Мы помним! Мы гордимся!ЛЕТОПИСЕЦ НАШЕЙ ЭПОХИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кундравинская СОШ















ЛЕТОПИСЕЦ НАШЕЙ ЭПОХИ








Автор: Филиппов Максим, 4А класса

Руководитель: Жданова Ирина Валерьевна


учитель высшей категории начальных классов














Чебаркульский муниципальный район

2015



Содержание



  1. Паспорт проекта……...………….…..3
  2. Отчеты по этапам……………………4
    1. Введение …………………………4

    2. Летописец нашей эпохи………….4

    3. Вывод……………………..……....13

Заключение………………………….…...14 Список используемых источников….....15

Приложение………………………………16



Паспорт проекта



Свою работу я хочу написать о великом режиссере, нашем земляке С.А. Герасимове. Он внес большой вклад в кинематографию кино. В том числе кино о войне. Его имя очень известно. В нашем селе находится музей имени Сергея Герасимова, а рядом с ним библиотека, которая работает по программе, «Герасимов С.А. - педагог, режиссер, наш земляк». Я сходил в музей, зашел в библиотеку, для того чтобы собрать нужный материал.



























Великие наши земляки… Среди них имя Сергея Аполлинариевича Герасимова. Золотыми буквами оно вписано в историю кино, культуры. Я решил связать две основные мысли в своем проекте. Это Победа и великий режиссер. А назвал я свою работу «Война глазами великого режиссера». С.А. Герасимов снял несколько фильмов о войне, а во время войны снимал документальные блоки о войне. Но, что поразительно, при всей его славе многие наши земляки лишь только приблизительно представляют себе, кто такой Герасимов. А ведь, сколько поколений соотечественников, в буквальном смысле, выросли на фильмах гения. А вот где он родился?... На самом деле он сам говорит: на заимке, точнее раньше это место называлось хутором Герасимовским. Сергей Герасимов родился 8 (21) мая 1906 года в селе Кундравы Чебаркульского района Челябинской области. Особая страница в биографии Герасимова - родная уральская земля, которую он любил и на которую все время возвращался. «К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно. Уральские края для меня - образ нетленной красоты» - сказал он на одном из своих выступлений. Нужно заметить, что значительную долю загадочности о себе внес в историю сам Сергей Аполлинариевич. Он был потомственным дворянином во многих поколениях, а такие звания в свое время не прощались. Потому он и предпочитал называться деревенским мальчиком из - под деревни Малково. При всем том, можно только поразиться, как деревенский парнишка сумел, начиная с такого-«низкого старта», - достигнуть самых вершин мирового кинематографа. Среди всех наград, одна из самых для Герасимова ценных - тросточка самого Чарли Чаплина. Это похлещи всяких «Оскаров»! Человек - символ эпохи, символ мирового кинематографа, Чарли Чаплин подарил свою тросточку (важную часть образа Чаплина в кино) другому гиганту кино - Сергею Герасимову. И эта трость лежит в витрине музея имени С. А. Герасимова в селе Кундравы. Да, музей столичного образца, находится в нашем селе! А как это стало возможно? Идея создания музея известного режиссера принадлежит Борису Александровичу Красноперову, жителю нашего района. Вся жизнь, которого, тесно связана с С.А.Герасимовым и его супругой Т.Ф.Макаровой. Немалых трудов стоило Б.А.Красноперову убедить всех заинтересованных лиц подарить музею вещи, которые были связаны с жизнью и деятельностью С.А.Герасимова. Ему пришлось побывать в Союзе кинематографистов России, в Центральном музее, Доме кино, во ВГИКе, и на киностудии имени Горького, встретиться с наследниками. И вот, 23 апреля 2004 года в Доме культуры «Мечта», состоялось торжественное открытие музея, всемирно известного кинорежиссера нашего земляка С.А.Герасимова. Человека прошедшего трудовой путь от слесаря до звезды отечественной режиссуры первой величины. Давайте совершим экскурс в глубинку, на провинциальную заимку, где 21 мая 1906 года родился Сергей Герасимов. Мать будущего режиссера работала в Миассе. В 1906 году отец - прекрасно образованный инженер - металлург, выпускник горного института г. Санкт-Петербурга, принимавший участие в студенческих волнениях и «высланный в Сибирь», занявшийся разведкой полезных ископаемых там, (где на реках он ставил первые драги) и на Урале,- возвращаясь из экспедиции, перевернулся с лодкой на речных порогах и утонул. Дядя, также недюжинный специалист и замечательный человек, взял для мальчика няню Наталью Евгеньевну, жительницу села Кундравы, сыгравшую в жизни роль пушкинской Арины Родионовны: женщина скромная и простая - сыграла главную роль