Рабочая программа по ФГОС Я и мир вокруг меня

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 304

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию

ГБОУ СОШ № 304

Центрального района

Санкт-Петербурга Протокол от _________ № _____
«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №304 Центрального района

Санкт-Петербурга ________________В.Д. Чекина «____» ___________ 201 г. Приказ от _________ № ____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

(социальное и духовно-нравственное направление

внеурочной деятельности)

Срок реализации программы: 2014 - 2015 учебный год.









Составитель программы: Л.В. Щедрина ,

учитель I категории

Санкт- Петербург 2014 год













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, усвоения социального опыта учащимися первого класса. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, педагогом и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Я и мир вокруг меня». В основу программы «Я и мир вокруг меня» положены следующие принципы:

  • принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
  • принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
  • принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
  • принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.

Программа курса «Я мир вокруг меня» предназначена для учащихся 1 класса и включает в себя четыре блока: «Давайте познакомимся», «Вместе весело шагать», «Мир открытий и чудес» и «Мир добрых дел». Срок реализации данной программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 35-45 минут. Если занятий проходит вне класса, то время может увеличиваться. Общее количество часов в программе - 30.
Цель программы: Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
  1. Формировать у детей представления о положительных качествах личности и нравственных нормах поведения.
  2. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
  3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
  4. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
  5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Младший школьный возраст - оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций. Общение в жизни детей играет важную роль. Именно в общении дети развивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Очень важно, чтобы дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения. В занятия включены приемы по выработке у детей элементарных правил вежливости, навыков культуры общения, этикета. В период младшего школьного возраста формируются личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание. В этом возрасте дети усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим его людям и самому себе. У них появляется возможность использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений между людьми. Дети учатся соотносить нравственные представления с конкретным поведением, поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют к ним взрослые. Однако у наших детей это получается не всегда, и порой наблюдается разрыв в сознании и поведении ребенка: он знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Занятия позволяют научить ребенка откликаться на проблему другого человека, осознать значение труда для будущей самостоятельно жизни. В содержание занятий включен теоретический материал и практические задания, направленные на формирование значимых поведенческих умений и навыков. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Формы и методы работы:
  • познавательная беседа
  • этическая беседа
  • час общения
  • игра
  • экскурсии
  • мини-конкурс
  • викторина
  • учебно-игровые упражнения
  • разыгрывание и анализ ситуаций

Планирование каждого блока предполагает часы резервного времени, которое можно использовать для экскурсий в музеи, выходов в театр и кино (с последующим обсуждением увиденного и услышанного, обменом впечатлениями).
Предполагаемые результаты реализации программы: Программа предполагает достижение воспитательных результатов первого уровня. Ученик имеет представление:
  • о положительных качествах личности и нравственных нормах поведения;
  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
  • об основных моделях коммуникативного поведения;
  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте, в общественных местах и т.д.
В процессе изучения курса происходит:
  • становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам;
  • формирования собственного поведения в коллективе;
  • проявление внутренней позиции ученика;
  • выявление потенциальных возможностей учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


Тема занятия

кол-во

часов

форма

проведения

дата

примечание

план

факт

1 блок: «Давайте познакомимся»

1

Человек в окружающем мире.

1

Беседа

21.09



2

ПДД. Законы улиц и дорог.


28.09



3

Я и мое имя.

1

Беседа, игра

05.10



4

Я и моя семья.

1

Проектная работа

12.10



5

Моя школа.

ПДД. Безопасный путь из дома до школы. Светофор и его сигналы.

1

Экскурсия

19.10



6

Режиму дня мы друзья.

1

Проектная работа

26.10



7

Резерв

1

09.11



2 блок: «Вместе весело шагать»

8

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

1

Беседа, игра

16.11



9

Разговор о дружбе.

1

23.11



10

ПДД. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

Проектная работа

30.11



11

Волшебные слова.

1

Мастерская

07.12



12

О лени и лентяях.

1

Беседа

14.12



13

ПДД. Знакомство с дорожными знаками.

1

21.12



14

Резерв

1

11.01



3 блок: «Мир открытий и чудес»

15

В гостях у минутки.

1

Беседа, игра

18.01



16

Путешествие с доктором Айболитом.

1

Игра

25.01



17

ПДД. Дорожная разметка.

1

01.02



18

По сказочным тропинкам.

1

Викторина

08.02



19

Богатыри земли русской.

1

15.02



20

Мама милая моя!

1

Проектная работа

29.02



21

Если бы я был волшебником.

1

07.03



22

ПДД. Что такое перекресток. Правила перехода перекрестка.

1

14.03



23

Резерв

1

21.03



4 блок: «Мир добрых дел»

24

Если добрый ты…

1

04.04



25

О братьях наших меньших.

1

Проектная работа

11.04



26

ПДД. Мы - пассажиры.

1

18.04



27

Рядом живет ветеран.

1

Благотворительная акция

25.04



28

ПДД. Знаем правила движения!

1

Викторина

02.05



29

Итоговое занятие «Я и мир вокруг меня»

1

КТД

16.05



30

Резерв

1

23.05






ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Дик Н.Ф. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам/ авт.-сост. Г.И.Василенко и др. - Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитании: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006.
  5. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. - Волгоград : Учитель, 2007.
  6. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. Козлова М.А. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  7. Перекатьева О.В. Театрализованные праздники. 1-й класс. Первоклашки в гостях у сказки. Серия «Школьная фабрика звезд». - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008.
  9. Сорокоумова Е.А. Уроки путешествия в начальной школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  10. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
© 2010-2022