- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Софонова В.А. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3 «б» классе (УМК «Перспектива»).
Учитель: Софонова Валентина Александровна.
Тема урока: К Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. Пересказ
Цель:
создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Задачи 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.
2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, учебник "Литературное чтение" Л.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий 3 класс, карточки с заданиями для парной и групповой работы.
План - конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1.Оргмомент.
Эмоциональный настрой «Сотвори солнце»
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро, здоровье, нежность, тепло, свет, радость. Ваша звездочка растет, растет, растет и становится огромной, как солнце. Теперь ваше внутреннее солнышко может поделиться с окружающими своим теплом, добром, светом, любовью, нежностью. Расставьте руки в стороны - это ваши лучики, поделитесь теплом своей души, своего внутреннего солнышка.
Учащиеся настраиваются на урок Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация
2.Постановка учебной задачи.
- Сегодня наш класс - это телевизионная студия.
- Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?
"Розыгрыш".
"Телепузики".
"Люби все живое".
"Галилео".
"Угадай мелодию"
Почему выбрали это название? (Выслушиваются мнения детей.)
- Вы правы. Это передача "Люби все живое". Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения.
Сегодня мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг, любить нашу землю. Работая с текстом, мы будем развивать свою речь и творчество.
Учащиеся выбирают, сравнивают, обосновывают свой выбор Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока
3.Решение учебной задачи.
- Итак, внимание! Тишина в студии!
- С вами вновь передача "Люби все живое".
У нас в студии ученики 3 Б класса.
Повторение биографии Паустовского:
Б) Сообщение о барсуке
- По каким приметам мы можем узнать барсука?
В) Работа над языком текста.
- Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведем кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К.Паустовского "Барсучий нос".
Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная- нужна помощь. Зеленая - готовы.
1). У доски два ученика.
а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа. (Один ученик у доски с картинным планом.)
б). Барсук - главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило. (Один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа.)
сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.
2). Работа в парах по рядам.
Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Карточка
Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его.
С_______________ , похожими на две маленькие луны
мелкие, как иглы _____________
_______________ , похожие на горы розового снега
_______________ , похожий на свиной пятачок
_______________ чёрная, как дёготь.
Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошел успешно.
Рассказ ученика сопровождается слайдами.
Повторяют биографию Паустовского.
Анализируют сведения о барсуке, приводят пример, составляют картинный план,
Учащиеся работают в парах
Личностные УУД: умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
РегулятивныеУУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; умение работать в группе
Коммуникативные УУД: эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников;
4. Работа до чтения рассказа
А) Упражнение для развития умений правильно, точно делать логические ударения. На доске записано следующее предложение: У НАС НА СТОЯНКЕ ГОРЕЛ КОСТЁР. Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка. Б) Работа над чтением трудных слов: Раз - брыз - ги - ва - я - разбрызгивая Не - го - до - ва - ни - е - негодование Вспо - ло - ши - лись - всполошились О - за - бо - чен - но - озабоченно По - свис - ты - ва - ли - посвистывали СЛОВАРНАЯ РАБОТА - Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов: дёготь, чёлн, вереск, пуд
Работают над произношением
Учащиеся объясняют значение некоторых слов из текста
Личностные УУД: осознавать смысл незнакомых слов из текста в процессе чтения и обсуждения;
Физминутка
5. Чтение и анализ рассказа.
1 часть - картинная галерея
Выставка рисунков к этой части - Представьте, что мы пришли в картинную галерею. и, как полагается, экскурсию по ней проведет настоящий экскурсовод. ПЕРЕСКАЗ 1 ЧАСТИ по рисункам
РАБОТА ПО ГРУППАМ ( вопросы задаю я) 1. Какие приёмы использует писатель в I части рассказа? 2. Что с чем сравнивает Паустовский? 3. Почему плотва названа оловянной? 4. Приведите пример олицетворения.) 5 Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды»? - О чём вы узнали из этой части? - Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) ВЫВЕСТИ СЛАЙД
II часть - чтение «по цепочке»
- Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?
- Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?
- Почему барсук прибежал к костру?
- Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?
- Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?
- О чём говорится во второй части?
- Как мы её озаглавим? (Ужин у костра) ВЫВЕСТИ СЛАЙД
III часть - читает учитель
- Кто первым услышал фырканье зверя?
б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.
в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.
- О чём узнали из третьей части?
-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД
V часть - самостоятельное чтение
- Придумайте вопросы к этой части.
- Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?
- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
- Поднимите руку, кто из вас получал ожог?
- При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.
- Что мы можем сказать о барсуке?
- О чём говорится в этой части?
- Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД
V часть - читает хорошо читающий ученик.
- Почему автор узнал барсука?
-Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.) ВЫВЕСТИ СЛАЙД
2. Чтение полученного плана.
ВЫВЕСТИ СЛАЙД
Дети готовили рисунки к этому уроку в качестве домашнего задания, 1 ученик проводит экскурсию в виде пересказа.
Дети работают в группах
Пункты плана дети записываю в рабочую тетрадь.
Личностные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;- находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника; находить в тексте ответ на заданный вопрос;
Коммуникативные УУД: определение способов взаимодействия,оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
-
Меня удивило….
-
Мне стало жалко..
-
Мне не понравилось…
-
Меня восхитило…
-
Меня поразило…
-
- А сейчас мы проведем голосование.
- Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность - зеленую. Если вы затрудняетесь ответить - карточки поднимать не надо.
- Поднимите зеленую карточку те, кто из сегодняшней передачи извлек урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?
У каждого из нас свое мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.В любом случае, мы должны помнить, что природа - живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.
Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями.
Спасибо. До новых встреч в эфире.
Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Метапредметные УУД: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)
8