- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе
Урок русского языка во 2 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярославцева Н.Ю. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2а классе.
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Цель: углубить знания детей о словах, близких по значению.
Оборудование: презентация, словарь синонимов, конверт со словами,
Ход урока.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (1 минута)
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем. (слайд 1)
Запишем число, классная работа.
2 этап. Актуализация знаний.
-
Проверка домашнего задания. (4 минуты)
(На слайде 2 текста стихотворных отрывков, предложенных ребятам для домашнего задания.)
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-
Где вы были?
- У лисички!
-
Что вы ели там?
-
Лисички!
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют, но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», - говорят,
Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?)
- Выскажите своё мнение - в каком отрывке омонимы? (В первом).
- Почему так решили? (Норка - это домик, Норка - животное, слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы; лисички - это животные, лисички - грибы.) Что такое омонимы? Приведите примеры.
- Докажите, что во втором отрывке поэт использует многозначные слова. (Ножка стула названа так по принципу сходства функции и формы ног человека, слон затрубил - издал звук, похожий на звук трубы, часы бьют - часы отмечают ударом, звоном, боем каждый час.)
- Как омонимы узнать в толковом словаре? (У каждого слова-омонима в словаре отдельная статья).
2. Словарная работа. ( 7 минут)
-Вот конверт простой, с виду он пустой, но там живут слова, правда не совсем понятные, что-то с ними случилось, может быть, вы сможете прочитать их.
(Кто-то из ребят вынимает из конверта карточки со словами корвьмо, пуската, щиово, льефкарто, груоце.). Учитель записывает на доске.
- Можно ли назвать эти слова каким-то одним словом?
- Запишем предложение.
Морковь, капуста, картофель, огурец - овощи.
(Учитель пишет на доске, а дети - в тетрадях.)
- Эти слова, ребята, из словаря, их написание надо запомнить.
3 этап. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации. (6 минут)
- Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».
Жили-были пёс и кот. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:
- Какой же ты толковый, Пёс!
Пёс стал спорить:
- Нет, я не толковый, я умный!
Кот говорит:
- Как ты, Пёс, любезно разговариваешь!
А Пёс знай себе не соглашается:
- Я разговариваю не любезно, а вежливо!
И началась у них ссора. Летела мимо сорока, сказала:
- Глупые Пёс и Кот, вам не из-за чего ругаться, потому что…
- Что сказала сорока?
(Дети должны догадаться, что для ссоры в действительности не было причины, п.ч. слова умный - толковый, любезно - вежливо(Слайд 3) очень близки по значению.)
- О каких словах будем говорить на уроке? (О словах, близких по значению.).
4 этап. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Упр. 35, стр. 26 (10 минут)
- Прочитайте задание к упражнению. Убедите меня , что слова в первой строчке близки по значению. (Этими словами называют человека, имеющего ум, мудрость, знающего толк в чём-то.)
- Запишите эти слова в тетради.
- Докажите, что слова второй строчки также близки по значению. (Эти слова характеризуют воспитанного человека, умеющего приветливо общаться с другими.)
- Спишите эти слова.
- Похожи ли по значению слова третьей строки? (Да)
- Есть отличия в их значении? (Есть. Убежать - слово нейтральное, улизнуть - значить уйти или убежать скрытно, удрать - поспешно, обычно тайком, убежать.)
- Спишите и эти слова.
(Работа по рисунку.) (5 минут)
- Как вы думаете, о чём говорит дедушка детям?
- Составьте предложения по рисунку, используя слова, которые вы сейчас написали. (Ваня и Ася приветливо поздоровались с дедушкой. Мудрый дедушка любезно рассказал ребятам, как пройти в парк. Ребята вежливо слушают старенького дедушку. Кошка удирает от собаки.)
- Выберите любую строчку и запишите её.
- Прочитайте пословицу под рисунком. О чём она? (Мудрости надо учиться у жизни, никто мудрым не рождается.)
- Спишите её.
ФИЗМИНУТКА.
Упр. 36 (с.26) (10 минут)
- Аня и Ваня играли в игру - подбирали близкие по значению слова: Аня - к слову комната, Ваня - к слову звать. Что у них получилось увидим на с. 27.
- Прочитайте слова Ани. (Комната, светлица, горница, каморка.)
- Какое из этих слов мы часто используем в речи? (Комната).
- Где можно встретить слова горница, светлица, каморка? (В литературных произведениях, н-р, у Пушкина: «И в светлицу входит царь - стороны той государь». Или в рус. нар. сказках встречается слово горница. В сказке «Золотой ключик, или Приключение Буратино» А. Толстого использовано слово каморка.)
- В словаре Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме, горница - чистая половина избы, каморка - маленькая комната, чулан.
- Аня верно выполнила задание? (Да, т.к. все эти слова обозначают отдельное помещение для жилья.)
- Прочитайте слова, которые подобрал Ваня. Прав ли он? (Все слова обозначают действие - кого-то звать, но с разной силой.)
- Какие слова мы чаще всего произносим? (Звать и кричать)
- Что значить кликать? (Громко звать).
- Чем отличается слово призывать от слова звать? (Требовать явиться)
- У слов, близких по значению, есть своё название. Об этом сообщает профессор Самоваров. (ДИСК)
- Какие слова называются синонимами? (Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.)
- Среди разных словарей можно найти и словарь синонимов. Он очень поможет вам в будущем виртуозно владеть русским языком и писать сочинения, изложения.
РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ. На слайде:
Смотреть - глазеть - взирать - пялиться.
Ехать - нестись - мчаться.
Ловкий - проворный - юркий - изворотливый.
- Прочитайте ряд слов. Как их можно назвать? (синонимы.)
- Самое часто употребляемое слово какое? (Смотреть)
- Что значить глазеть? (смотреть из праздного любопытства)
Взирать - то же, что смотреть, пялиться - смотреть не отрываясь.
Слова пялиться и глазеть имеют ещё и оттенок грубости, поэтому использовать их в своей речи не рекомендуется. Это может обидеть вашего собеседника.
- Запишите.
- Чем отличаются слова ехать, нестись, мчаться? (обозначение темпа движения: слова нестись и мчаться обозначают движение с большой скоростью.)
- Запишите.
- Прочитайте слова третьей строки и скажите, о ком или о чём можно говорить такими словами. (О шустром человеке)
- Какое слово вы считаете наиболее употребляемым? (Ловкий)
- Назовите слово, в значении которого есть оттенок очень быстроко действия. (Юркий, так ещё говорят о птице или о ящерице.)
- Запишите.
5 этап. Рефлексия.
- У вас на столах карточки, на которых записаны слова в два столбика. Соедините каждое слово первого столбика с синонимом из второго столбика.
Врач лекарь
Аромат швырять
Буря запах
Бросать ураган
(Сверка с образцом на слайде 5)
- Оцените себя (!, +, -)
6 этап. Подведение итогов.
- В огромном мире слов есть синонимы. Какие слова называются синонимами?.
- Какое задание показалось самым лёгким на уроке?
- Что было трудным?
- Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание: РТ: упр.124, с. 12 - подобрать синонимы. (Слайд 6)