в его воспитании, научила будущего художника воспринимать природу, рисовать, привила ему доброе отношение к окружающему миру, по словам Сергея Аполлинариевича «самый дорогой человек на всю жизнь». Итак, родные уральские места, где Сережа живет или гостит в деревнях Сарафаново, Малково, в Кундравах и Чебаркуле. Здесь бегают взапуски его друзья по играм и нырянью с заветного камня в озеро Чебаркуль. Здесь в дядином доме, на праздниках устраиваются чинные чаепития: хозяин мельницы, обеспеченный человек с культурными традициями, не чурается трудовых людей, он принимает работников с семьями в усадьбе. Ставится самовар, угощенье с ватрушками, заводится патефон, все слушают хорошую музыку, беседуют…Исключительная впечатлительность, особо острая восприимчивость к искусству выделяли его среди сверстников. В возрасте 8 лет в Екатеринбурге он попал в театр. Шла опера «Евгений Онегин». Первые же звуки вступления потрясли мальчика. С тех пор искусство властно и навсегда вошло в его душу. Театр становится его пожизненной страстью. Получив отличную домашнюю подготовку, в 13 лет Сергей поступает в екатеринбургскую гимназию: отныне он - слушатель старших классов. Тяжелое материальное положение вынудило семью переехать в Красноярск, где Герасимов продолжает учебу, работая одновременно на одном из заводов. 14-летнимй Сережа оказался единственным кормильцем семьи. (1920 г.) В 1923 году Герасимовы возвратились в Екатеринбург. В то время почти во всех крупных городах страны открывались различные студии, школы, мастерские. Возвращение семьи практически совпало с отъездом Герасимова на учебу в Петроград, где жил тогда старший брат. Его манил театр, но поступил он все- таки, как ни странно, в художественное училище. Позже Сергей Аполлинариевич вспоминал, что решающую роль в этом сыграло желание матери, сестры и братьев. Днем он стоял у мольберта в училище живописи, где по его собственному признанию, успехов не делал, а по вечерам выходил на сцену только что открывшегося Экспериментального театра. Однако вскоре оставил его, продолжая аккуратно посещать художественное училище. Прошел год, и тут произошло событие, решившее его судьбу. Сергей не смог усидеть за рисованием. Познакомившись с ребятами из ФЭКСа - фабрики эксцентричного актера, - он с радостью принялся за акробатику: брусья, кольца, батут… Дух обновления, свойственный всей жизни страны, находил своеобразное преломление и в искусстве. Герасимов вступил в мастерскую в переломный момент ее существования: из театральной она превращается в кинематографическую. Впервые имя Герасимова появилось в титрах в 1925 году. Роль в фильме «Мишки против Юденича» стала началом его актерской карьеры в кино. К сожалению, этот фильм не сохранился. Сергей работал ассистентом режиссера в ФЭКСе под руководством Г.К.Козинцева и Л.З. Трауберга. Проявил себя как актер преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически четкого рисунка образа. Для участия в постановке одной камеди по сценарию Каверина « Чужой пиджак», (а играли почти всегда одни и те же актеры), была приглашена молодая симпатичная девушка Тамара Макарова. При всей своей молодости она обладала решительным характером и пользовалась в группе необыкновенным успехом. Через год она стала женой Герасимова С.А. Во всех актерских работах ощущались тонкие, ясные мотивировки поведения, социальная принадлежность, определенный психологический тип. Особенно ему удавались роли романтических злодеев. Снявшийся в пяти картинах, Герасимов приобрел известность. В 1928 году он окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств. В дальнейшем, не оставляя актерской деятельности, начал заниматься преимущественно режиссурой, во многих фильмах выступая и как сценарист. С 1930 года Сергей Аполлинариевич Герасимов - режиссер кинофабрики «Совкино». Начал руководить мастерской экранного искусства при киностудии «Ленфильм». Фильм « Семеро смелых» (1936 г.) был первой настоящей удачей молодого режиссера. Первый звуковой фильм режиссера, посвященный группе полярников - комсомольцев. « Мы жили в Заполярье чуть ли не целый год: вспоминал режиссер - Снимали на Кольском полуострове. Жили дружной веселой командой, словно бы и забыв о кинематографической профессии, как истинные полярники. И это помогло родиться той естественности тона и свободе поведения, которые и принесли успех этому фильму». В этом фильме вполне определился его режиссерский почерк - непринужденность экранной атмосферы, живые обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности, с героика - романтическим пафосом 1930-х.

