Конспект урока окружающего мира «Лесная зона» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Усть-Кутского муниципального образования










Урок окружающего мира по теме:

«Природные зоны. Лесная зона».

3 класс система Л.В.Занкова
















Дедова Наталья Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории








2013 год

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме:

« Природные зоны. Лесная зона ».

Цели и задачи:

  • Ознакомление учащихся с зоной лесов России;
  • Совершенствовать навыки работы с картой;
  • Обучать различать части лесной зоны;
  • Развивать мышление, учить анализировать и сравнивать;
  • Воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • Создать условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

Метапредметные УУД Познавательные: - формировать мотив к познанию широкой картины мира; - уметь пользоваться картой; - строить сообщения в устной форме; - находить в тексте ответ на заданный вопрос; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия. Коммуникативные: - формировать собственное мнение и позицию; - умение договариваться, приходить к общему решению: - воспринимать мнение учителя и одноклассника.
Оборудование: 1. Рисунки с изображением животных и растений лесной зоны; 2. Карта природных зон; 3. Учебник «Окружающий мир» Авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; 4. Энциклопедии о природе и животных; 5. Проектор и мультимедийная презентация; 6. Тест «Зона степей».
I. Актуализация опорных знаний. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой природной зоной России. Мы узнаем о географическом положении зоны, о её растительном и животном мире. Как всегда мы будем работать на уроке с картой, с учебником и дополнительной литературой. Сегодня мы с вами совершим новые открытия.

II. Проверка домашнего задания. Учитель: С давних пор на Руси устраивали ярмарки - большие торги с увеселениями, развлечениями. И происходило это регулярно. А самое главное - в одном и том же месте и в одно и то же время. Традиция проводить красочные богатые ярмарки сохранилась и до наших времен. В настоящее время на ярмарке представляют самое лучшее. А что мы можем показать? (Наши знания.) Мы сегодня организуем «Интеллектуальную ярмарку». У каждого из вас «приглашение» на ярмарку - тест по теме «Зона степей». Заполните его.

  1. - Выбери верное утверждение.
1. Степь - это… а) бескрайнее поле; б) небольшая равнина, покрытая лесом; в) бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. 2. Климат в степи: а) жаркий и влажный; б) жаркий и сухой; в) холодный и сухой. 3. Зона степей расположена: а) в тропическом поясе; б) арктическом поясе; в) умеренном поясе. 4. Почвы в степи: а) глинозем; б) подзолистые; в) чернозем. 5. Растения в степи бывают: а) раннецветущие; б) многолетние; в) засухоустойчивые. 6. Выбери только животных степей: а) пингвин; б) сайгак; в) медведь; г) дрофа; д) кобылка; е) тетерев; ж) тушканчик. 7. Выбери экологические проблемы, характерные для степей: а) браконьерство; б) распашка целинных земель; в) посадка лесозащитных полос. (Слайд 2) Учитель: Ребята, я вам предлагаю самим проверить свой тест. Обменяйтесь своими результатами теста и проверьте друг друга! Если нет ошибок - отлично. Одна или две ошибки - хорошо. Если есть ошибки, до дома надо дополнительно поработать!
2. Блиц викторина «Степь». Предлагаю принять участие в ярмарочной блиц викторине «Степь». Вы должны дать два ответа на один и тот же вопрос. - Какие почвы в зоне степей? (Чернозем, плодородные.) - Какие антилопы живут в степи? (Сайгаки, джейраны.) - Ветер в степи (буран, суховей). - Какие птицы очень быстро бегают? (Страус, дрофа.) - Крупные города степной зоны. (Волгоград, Ростов-на-Дону.) - Кто любит лакомиться кузнечиками, жуками? (Жаворонок, дрофа.) - Кто зимой впадает в спячку? (Сурок, хомяк.)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились.

3.Работа над новым материалом.

Учитель: Послушайте стихотворение: (Слайд 3)

Ученица:

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете , дети,

Тайны чудные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нем деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери, и прочие твари.

Ученые тоже работают тут

Лес они сообществом зовут.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. Ученица: Сегодня мы будем говорить о лесе. Учитель: Да, вы правы, сегодня мы изучаем новую природную зону - лесную зону. Леса умеренного пояса широким кольцом опоясывают с запада на восток всё Северное полушарие Земли. (Слайд 4) Учитель: Рассмотрите по карте природных зон, где находится в нашей стране зона лесов. Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Лесная зона находится южнее зоны тундры. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит здесь ярко выражены все четыре времени года: (Слайд 5) холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно - Европе6йской и Западно - Сибирской равнинах, а так же на Среднесибирском плоскогорье. Эта зона самая большая. В ней три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. Между зоной тундры и лесов есть промежуточная зона - это лесотундра. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, то и природные условия становятся мягче. Ребята, вы уже знаете, что одним растениям надо больше тепла и света, а другим меньше. Учитель: А сейчас работаем по группам. У каждого лежит на парте листочек с дерева. Залетел к нам в класс и приземлился на парту. Определите, с какого дерева он слетел? Дети: У меня лист березы. Дети: У меня лист дуба. Дети: У меня осинки. Учитель: Объединитесь по группам: Берёзки, дубки и осинки. Учитель: Первая группа «Берёзки» сравните рисунки разных типов леса. Какие из предложенных названий подходят к ним: лиственный лес, хвойный, смешанный, дубрава, березняк, ельник, сосновый бор, тайга? Обсудите особенности каждого из них. (страницы учебника 109-113) Что растет в смешанных лесах и широколиственных лесах выяснит вторая группа ученых «Дубки» (страницы учебника 109-113) Третья группа «Осинки», работают по тексту К. Паустовского. Нужно составить схему «Значение леса для природы». Можете дополнить ее изучить вопрос о том, кто живет в лесной зоне. (страницы учебника 109-113) 4.Самостоятельная работа. Учитель: Ребята, вам дается время на подготовку в своих группах. Можете использовать материал учебника, дополнительный материал, картинки растений и животных. ( Ученики работают в группах)

