Конспект урока литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 «б» классе (УМК «Перспектива»).

Учитель: Софонова Валентина Александровна.

Тема урока: К Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. Пересказ

Цель:

создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.

Задачи 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.

2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, учебник "Литературное чтение" Л.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий 3 класс, карточки с заданиями для парной и групповой работы.








План - конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Оргмомент.

Эмоциональный настрой «Сотвори солнце»
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро, здоровье, нежность, тепло, свет, радость. Ваша звездочка растет, растет, растет и становится огромной, как солнце. Теперь ваше внутреннее солнышко может поделиться с окружающими своим теплом, добром, светом, любовью, нежностью. Расставьте руки в стороны - это ваши лучики, поделитесь теплом своей души, своего внутреннего солнышка.

Учащиеся настраиваются на урок Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2.Постановка учебной задачи.



- Сегодня наш класс - это телевизионная студия.

- Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?

"Розыгрыш".

"Телепузики".

"Люби все живое".

"Галилео".

"Угадай мелодию"

Почему выбрали это название? (Выслушиваются мнения детей.)

- Вы правы. Это передача "Люби все живое". Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения.

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг, любить нашу землю. Работая с текстом, мы будем развивать свою речь и творчество.

Учащиеся выбирают, сравнивают, обосновывают свой выбор Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока
















3.Решение учебной задачи.



- Итак, внимание! Тишина в студии!

- С вами вновь передача "Люби все живое".

У нас в студии ученики 3 Б класса.

Повторение биографии Паустовского:

Б) Сообщение о барсуке

- По каким приметам мы можем узнать барсука?

В) Работа над языком текста.

- Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведем кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К.Паустовского "Барсучий нос".

Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная- нужна помощь. Зеленая - готовы.

1). У доски два ученика.

а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа. (Один ученик у доски с картинным планом.)

б). Барсук - главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило. (Один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа.)

сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.

2). Работа в парах по рядам.

Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!

Карточка

Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его.

С_______________ , похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы _____________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь.

Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошел успешно.

Рассказ ученика сопровождается слайдами.

Повторяют биографию Паустовского.

Анализируют сведения о барсуке, приводят пример, составляют картинный план,

Учащиеся работают в парах

Личностные УУД: умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

РегулятивныеУУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; умение работать в группе

Коммуникативные УУД: эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников;

4. Работа до чтения рассказа



А) Упражнение для развития умений правильно, точно делать логические ударения. На доске записано следующее предложение: У НАС НА СТОЯНКЕ ГОРЕЛ КОСТЁР. Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка. Б) Работа над чтением трудных слов:  Раз - брыз - ги - ва - я - разбрызгивая  Не - го - до - ва - ни - е - негодование  Вспо - ло - ши - лись - всполошились  О - за - бо - чен - но - озабоченно  По - свис - ты - ва - ли - посвистывали СЛОВАРНАЯ РАБОТА - Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов: дёготь, чёлн, вереск, пуд

Работают над произношением

Учащиеся объясняют значение некоторых слов из текста

Личностные УУД: осознавать смысл незнакомых слов из текста в процессе чтения и обсуждения;

Физминутка

5. Чтение и анализ рассказа.


1 часть - картинная галерея

Выставка рисунков к этой части - Представьте, что мы пришли в картинную галерею. и, как полагается, экскурсию по ней проведет настоящий экскурсовод. ПЕРЕСКАЗ 1 ЧАСТИ по рисункам

РАБОТА ПО ГРУППАМ ( вопросы задаю я) 1. Какие приёмы использует писатель в I части рассказа? 2. Что с чем сравнивает Паустовский? 3. Почему плотва названа оловянной? 4. Приведите пример олицетворения.) 5 Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? - О чём вы узнали из этой части? - Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) ВЫВЕСТИ СЛАЙД

II часть - чтение «по цепочке»

- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?

- Почему барсук прибежал к костру?

- Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

- Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

- О чём говорится во второй части?

- Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) ВЫВЕСТИ СЛАЙД

III часть - читает учитель

- Кто первым услышал фырканье зверя?

б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

- О чём узнали из третьей части?

-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД

V часть - самостоятельное чтение

- Придумайте вопросы к этой части.

- Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

- Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

- При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

- Что мы можем сказать о барсуке?

- О чём говорится в этой части?

- Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД

V часть - читает хорошо читающий ученик.

- Почему автор узнал барсука?

-Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД

2. Чтение полученного плана.

ВЫВЕСТИ СЛАЙД

Дети готовили рисунки к этому уроку в качестве домашнего задания, 1 ученик проводит экскурсию в виде пересказа.

Дети работают в группах

Пункты плана дети записываю в рабочую тетрадь.

Личностные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;- находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника; находить в тексте ответ на заданный вопрос;




Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия,оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке



  • Меня удивило….

  • Мне стало жалко..

  • Мне не понравилось…

  • Меня восхитило…

  • Меня поразило…

  • - А сейчас мы проведем голосование.
    - Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность - зеленую. Если вы затрудняетесь ответить - карточки поднимать не надо.
    - Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.В любом случае, мы должны помнить, что природа - живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями.

Спасибо. До новых встреч в эфире.

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Метапредметные УУД: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)



8


© 2010-2022