« Шел тридцатый год, проводилась коллективизация - а нам предстояло снимать картину на Алтае - вспоминал режиссер, в районах, где веками устанавливался дремучий кержацкий быт. Мы прожили там больше года, так как работа затянулась из-за событий, непосредственно связанных с коллективизацией и сопротивлением кулачества. Дело доходило до самых обыкновенных схваток с перестрелкой из обрезов. Это помогло увидеть, но и участвовать в одном из самых драматических событий революционной перестройки деревни». Съемки шли в разных районах области, перебирались караваном с места на место, открывая для себя необыкновенно суровую красоту этих ранее неизвестных районов родной земли. Впоследствии это помогло ему написать и поставить фильм «Учитель» (1939 г.) за этот фильм получил сталинскую премию СССР, 1941г. Деревню Герасимов рисовал с наблюдательностью, с тонким пониманием характеров и обычаев жителей. В нем много биографического, уральского, в т.ч. характеров вынесенных автором из наблюдений жизни на Южном Урале. Этот фильм, заметно выделявшийся простотой житейской истории и вызывающий негероичностью персонажей, Сергей Аполлинариевич справедливо считал лучшей своей картиной. На территории нашей области снималось несколько фильмов мастера, и именно челябинцы становились первыми зрителями многих его картин. Начало этой традиции Герасимов положил еще в военные годы, когда показал рабочим Танкограда фильм «Маскарад» (1941г.), снятый к 100 -летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова. Фильм был снят за три с половиной месяца, почти без перерыва, за очень короткий срок. Закончили съемки фильма 21 июня 1941 года. На другой день был назначен просмотр. Но он не состоялся. Его просматривали вдвоем в пустом кинозале, М.И Ромм и Герасимов С.А. Ромм М.И тогда был начальником Главного управления по производству художественных фильмов. « Он, молча, пожал мне руку» - вспоминал Герасимов. Нужно было решать дальнейшую судьбу « Ленфильма» События развертывались таким образом, что нужна была срочная эвакуация студии на восток. На пути в Ленинград попали под первую бомбардировку, и это было первое и впоследствии этого наиболее прямое и сильное впечатление от войны, шагнувшей прямо вглубь страны. Предстояло решить дальнейшую судьбу. Герасимов С.А. и Макарова Т.Ф решили никуда не уезжать из Ленинграда. Было принято решение оставить их в Политическом управлении фронта. Они пишут воззвания к ленинградцам. Так наступила для них военная пора. А в августе 1941 года они вступают в партию. В это время начали работу над постановкой фильма о военном Ленинграде. Поначалу фильм назывался « Ленинградцы», а потом вышел на экран под названием « Непобедимые». В годы Великой Отечественной войны Герасимов принимал участие в съемках «Боевого киносборника № 1 (1941 г.) В этот период были созданы фильмы «Непобедимые» (1943Г.). В самом конце 1942 года Герасимов С.А. и Макарова Т.Ф. были вызваны в Москву, где вернулись к кинематографической работе на « Мосфильме». Там он поставил картину «Большая земля» (1944 г.) - посвященную жизни эвакуированного на Урал Кировского завода. В этом фильме играла Макарова Т.Ф., эта одна из лучших ее работ.



