работой учеников АВС. Ученик С, за которым велось наблюдение, работал очень активно. Отчёт о проведении исследования в действии. Он взял на себя работу по созданию кластера, который помогает не только усваивать материал, но и развивать творческие способности, пробуждает интерес к занятию. Мои наблюдения убеждали меня в правильности выбранного задания. Тот факт, что мальчик принимает участие в предлагаемых ему видах деятельности, говорит о том, что сдвиг есть ученик С пошёл на контакт, и я считаю, что это уже маленькая победа. 2-я группа испытывала трудности: им было сложно изобразить кластер, но после моего вмешательства, они справились. Средний ученик В. наблюдал за происходящим, роль лидера на себя не брал. Отчёт о проведении исследования в действии. На этапе осмысления урока вышел вместе с группой защищать кластер, но чувствовал себя не очень уверенно. Мне не удалось в полной мере вовлечь ребёнка в процесс работы, на следующий урок надо продумать интересное задание для В. 3-я группа тоже не смогла без моей помощи составить кластер. Айгерим не справилась с ролью руководителя и передала руководство Бахытжану. Думаю, что такое поведение можно объяснить психологической неуверенностью в своих силах, а также потому, что в этой группе был другой ребёнок с лидерскими качествами. В конце урока учащимся было предложено оценить работу групп
Отчёт о проведении исследования в действии.

На уроках мною применялось ИКТ - ресурсы (видеоматериалы, слайд- презентации, физминутки, задания в электронном формате). Использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц, схем не поднять интереса к познанию мира. Правильное использование в учебном процессе компьютера, позволяет осуществить учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестаёт быть единственным источником информации для учащихся. ИКТ экономит время на уроке, глубоко погружает в материал, повышает мотивацию в обучении. Так, на четвёртом уроке детям был предложен тест, и они по ключу на экране сами проверили свои работы. Также было организовано решение кроссвордов, чтение сказок о полезных ископаемых, которые приготовили сильные ученики ( Обучение талантливых и одаренных учеников), хочется отметить сказку ученика В, он очень ответственно отнёсся к выполнению домашнего задания и творчески подошёл к придумыванию сказки, организована работа групп по обобщению и систематизации раздела методом «Шести шляп» Отчёт о проведении исследования в действии. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изучаемого и пережитого, что является одной из важных характеристик критического мыслителя. Во время рефлексии ребята писали: «Мне все пoнравилось. Пусть все урoки будут такими». «Мне пoнравилась рабoта в группе», «Мне пoнравилось, как нам рассказывали спикеры», «Пoнравилось объяснять другим группам тему. Все супер». Отчёт о проведении исследования в действии.Отчёт о проведении исследования в действии. Именно групповая работа способствовала улучшению психологического климата в классе, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Ведь именно от этого зависит развитие речи в групповой форме работы. В результате повысился интерес к предмету. Произошли видимые изменения не только в процессе преподавания, но и сами дети изменились. Они стали свободно выражать свои мысли, стали более раскрепощённые, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, они оценивали свою работу и работу товарищей, получали удовлетворение, у многих исчезло чувство страха перед ответами, они стали выслушивать внимательно ответы своих одноклассников, а главное стали говорить.

Раздел 3: Выводы и анализ Мой небольшой опыт работы в качестве учителя начальных классов в общеобразовательной школе, показал, что развитие речи учащихся на уроке зависит от многих факторов. И я решила начать свое исследование с выявления причин низкого развития речи детей, путём опроса большинства учащихся нашей школы с представителями администрации, учителями, а также с психологом и социальным педагогом школы. При беседе им были заданы такие вопросы:

  • Как вы считаете, почему не у всех учащихся развита речь?
  • Может ли групповая работа, на ваш взгляд, поспособствовать повышению развитию речи учащихся на уроке?
Ответы на вопросы, которые показали, что развитие речи отдельных учащихся зависит от таких факторов как незаинтересованность, заниженная самооценка, страх ответить что-либо неправильно, семейные обстоятельства, настроение на момент урока. Также, они отметили, что групповая работа может поспособствовать повышению развития речи учащихся через нахождение совместного решения даже самых трудных задач, на которые им было бы трудно найти ответы самим, и что в группах, собираются дети разные, более слабые учащиеся имеют поддержку от более сильных учащихся. Которые обычно проявляют пассивность на уроке, теперь у них появляется не только интерес, но и ответственность за выполнение задания, ведь от его вклада в выполнении задания, данного группе, зависит оценка всей группы.


