Рабочая программа Технология 2 класс Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация
Средняя общеобразовательная школа «Феникс»
с группами дошкольного образования

Обсуждено Согласовано УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО Зам. директора по НО Директор школы

__________________ ________ Гончарова Н.В. _________Козин С.В.

Дата ______________ Дата _________________ Дата ______________

Рабочая учебная программа

Технология

2 класс

2013 - 2014 учебный год

Составлена на основе

программы Е.А. Лутцевой «Технология»

Учитель: Астапова Нина Олеговна

Москва

2013

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования АНО СОШ «Феникс» (далее Образовательной программой);
  • с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
  • Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

Форма итоговой аттестации обучающихся - тестовые задания. В авторскую программу изменения не внесены. Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом - уровень ремесла и уровень мастерства. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Во 2 классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста. Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.


Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов. У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах. В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)

Описание ценностных ориентиров содержания образования

Личностные ценности Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир». Общественные ценности Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

  1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
  2. Значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
  3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
  4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:
  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
  • уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия:
  • определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).


Познавательные универсальные учебные действия:
  • наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.


Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:

  1. Возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы).
  2. Возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.


Планируемые результаты Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

иметь представление

знать

уметь

  • о роли и месте чело-века в окружающем ребенка мире;
  • о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения;
  • о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстетического характера;
  • о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.


  • что такое деталь;
  • что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
  • какое соединение деталей называется неподвижным;
  • виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения - на уровне общего представления);
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашивание, аппликации, пря-мая строчка и ее варианты;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий;
  • качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах.


под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.


Основные виды учебной деятельности учащихся Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий. С помощью учителя:

  • выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
  • анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. С помощью учителя
  • осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
  • моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
  • определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

Содержание учебного предмета (34 часа) Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов). Знание трудовой деятельности в жизни человека - труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения работ во времена Средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материала. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления). Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности - изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотворчества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов). Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование (9 часов). Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 часа). Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.



Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Разметка:

- на глаз (свободным рисованием);

- сгибанием,

- по шаблону,

- по трафарету

Разметка:

- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

- копирование

(через копировальную бумагу, с помощью кальки).

Разметка:

-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

- по масштабной сетке.

Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

Выделение детали из заготовки:

- отрывание;

- резание ножницами

Выделение детали из заготовки:

Выделение детали из заготовки:

- резание макетным ножом

Формообразование

- сгибание,

- складывание,

- сминание,

- скручивание

Сборка изделия:

-склеивание

Сборка изделия:

- сшивание

(прямая строчка и ее варианты)

Сборка изделия:

- с помощью проволоки;

- щелевые замки;

- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

Сборка изделия:

- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

Отделка:

- раскрашивание;

- аппликация;

- рисование и др.

Отделка:

- вышивка;

-блестки;

- бусины и др.

Отделка:

- пуговицы,

- кнопки и др.

Календарно-тематическое планирование уроков технологии во 2 классе

урока

Тема урока

Вид работы

Характеристика деятельности учащихся

Часы

Дата

1 Приспособления первобыт-ного человека к окружающей среде. Природа и человек.

Учебник с. 6 - 9

Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

  • Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
  • умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
  • при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
  • организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
  • исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

2 Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.

Учебник с. 10 - 13

Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда»

3 Профессии ремесленников. Разделение труда. Как работали ремесленники-мастера.

Учебник с. 14 - 19

Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося)

«Кондитерские изделия к чаю»

4 Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.

Учебник с. 20 - 22

Простейшее исследование материалов.

Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты. При помощи учителя:

  • Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
  • анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
  • осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
  • обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.

5 Назначение инструментов. Каждому делу - свои инструменты. Учебник с. 23 - 25

Простейшее исследование инструментов.

Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток»


6 Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию. Учебник с. 26 - 29

Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»

  • Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
  • умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
  • при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
  • организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
  • исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

7 Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия. Учебник с. 30 - 33

Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

8 Введение в проектную деятельность. Что такое композиция. Учебник с. 34 - 37

Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»

9 Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично. Учебник с. 38 - 42

Композиция из симметричных деталей.

10 Технологические операции. Разметка деталей. Учебник с. 42 - 49

Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49) При помощи учителя:

  • Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
  • анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
  • осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
  • воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
  • планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
  • осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
  • обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.

11 Технологические операции. Отделение детали от заготовки. Учебник с. 50 - 53

Обрывные аппликации «Берёзка»

12 Технологические операции. Сборка изделий. Учебник с. 54 - 58

Игрушки - подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок»

13 Технологические операции. Отделка изделий. Письменная проверочная работа. Учебник с. 59 - 62

Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»

14 Технологические операции. Разметка с помощью чер-тёжных инструментов. Учебник с. 63 - 66

Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.