5.Физминутка. «В лесу». (Слайды 6-21) 6. Продолжение работы над новой темой. Учитель: Своими исследованиями поделятся рабочие группы. Рассказ первой группы ученых «Березки»: (Слайд 22) Мы рассмотрели карту природных зон, и нашли зону лесов. Она широким поясом опоясывает с запада на восток всё Северное полушарие Земли. Мы рассмотрели иллюстрацию в учебнике. Там на иллюстрациях изображены все типы лесов, составляющих лесную зону. На первой картинке изображен широколиственный лес, на второй смешенный лес! На третьей картинке - тайга. Мы тоже живем в лесной зоне! Наш поселок окружен лесом, это тайга. Мы все с родителями были в этом лесу. Собирали ягоды и грибы. Мы любим природу родного края. Учитель: Спасибо, ребята за проделанную работу, Молодцы! Сейчас вторая группа «Дубки» расскажет нам о смешанных и широколистных лесах. (Слайды 23-28) Рассказывает вторая группа: К югу от тайги расположены смешанные и широколистные леса. В смешанных лесах вместе с хвойными деревьями растут разнообразные лиственные. Это осины, березы. Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями - дубом, кленом, липой. В смешанных и широколиственных лесах зима гораздо мягче, чем в тайге. Многолетней мерзлоты здесь нет. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. О деревьях мы прочитали в рассказе К. Паустовского. Он написал в своём рассказе, что в разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги, и к этому приспособились разные виды деревьев. Широколиственные дуб, вяз любят тепло и влагу и занимают южную часть лесной зоны. Сосны растут на любой почве, поэтому встречаются почти по всей зоне. Учитель: Спасибо, ребята, за проделанную работу. Настало время послушать нашу третью группу «Осинок». Ребята дополнят ваш ответ. (Слайды 29-30) Рассказывает третья группа: Мы прочитали рассказ К.Паустовского о лесе. Узнали, что лес спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВЫРУБКА ЛЕСА ОЧЕНЬ ВРЕДНА И ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ ПЛОДОРОДНЫХ ЗЕМЕЛЬ. Лес задерживает влагу. Лес питает родники и реки чистой водой. Большинство рек берёт начало из лесных болот и озёр. Лес не только хранитель вод. Он спасает землю от суховеев и летучих песков. Из рассказа мы узнали, о трех видах лесов. По преобладающему виду деревьев лесная зона делится на три части: лиственные, смешанные и хвойные леса (тайга). На карте природных зон, они выделены разными оттенками зеленого. Учитель: Спасибо вам, ребята, хорошо поработали! О лесе и его красоте, его значении для человека можно говорить много, мы ещё продолжим изучение на других уроках. 7. Закрепление. Учитель: Как называется природная зона, о которой вы узнали сегодня на уроке? Ученик: Природная зона называется «Лесная зона». Учитель: Какие три части можно выделить в лесной зоне? Ученица: Это тайга, смешанный лес и широколистный лес. 8. Работа в тетрадях. Учитель: Запишите в тетрадь тему урока и число. Начертите схему «Леса». Запишите названия деревьев в три столбика, которые растут в том или другом лесу. Можете пользоваться учебником и приобретенными знаниями. 9. Итог урока. Релаксация. (Слайд 31) Учитель: Дети, посмотрите на экран. Ответьте на вопросы, дайте оценку своей работы. Ученица: Мне было интересно работать в группе. Ученик: Мне было трудно работать в группе, я многого еще не знаю, но интересно было слушать ребят! Ученица: Я узнала много о лесе. 9. Домашнее задание. (Слайд 32) Учитель: Начните делать альбом «Зона лесов». Используя рисунки и свои знания, напишите сочинение о лесе в художественном и научном стиле. Сравните тексты. Сделайте вывод. Прочитайте еще раз в учебнике о зоне леса страницы 109-113 Спасибо за урок! Молодцы! Урок окончен!



Литература:

  1. Н. Я. Дмитриева, А.Н. Казакова «Окружающий мир» Учебник для 3 класса. Самара. Издательский дом «Фёдоров». 2013 г.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013 г.



© 2010-2022