В 1944 году Сергей Аполлинариевич был назначен заместителем председателя Комитета кинематографии по военной хронике. Тогда же он вернулся к педагогической деятельности, совместно с Т. Макаровой руководил объединенной режиссерско-актерской мастерской ВГИК. В 1944-1946 гг. возглавлял Центральную студию документальных фильмов. Именно ему было поручено руководство съемками Ялтинской и Потсдамской конференций, а в качестве поставщика - съемками Парада Победы в Москве (1945г.) В 1945 году он стал режиссером «Союздетфильма» (ныне - киностудия имени М. Горького). Первой крупной постановкой после окончания войны был художественный фильм, по знаменитому роману А.Фадеева «Молодая гвардия». История этой постановки тесно связана с работой в институте кинематографии. Педагогическая деятельность Герасимова продолжалась до первого дня войны. Последний ленинградский набор успел пройти только два курса - помешала война. Все студенты буквально на второй день ушли на фронт, И почти все погибли. После войны появилось новое поколение учеников режиссера, вошедшее в киноискусство под названием «молодогвардейского»: их дебютом стал фильм «Молодая гвардия» (1948 г.). Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм стал этапным произведением в развитии советского киноискусства. Вместе с «Молодой гвардией» вошли в кинематограф новые актеры: И. Макарова, Л. Шагалова, Н. Мордюкова, К. Лучко и многие другие. Творческая активность сочеталась у С.А.Герасимова с активностью гражданской. Он избирался депутатом Верховных Советов СССР и РСФСР, был членом президиума Советского комитета защиты мира, академиком АПН СССР. После «Молодой гвардии» в жизни режиссера наступил период относительного спада, он длился почти семь лет, до начала работы над «Тихим Доном». Герасимов определял режиссуру как функцию литературы, а структуру фильма как романную. Не случайно его обращение к роману «Тихий Дон» М. Шолохова (1957-1958 ) оказалось несомненной художественной удачей. Фильм, получивший 1-ю премию Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру и Гран-при Международного кинофестиваля в Карловы - Вары в 1958 году. Почетный диплом Гильдии режиссеров США лучшему заграничному фильму в 1960 году, решен в жанре народной драмы. Цикл фильмов из четырех двухсерийных картин, созданный художником за десятилетие, открыл фильм «Люди и звери» (1962 г.). «Журналист» (1967г., большой приз МКФ) - это история молодого журналиста, который проходя свои жизненные университеты, из скороспелого всезнайки становится человеком своего времени, своего общества, своей идеи. «У озера» (1970 г., премия МКФ в Карловы - Вары , Государственная премия СССР, 1971 год. «Любить человека» (1973 год, главная премия ВКФ).

