Урок русского языка во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2а классе.

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: углубить знания детей о словах, близких по значению.

Оборудование: презентация, словарь синонимов, конверт со словами,

Ход урока.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (1 минута)

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем. (слайд 1)

Запишем число, классная работа.

2 этап. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания. (4 минуты)

(На слайде 2 текста стихотворных отрывков, предложенных ребятам для домашнего задания.)

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

  • Где вы были?

- У лисички!

  • Что вы ели там?

  • Лисички!

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула, но стул не шагает.

Часто часы бьют, но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят,

Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре?)

- Выскажите своё мнение - в каком отрывке омонимы? (В первом).

- Почему так решили? (Норка - это домик, Норка - животное, слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы; лисички - это животные, лисички - грибы.) Что такое омонимы? Приведите примеры.

- Докажите, что во втором отрывке поэт использует многозначные слова. (Ножка стула названа так по принципу сходства функции и формы ног человека, слон затрубил - издал звук, похожий на звук трубы, часы бьют - часы отмечают ударом, звоном, боем каждый час.)

- Как омонимы узнать в толковом словаре? (У каждого слова-омонима в словаре отдельная статья).

2. Словарная работа. ( 7 минут)

-Вот конверт простой, с виду он пустой, но там живут слова, правда не совсем понятные, что-то с ними случилось, может быть, вы сможете прочитать их.

(Кто-то из ребят вынимает из конверта карточки со словами корвьмо, пуската, щиово, льефкарто, груоце.). Учитель записывает на доске.

- Можно ли назвать эти слова каким-то одним словом?

- Запишем предложение.

Морковь, капуста, картофель, огурец - овощи.

(Учитель пишет на доске, а дети - в тетрадях.)

- Эти слова, ребята, из словаря, их написание надо запомнить.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной ситуации. (6 минут)

- Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».

Жили-были пёс и кот. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

- Какой же ты толковый, Пёс!

Пёс стал спорить:

- Нет, я не толковый, я умный!

Кот говорит:

- Как ты, Пёс, любезно разговариваешь!

А Пёс знай себе не соглашается:

- Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала:

- Глупые Пёс и Кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…

- Что сказала сорока?

(Дети должны догадаться, что для ссоры в действительности не было причины, п.ч. слова умный - толковый, любезно - вежливо(Слайд 3) очень близки по значению.)

- О каких словах будем говорить на уроке? (О словах, близких по значению.).

4 этап. Работа по теме урока.

Работа по учебнику. Упр. 35, стр. 26 (10 минут)

- Прочитайте задание к упражнению. Убедите меня , что слова в первой строчке близки по значению. (Этими словами называют человека, имеющего ум, мудрость, знающего толк в чём-то.)

- Запишите эти слова в тетради.

- Докажите, что слова второй строчки также близки по значению. (Эти слова характеризуют воспитанного человека, умеющего приветливо общаться с другими.)

- Спишите эти слова.

- Похожи ли по значению слова третьей строки? (Да)

- Есть отличия в их значении? (Есть. Убежать - слово нейтральное, улизнуть - значить уйти или убежать скрытно, удрать - поспешно, обычно тайком, убежать.)

- Спишите и эти слова.

(Работа по рисунку.) (5 минут)

- Как вы думаете, о чём говорит дедушка детям?

- Составьте предложения по рисунку, используя слова, которые вы сейчас написали. (Ваня и Ася приветливо поздоровались с дедушкой. Мудрый дедушка любезно рассказал ребятам, как пройти в парк. Ребята вежливо слушают старенького дедушку. Кошка удирает от собаки.)

- Выберите любую строчку и запишите её.

- Прочитайте пословицу под рисунком. О чём она? (Мудрости надо учиться у жизни, никто мудрым не рождается.)

- Спишите её.

ФИЗМИНУТКА.

Упр. 36 (с.26) (10 минут)

- Аня и Ваня играли в игру - подбирали близкие по значению слова: Аня - к слову комната, Ваня - к слову звать. Что у них получилось увидим на с. 27.

- Прочитайте слова Ани. (Комната, светлица, горница, каморка.)

- Какое из этих слов мы часто используем в речи? (Комната).

- Где можно встретить слова горница, светлица, каморка? (В литературных произведениях, н-р, у Пушкина: «И в светлицу входит царь - стороны той государь». Или в рус. нар. сказках встречается слово горница. В сказке «Золотой ключик, или Приключение Буратино» А. Толстого использовано слово каморка.)

- В словаре Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме, горница - чистая половина избы, каморка - маленькая комната, чулан.

- Аня верно выполнила задание? (Да, т.к. все эти слова обозначают отдельное помещение для жилья.)

- Прочитайте слова, которые подобрал Ваня. Прав ли он? (Все слова обозначают действие - кого-то звать, но с разной силой.)

- Какие слова мы чаще всего произносим? (Звать и кричать)

- Что значить кликать? (Громко звать).

- Чем отличается слово призывать от слова звать? (Требовать явиться)

- У слов, близких по значению, есть своё название. Об этом сообщает профессор Самоваров. (ДИСК)

- Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.)

- Среди разных словарей можно найти и словарь синонимов. Он очень поможет вам в будущем виртуозно владеть русским языком и писать сочинения, изложения.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ. На слайде:

Смотреть - глазеть - взирать - пялиться.

Ехать - нестись - мчаться.

Ловкий - проворный - юркий - изворотливый.

- Прочитайте ряд слов. Как их можно назвать? (синонимы.)

- Самое часто употребляемое слово какое? (Смотреть)

- Что значить глазеть? (смотреть из праздного любопытства)

Взирать - то же, что смотреть, пялиться - смотреть не отрываясь.

Слова пялиться и глазеть имеют ещё и оттенок грубости, поэтому использовать их в своей речи не рекомендуется. Это может обидеть вашего собеседника.

- Запишите.

- Чем отличаются слова ехать, нестись, мчаться? (обозначение темпа движения: слова нестись и мчаться обозначают движение с большой скоростью.)

- Запишите.

- Прочитайте слова третьей строки и скажите, о ком или о чём можно говорить такими словами. (О шустром человеке)

- Какое слово вы считаете наиболее употребляемым? (Ловкий)

- Назовите слово, в значении которого есть оттенок очень быстроко действия. (Юркий, так ещё говорят о птице или о ящерице.)

- Запишите.

5 этап. Рефлексия.

- У вас на столах карточки, на которых записаны слова в два столбика. Соедините каждое слово первого столбика с синонимом из второго столбика.

Врач лекарь

Аромат швырять

Буря запах

Бросать ураган

(Сверка с образцом на слайде 5)

- Оцените себя (!, +, -)

6 этап. Подведение итогов.

- В огромном мире слов есть синонимы. Какие слова называются синонимами?.

- Какое задание показалось самым лёгким на уроке?

- Что было трудным?

- Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание: РТ: упр.124, с. 12 - подобрать синонимы. (Слайд 6)



© 2010-2022