15 Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие пони-мают друг друга. Учебник с. 67 - 70

Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа.

16 Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку. Учебник с. 71 - 73

Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа.

17 Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Учебник с. 74 - 75

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Цветок из бумаги

18 Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Учебник с. 76 - 78

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Домино.

19 Разметка прямоугольника с помощью угольника.
Учебник с. 79 - 82

Практическая работа в разметке прямоугольника.

Поздравительная открытка.

20 Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы. Учебник с. 83 - 85

Практическая работа в разметке деталей круглой формы.

21 Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера? Учебник с. 86 - 88

Изготовление объёмной фигуры «Игрушка - кошка»

22 Новогодний проект «Мастерс-кая Деда Мороза»

Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся.

23 Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани. Учебник с. 90 - 96

Помпон из ниток на основе кольца.

  • Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
  • умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
  • Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
  • при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
  • организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
  • исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
  • оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

24 Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка. Учебник с. 97 - 100

Игрушки из помпона (по выбору учащегося).

25 Технологические операции обработки тканей. Особен-ности работы с тканью. Учебник с. 101 - 103

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

26 Технология изготовления швейных изделий. Учебник с. 104 - 108

Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

27 Строчка прямого стежка и её варианты. Учебник с. 108 - 111

Игрушки из меховых шариков.

28 Разметка строчек. Письменная проверочная работа. Учебник с. 112 - 116

Подушечка для иголок.

29 Транспортные средства. Макеты и модели. Учебник с. 118 - 121

Игрушки из спичечных коробков. При помощи учителя:

  • Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
  • моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого);
  • конструировать объекты с учётом их технических и художественно - декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу;
  • участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
  • обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

30 Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов. Учебник с. 122 - 123

Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока).

31 Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины. Учебник с. 124 - 126

Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля.

32 Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе. Учебник с. 127 - 128

Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты.

33 Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии. Учебник с. 129 - 130

Рисование по замыслу «Корабль будущего»

34 Урок обобщения и закрепления знаний. Из истории технологий. Учебник с. 132 - 135





Календарно-тематическое планирование

по предмету технология

2 класс (34 часа), 1 час в неделю

Учебник: «Технология» Лутцева Е.А.

I полугодие, 16 часов

1 Приспособления первобытного человека к окружающей среде. Природа и человек.

2 Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.

3 Профессии ремесленников. Разделение труда. Как работали ремесленники-мастера.

4 Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.

5 Назначение инструментов. Каждому делу - свои инструменты.

6 Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию.

7 Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия.

8 Введение в проектную деятельность. Что такое композиция.

9 Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично.

10 Технологические операции. Разметка деталей.

11 Технологические операции. Отделение детали от заготовки.

12 Технологические операции. Сборка изделий.

13 Технологические операции. Отделка изделий. Письменная проверочная работа.

14 Технологические операции. Разметка с помощью чертёжных инструментов.

15 Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

16 Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку.

II полугодие, 18 часов

1 Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

2 Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

3 Разметка прямоугольника с помощью угольника.

4 Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы.


5 Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера?


6 Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза»


7 Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани.


8 Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка.


9 Технологические операции обработки тканей. Особенности работы с тканью.


10 Технология изготовления швейных изделий.


11 Строчка прямого стежка и её варианты.


12 Разметка строчек. Письменная проверочная работа.


13 Транспортные средства. Макеты и модели.


14 Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов.


15 Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины.


16 Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе.


17 Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии.


18 Урок обобщения и закрепления знаний. Из истории технологий.


Учебная дисциплина

Класс

Программа

Тип программы

Количество часов в неделю, общее

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Технология

2

Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы - М.: Вентана-Граф, 2011. УМК «Начальная школа XXI век»

Соответствует ФГОС

Государственная

1 час в неделю,

34 часа в год

Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразова-тельных учреждений -М.: Вентана-Граф, 2011.

Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков - М.: Вентана-Граф, 2012.

Наглядные пособия

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Литература, необходимая для освоения курса



Литература для учителя

  1. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы - М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011.

  3. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков - М.: Вентана-Граф, 2012.

Литература для учеников

  1. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011.





Технические средства обучения и оборудование

Компьютер.

Телевизор.

Магнитная доска.





Компьютерные и информационно-коммуникативные
средства обучения

  • Электронный образовательный ресурс для работы в классе «Окружающий мир», 2 класс, - М.: Вентана-Граф, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -
scool-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». - nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - festival.1september.ru

© 2010-2022