«Дочки - матери» (1975год) Все эти фильмы очень разные. Среди них есть более или менее удачные. Но все они объединены страстным, увлеченным поиском лучших черт человека. Мастер стремился создать образ времени, образ современной ему жизни в ее главных проявлениях. В названии фильма «Любить человека» лаконично и емко выражен пафос его творчества. Эту знаменитую ленту раньше москвичей увидели сотрудники «Челябинскгражданпроект». Еще раньше в Чебаркуле ( август 1967 г.) в клубе им. Горького состоялась премьера фильма «Журналист», съемки которого проходили на озере Тургояк, Чебаркуль. Фильмы Герасимова 1960 - 1970 годов рассчитаны на человека думающего, они не для пассивного созерцания, а для активного мышления. Это фильмы - раздумья. Герои Герасимовских фильмов - непременно личности. Их человеческая личность всегда в чем-то феноменальна. Он любил людей духовно красивых, внутренне богатых и щедрых, самобытных. Исключительное значение придавал режиссер воспроизведению среды, в которой действуют герои, особенности остановки, бытовых подробностей, деталей. В 1976 году Герасимов экранизировал на ТВ «Красное и черное» Стендаля. В 1981 году по роману А.Н.Толстого «Петр 1» , создал фильмы «Юность Петра» и « Вначале славных дел». Сергей Аполлинариевич снял более 30 кинокартин, но только к концу жизни выполнил свое заветное желание - создать ленту о Л.Н.Толстом и самому исполнить главную роль. Герасимов создал монофильм, монотрагедию. Ему удалось передать масштабность фигуры толстого, сложность и противоречивость его характера, его талант и глубочайший ум. Не мудрено, ведь этот фильм стал вершиной филосовских раздумий, ярко, полно выражающих взгляды самого Герасимова. К огромной работе в кино добавилось преподавание во ВГИКе, где он выпустил более двухсот учеников, и который носит теперь его имя. С.Герасимова называют педагога от Бога. Его ученики являются золотым фондом отечественного кино. Особая страница в биографии Герасимова - родная уральская земля, которую он любил и на которую все время возвращался. « К Уралу я обращаюсь мыслями постоянно Уральские края для меня - образ нетленной красоты. Приезжая к вам, я неизменно восхищаюсь трудом и таланом своих земляков» - сказал он на одном из выступлений перед челябинцами. До конца своей жизни Герасимов сохранил любовь к Уралу. Дважды в 1984 и в 1985 годах приезжал на прощальные свидания с ним. Много было планов, предстояла новая работа по пьесе Л. Толстого « Власть тьмы», но жизнь распорядилась иначе: 28 ноября 1985 года режиссера не стало. В своих выступлениях Герасимов говорил, что «измеряя свою жизнь сделанными картинами, я еще раз мог убедиться в том, что судьба привела меня в счастливейшее искусство, которое всем своим составом связано с жизнью народной и для которого нет границ в постижении всего многосложного современного мира». «Режиссер в известном смысле летописец. Он находится в постоянном поиске героя нашего времени» - говорил великий кинорежиссер. Его по праву называют - «Летописцем нашей эпохи».
















Заключение Память… Предки… Малая Родина… Значение этих слов означает то, что нужно не только знать историю своей Родины, но и дорожить ей. Но как донести до человека, дошкольника - школьника - значение этих важных и необходимых слов? Как сохранить для потомков память о выдающихся земляках, гордость за их дела и достижения? Из прошлого складывается история нашего села.































Список используемых источников

  1. Герасимов С.А. Любить человека: Культура и нравственно-эстет. воспитание молодёжи. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 384 с., портр.

  2. Казанцев И.А.. Герасимов Сергей Аполлинариевич. Кинорежиссёр, киноактер, 100 лет со дня рождения (1906-1985)// Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область.2006 - Челябинск, 2005 - с.121-125..

  3. Режиссеры советского кино: Народный артист СССР Сергей Герасимов/Фотоальбом - Москва, 1965 г.



ПриложениеМы помним! Мы гордимся!ЛЕТОПИСЕЦ НАШЕЙ ЭПОХИ



Фото №1

Герасимов Сергей Апполинариевич

Мы помним! Мы гордимся!ЛЕТОПИСЕЦ НАШЕЙ ЭПОХИ









Фото №2

Музей имени С.А. Герасимова

16


© 2010-2022