- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Вода и ее свойства
Урок по окружающему миру на тему Вода и ее свойства
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Харченко Е.Ф. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организационная информация | |
Тема урока | Урок по окружающему миру « Вода и ее свойства» |
Предмет | УМК «ГАРМОНИЯ» учебник О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д.Шилин « Окружающий мир часть 1» |
Класс | 3 класс |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок - исследования (практикум) |
Цель урока | Повторить знания учащихся о разнообразии видов водоемов, источников питьевой воды, формировать знания об основных физических и химических свойствах воды; формирование умения проводить опыты по исследованию свойств веществ. |
Задачи урока |
|
Необходимое оборудование и материалы. | Оборудование: учебник О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д.Шилин «Мир вокруг нас» 3 класс; меловая схема на доске для проверки домашнего задания, запись темы и целей урока, ребус, , инструкции к опытам, вода, стаканы, банка, бутылка, песок, сахар, таблица у детей и учителя на доске к опытам, опорные слова к опытам, индивидуальные карточки.
|
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учеников.
Приложение
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
- Хочу начать урок с игры:
Релаксационная игра «Дерево».
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим Сильным дубом; стройной березкой. Ноги-корни: крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело: ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки: свободно «колышутся» вдоль тела. Листья - пальцы: легко «шелестят», задевая друг друга. Крона - голова: чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у вас все получиться! Откройте глаза и садитесь.
-Какой большой теме были посвящены уроки?
Контроль «Крестики-нолики» (проверка в парах)
-
воздух- смесь частиц пыли, водяного пара, пыльцы растений.
-
К концу урока в классной комнате увеличится количество углекислого газа.
-
Одно из свойств воздуха- горючесть
-
Воздух занимает весь данный объем
-
Теплый воздух движется вверх, а холодный вниз.
-
Температура воздуха одинакова над поверхностью земли и высоко в небе.
-
Воздух обладает плохой тепло проводимостью.
-
Упругость воздуха при нагревании увеличивается.
- Воздух и его свойства.
1
2
3
4
5
6
7
8
о
+
0
+
+
0
+
0
У каждого ученика таблица.
(проверка в парах, оценивание)
взаимопроверка
8 б-100% (5)
7 б- 88% (4)
6 б - 75% (4)
5 б- 63% (3)
4 б - 50% (3)
2. Актуализация знаний.
Познавательные: умения на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Инициативное сотрудничество в поиске информации. Взаимодействие с учителем во время работы, осуществляемого во фронтальном режиме
- Отгадайте ребус:
- Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить?
Давай те вернемся на год назад и вспомним:
-какая вода существует на земле?
- назовите источники, в которых содержатся эти воды.
- а теперь откройте учебники стр 96-96. Прочитайте о значении воды для всего живого на земле.
- вода
соленая
пресная
река
болото
океан
море
гейзер
ледники
озеро
ключ
водохранил
На доске запись ребуса
Составление кластера.
Ученики вспоминают отличительные признаки и особенности разных водоемов.
Беседа по тексту
3. Постановка учебной задачи.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме.
-Какую цель ставим на уроке для себя?
-«Является ли жидкость в сосуде - водой?»
- А каким способом мы сможем это узнать?
- так как вода необходима всему живому, следует узнать ее замечательные свойства.
-исследуем опытным путем.
4. Открытие нового знания.
Физкультминутка «Дождик»
Физкультминутка «Ручеек».
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.
- Представьте, что мы с вами в исследовательской лаборатории.
Опыт №1
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится?
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
-Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.
- Какое чувство помогло вам?
- Почему было трудно определить второе вещество?
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха?
- Какой сделаем вывод?
Опыт№2
- Как можно еще отличить вещества друг от друга?
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения?
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как?
Опыт №3
- А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью? ---Вывод:
- Где в жизни вы с этим встречались?
Опыт№4
-Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло?
- И что же с ней произошло на полу?
-Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды?
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?.
Вывод:
Мы доказали с вами, что вода это жидкость?.
Опыт № 5
-Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Свою форму вода имеет?.
-Вывод:
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
- Какое вещество было объектом нашего исследования?
- Какими свойствами она обладает?
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования
Вывод:
-Понюхать.
-Обоняние
Узнают кофе,
Нет запаха
-вода
-По вкусу. Например ( сладкий кислый)
- кислый (сок)
вода нет вкуса
Посолить, посластить
-растворилась
-Вода - растворитель
- когда варим, пьем чай, добавляем в ванну…….
-Вы пролили воду.
- Растеклась.
-Текучести.
- Течет, потому что вода жидкая
- Вода - жидкая; течет
- Да
- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
-Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
-Вода
-Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Предметный стол с оборудованием для опытов.(сосуды разной формы, стаканы с разными жидкостями
(2 стакана обернуть бумагой: кофе вода)
Все выводы группы экспертов заносят в «Листе исследований».
Свойства воды
Цвет/прозрачность
нет
запах
нет
вкус
нет
растворитель
да
Жидкая, течет
да
форма
нет
5. Первичное закрепление.
Регулятивные: внесение необходимых дополнений, изменений в свою работу, если она расходится с образцом; осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные: умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу: «Является ли жидкость в сосуде - водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ? - давайте проверим
Жидкая ? Наливаю в стакан.
- Что осталось определить?
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это?
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
- НЕТ
- Без запаха
- Вкус.
- нет
- вода
Потому что обладает всеми свойствами, которые есть у воды.
6. Самостоятельная работа.
Коммуникативные: сотрудничество с товарищем при выполнении задания в паре; контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных
Познавательные: понимание информации, представленной в виде текста.
Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом
- работаем в группах
1группа (карточка) «Обведи правильный ответ:
- белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объем.
-прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объем.
- голубая жидкость без запаха, сохраняет форму.
2 группа Исследуй какие вещества растворяются в воде. (речной песок, сахар, растительное масло)
3группа составить «Синквейн»
Класс делится на 3 группы (дифференцированный подход)
-прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объем.
- речной песок не растворяется
Растительное масло легче воды
-сахар -растворяется в воде.
1.вода
2. чистая, родниковая
3.журчит,течет, пьют
4.источник жизни
5.жидкость
7. Рефлексия учебной
деятельности.
8. Домашнее задание
Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Личностные: умение выполнять самооценку.
Подведем итог нашего исследования.
- Мы выполнили план урока?
- Перечислите свойства воды.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Синяя - узнал на уроке много;
Желтая - узнал, но не все
Красная - ничего не узнал.
А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери
- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
-Спасибо за урок!
- проработать материал учебника на стр95-99;
- подобрать пословицы о воде.
На столах раздаточный материал