Все мои изменения в разработках и проведении уроков были подчинены цели моего исследования: способствовать развитию речи через организацию диалога в процессе группового обучения, и были соотнесены с идеями Программы второго уровня «Лицом к лицу». Ниже представлен сравнительный анализ видов деятельности учащихся класса, составляющих критерии успешности. Данные взяты из работ учеников, рефлексии, записей моих дневников наблюдений. (Приложение №1)

Анализ сравнений результатов выполненных тестов на втором и четвертом уроках (Приложение №2). Анализируя данные двух таблиц, можно сказать, что применение диалогического обучения способствует росту развития речи и само мотивации у учеников, что способствует улучшению их успеваемости. После первого и четвертого урока я попросила детей заполнить одну и ту же анкету, состоящей из следующих вопросов, испытываете ли вы трудности: 1) при выполнении домашней работы? (да; нет; иногда) 3) при запоминании терминов ? 4) при работе в группе? 5) при устных ответах ? 6) при само оценивании? 7) при оценивании одноклассников? (Приложение №3) и результат изображен следующим образом:


Синий график показывает барьеры после первого урока, а красный график - барьеры после четвертого урока. Как видно, в конце исследования учащиеся смогли частично преодолеть перечисленные барьеры: защита кластеров - барьер понизился на 18%, устные ответы - на 8%, запоминание терминов -на 20%, выполнение д/з -на 16%, обсуждение в группах -на12%, оценивание себя -на 24% и оценивание одноклассников -на 40% Анализируя весь процесс исследования в действии для меня было очень важно проследить, произойдут ли какие - либо изменения в развитии речи детей через диалогическое обучение. Результаты положительной динамики развития речи видны на представленной таблице сравнительного анализа учащихся А, В и С до и после исследования:
Критерии сравнения Ученик А Ученик В Ученик С До исследов. После исследов. До исследов. После исследов. До исследов. После исследов. Выполнение домашнего задания Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Развитие речи на уроке Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Взаимоотношения с одноклассниками Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Выступления перед аудиторией Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Коммуникативность Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Отчёт о проведении исследования в действии. Пояснения: «Отчёт о проведении исследования в действии.» - хорошо, «Отчёт о проведении исследования в действии.» - хорошо с недочетом, «Отчёт о проведении исследования в действии.» - плохо, но с динамикой роста, «Отчёт о проведении исследования в действии.» - плохо Сравнивая развитие речи учащихся до начала исследования и после можно увидеть положительную динамику. Анализ показывает, что по истечению четырех уроков ученица А подтвердила свои уровни успешности. Старалась своим одноклассникам объяснить тему урока доступно. Работала в полную силу, испытывала удовлетворение от своей работы на уроке. Ученик В немного повысил свои критерии, его речь стала наиболее грамотной, он стал более организованным и ответственным, его домашние задания стали завершёнными, выполненными правильно, стал более активным, внимательно следил за ответами своих одноклассников и сам делал выводы. Ученик С- работая в группе, укреплял уверенность в себе. Старался проявить инициативу в решении проблемных вопросах и начал не активно, но говорить. Работая в группах, учащиеся столкнулись с тем фактом, что эта форма работы способствует развитию умений сообща выполнять задания, формирует навыки взаимоконтроля. Работа в группах складывается более продуктивнее, чем индивидуальная. При выполнении работ дети использовали кластеры, маркеры, стикеры, наклейки, карточки с разноуровневыми заданиями, рабочие тетради, интерактивную доску. Все изменения положительно сказались на развитие речи у учащихся, а также мотивации к обучению. Учащиеся сделали для себя вывод, что главное это сообща правильно выполнить задания, а для этого необходимо отставить в сторону собственные принципы и амбиции. Ежедневный анализ уроков, наблюдения за учениками усовершенствовали мою деятельность и деятельность учеников. По взглядам детей, их репликам я видела, что детям работать было интересно. Они приходили на следующий урок и с интересом спрашивали, а что мы будем делать сегодня. Я по новому взглянула на свою практику и поняла, что если хочу быть интересной детям , то необходимо более тщательно планировать уроки, отбирать материал, формировать задания. В ходе моего исследования я следовала поставленным целям. На всех уроках отслеживала, насколько грамотно учащиеся могут строить свой диалог, задавать вопросы, вместе искать пути решения поставленных перед ними вопросов и задач, я замечала, что снижается чувство тревожности, страха оказаться неуспешным, выше стала обучаемость, эффективность усвоения материала Сравнивая полученные результаты, я смогла определить: 1) Использование диалогического обучения на уроках позволило развить речь учащихся, стимулировало их к активной учебно - познавательной деятельности, что повысило качество знаний. 2) В процессе групповой работы учащиеся научились работать в коллективе, уважать и слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, доносить свои мысли до аудитории, учились грамотно говорить. 3) К концу исследования ученики смогли в значительной степени преодолеть некоторые барьеры, которые мешают успешному обучению учащихся. Все выше сказанное дает основание заключить, что речь учащихся успешно развивается через организацию диалога в процессе групповой деятельности на уроках познания мира.Анализируя серию уроков с точки зрения таксономии Блума, можно сказать, что достигнуты уровни «знание, понимание, применение, анализ, синтез». Обучение в сотрудничестве, развивает детей, так как они знакомятся с разными точками зрения других учеников, учатся высказывать своё мнение защищать свои идеи и идеи группы, приводят аргументы. Создание коллабаративной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения всех детей, позитивно повлияло на развитие речи учащихся посредством диалогического обучения.

