Конспект урока на тему Детство И. А. Бунин

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением

Задачи:

- продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

- над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

- воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Ещё не знаю, что будет

III. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.

IV Биография И.А.Бунина

- Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

- Какие у него черты лица?

- Как бы вы его описали?

- Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи - восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что узнали?

IV. Изучение нового материала

- Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

- Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

- А какие произведения про детство вы уже читали?

- Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

- Сейчас услышите стихотворение «Детство».
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
- В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

  • О нем самом, потому что он говорит о себе.

  • О том, как он гулял в лесу.

  • О дубовой роще.

Чтение вслух учителем

- Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.

Самостоятельная работа с текстом

- А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
- Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору, ароматом, палатам, зной)
- Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» - (запах).
- К слову «зной» - (жара)
- Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
- Значит, бор - это лес, в котором растут… (сосны)
- Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
- А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

- Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)
- Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
- А у Бунина? (Солнечные палаты)

V. Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой - взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI. Выборочное чтение

- Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
- В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».

- В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду - яркий свет,
Песок - как шелк».

- Почему так сказал Бунин? (Песок мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
- Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи - СРАВНЕНИЕ
- Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения нового материала.

Работа над выразительным чтением. Найдите рифму в I строфе (бору - поутру, ароматом - палатам). - Такая рифма называется перекрестной.

- Давайте, расставим паузы и логические ударения. - Выразительное чтение I строфы. - Теперь, давайте посмотрим на II строфу. - С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне? - Расстановим паузы и логические ударения.
- Выразительное чтение II строфы. - В третьей строфе, представьте себе старушку - сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу? - Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение. - Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
- Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
- Вернемся к началу урока. Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII. Итог урока

- Что нового узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?


IX. Домашнее задание

Выучить наизусть

© 2010-2022