Раздел 4: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики На мой взгляд, я считаю, что мне удалось провести исследование и достичь ожидаемого результата, который я поставила в начале исследования - подтвердить влияние групповой работы на развитие речи учащихся через организацию диалога на уроках познания мира. Но, тем не менее, у меня были некоторые сложности. В здании нашей школы из-за ремонта второй школы нашего села, учатся две школы в две смены. Из-за этого мой класс учится на третьем этаже, не в своём кабинете. Интерактивной доски нет, приходилось ставить экран и проектор, при этом и парты надо поставить в определённом порядке, всё это занимало немало времени, и в одну перемену мы не укладывались. В результате чего мы ни разу не начали и не закончили урок вовремя, опаздывали на следующий по расписанию урок. Не все дети умеют работать в группах, один ученик переходил из группы в группу, и всегда был чем- то недоволен, что говорит о несформированности его коммуникативных навыков. И тут есть над чем поработать учителю. Из-за ограничения во время проведения исследования не все дети смогли раскрыться по -настоящему. Также из-за того, что меня не освободили от основной работы, сложно было всё успеть сделать на том уровне, на котором я хотела провести исследование. Существовала и проблема с заполнением листов самооценивания. Некоторые учащиеся только со второго занятия правильно их оформили. Я думаю, что надо будет сделать их более понятными, доступными. Конечно же, в некоторых случаях дети необъективно оценивали друг друга. Также я привыкла, чтобы на уроках соблюдалась дисциплина, что неприемлемо при групповой работе, всё равно стоит рабочий шум. Но потом, поговорив с коллегами, они меня успокоили, что это явление проходящее. Со временем дети научатся работать не столь шумно и эмоционально. Во время проводимых уроков я постоянно вносила изменения в план, так как запланировала слишком много заданий. Уже после первого урока, я поняла, что детям недостаточно времени, отведённого мною на каждое задание. Поэтому, я изменила количество применяемых приёмов, дав учащимся качественно выполнить задания. Работа по внедрению в практику 7 модулей по Программе повышения квалификации педагогических работников была плодотворной и очень увлекательной. Я пришла к выводу, что только взаимодействие идей семи модулей активизировали и мотивировали деятельность всех учащихся и вовлекли в образовательный процесс даже самых робких и неуверенных в себе. В своей дальнейшей практической деятельности я планирую:

  1. Продолжить внедрять в практику все виды бесед диалогического обучения через форму групповой работы в тесной взаимосвязи с 7 модулями программы с целью развития речи детей на уроках познания мира.
  2. Для качественной организации работы в группах разрабатывать разноуровневые задания на каждый этап урока, особенно, для учащихся с высокой степенью познавательной активности.


  1. Включить тренировочные упражнения способствующие развитию критического мышления.
  2. Продолжу наблюдение за учащимися в 5 классе через организацию менторинга с учителями - предметниками
  3. Внесу значительное изменение в разработку уроков через системный подход к среднесрочному планированию, в котором я буду применять полученные знания, основываясь на собственном опыте.
О своих изменениях в исследовательской деятельности я хотела бы определить словами Джорджа Бернарда Шоу: «Прогресс невозможен без изменений, а тот, кто не может изменить свою точку зрения, не может изменить ничего».


Используемая литература: 1.Руководство для учителя, (второй основной уровень) - Астана, 2014г.

2. Тихомирова В. «Уроки сотрудничества»

Приложение №1

Критерии сравнений

На первом уроке

На четвертом уроке

Выполнение д/з

64%

76%

Активность на уроке

70%

88%

Знание терминов

60%

76%

Правильное применение формулировок

56%

64%

Выступление перед аудиторией

24%

48%

Коммуникативность

64%

88%

Приложение №2

Оценки

Количество на 2 уроке

Количество на 4 уроке

Изменения

«5»

2

3

Увеличилось на 9%

«4»

4

5

Увеличилось на 9%

«3»

3

2

Увеличилось на 9%

«2»

2

1

Увеличилось на 9%

Приложение №3 Сравнение барьеров учащихся

Барьеры

После 1 урока

После 4 урока

Изменения

Защита кластеров

50%

32%

Уменьшение на 18%

Устные ответы

44%

36%

Уменьшение на 8%

Запоминание терминов

52%

32%

Уменьшение на 20%

При выполнении д/з

60%

44%

Уменьшение на 16%

Обсуждение в группах

20%

8%

Уменьшение на 12%

Оценивание себя

40%

16%

Уменьшение на 24%

Оценивание одноклассников

60%

20%

Уменьшение на 40%

9


© 2010-2022