- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики по теме
Урок математики по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Елисеева И.В. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики по теме: "Оценка площади"
Цели:
Образовательные - научиться находить границы площади любой фигуры, повторить ранее изученный материал;
Развивающие - развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Воспитательные - воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: Игра "Внимание", математика, 4 класс (1 часть) Л.Г.Петерсон, презентация.
Структура урока
I. Орг. момент. 1 мин.
II. Актуализация знаний. 10 мин.
III. Постановка проблемы 10 мин.
IV. "Открытие" детьми нового знания. 10 мин.
V. Первичное закрепление. 10 мин.
IV. Повторение. 3 мин.
IIV. Итог урока. 1 мин.
Ход урока
I. Орг. момент.
Психологический настрой:
- Начинается урок,
Он пройдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять,
Буду правильно считать!
III. Актуализация знаний.
- На уроках математики мы всегда узнаём что-то новое, интересное, повторяем ранее изученный материал, а ещё на уроке мы выполняем математические операции.
- Какие математические операции мы выполняем на уроке математики? (умножение, деление, сложение, вычитание)
1. Решение задач:
- Сейчас проверим, как вы умеете выполнять данные операции.
а) За какое время можно пройти 30 км с постоянной скоростью 5 км/ч?
- Назовите формулу нахождения времени.
б) Таня пробежала 30 м за 6 с. С какой средней скоростью она бежала?
- Назовите формулу нахождения скорости? (V=S:t)
- Назовите формулу пути. (Путь равен произведению скорости и времени.)
в) Карандаш стоит 2 рубля. Сколько стоят 30 карандашей?
- Назовите формулу стоимости. (Стоимость равна произведению цены и количества: ) С=а*n
г) Рабочий изготовляет в день 15 деталей. Сколько деталей он изготовляет за 2 дня?
- Назовите формулу работы. (Работа равна произведению количества и времени: А=V×t)
д) Сторона квадрата равна 3 см. Найдите площадь.
- Назовите формулу площади квадрата. (Площадь квадрата равна квадрату его стороны.)
е) Сторона прямоугольника равны 5 и 8 см. Найдите его площадь.
- Назовите формулу площади прямоугольника. (Площадь прямоугольника равна произведению его длины и ширины.)
2. Индивидуальные задания. (Два ученика выполняют у доски то время, когда остальные обсуждают решения задач
- Кто желает найти границы суммы и произведения?
а)
400 +800 456+801 500 + 900
1200 451+801 1400
400*800 456*801 500*900
320000 456*801 450000
б) Найти границы разности и частного:
1200-60 1242-54 1300 -50
1140 1242-54 1250
1200:60 1242:54 1500:50.
20 1242:54 30
- Как найти «нижнюю границу» при сложении и умножении? (Заменить слагаемые, множители меньшими круглыми числами и найти сумму или произведение.)
- Как найти их верхнюю границу? (Найти сумму или произведение больших круглых чисел.)
- Как найти нижнюю границу разности и деления? (Заменить уменьшаемое и делимое меньшими круглыми числами, а вычитаемое и делитель - большими круглыми числами.)
- Как найти их верхнюю границу? (Заменить уменьшаемое и делимое большими круглыми числами, а вычитаемое и делитель - меньшими круглыми числами.)
- Что означает оценить? (Найти границы.)
3. Игра «Внимание»
- Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы сами проверили у себя зрительную память и внимание.
Проводится игра "Внимание".
- Посмотрите, запомните и попробуйте зарисовать у себя в тетрадях.
Рис.
- Кто выполнил без ошибок?
- У кого была одна ошибка?
- У кого было больше двух ошибок?
III. Постановка проблемы
- На что похожа шестая фигура? ( На два прямоугольника, которые соединили равными сторонами.)
- Найдите площадь данного прямоугольника. (Дети испытывают затруднения.)
- По какой причине площадь не находится? (Неизвестны стороны.)
- Начертите прямоугольник с произвольными сторонами и найдите площадь. Назовите ответы.
- Очень интересно! Почему площади неравны, хотя мы находили их по одной формуле: S=a*b? (Стороны разные.)
- А на что похожа первая фигура? (На круг с лучами, солнце.)
- Сегодня к нам на урок пожаловало «Солнышко», чтобы вам было светло и радостно. Солнышко просит вас найти площадь, которую оно занимает на плоскости. Кто это сможет сделать? (У всех детей на партах изображения солнца на листах в клетку).
Дети испытывают затруднения.
- Почему мы не можем найти площадь Солнца? (круга)? (Нам известна формула площади прямоугольника, а формула площади круга неизвестна.)
- Прочитайте тему урока:
На доске открывается тема:
«Оценка площади»
- Что значит оценить? (Найти границы.)
- Следовательно, цель урока - научиться находить границы площади любой фигуры.
VI. "Открытие" детьми нового знания.
- Назовите единицы измерения площади? (квадратный см., мм., дц.,м,км.)
Вывод: значит, мы измеряем площадь любой фигуры квадратиками или находим сколько квадратиков вмещается в данную фигуру. Попробуем это сделать. Измерим площадь солнышка в квадратных сантиметрах.
- А теперь попробуйте это сделать.
- Что интересного заметили? (S солнышка состоит из целых и нецелых квадратиков).
- Как вы предлагаете оценить площадь, найти её границы?
Выслушиваются мнения детей.
- Итак, нижняя граница - это меньшее число, значит мы будем считать целые квадратики.
- Сосчитайте их. Какова нижняя граница?
- Почему "нижняя граница" у всех разная? (Диаметр солнца у всех разный.)
- Что нужно сделать, чтобы найти "верхнюю границу"? (Найти большее число.)
- Значит, нужно найти количество целых и нецелых квадратиков. Посчитайте их.
- Это можно записать в виде двойного неравенства:
12 < S < 15
- Что значит "оценить" границы площади?
- Как найти верхнюю границу? (Сосчитать количество квадратиков, входящих в фигуру частично, и прибавить к «нижней границе».)
Алгоритм оценки площади фигуры
- Правильно! Солнышко благодарит вас и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка.
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VII. Первичное закрепление.
- А сейчас путешествие на страничку учебника.
1. С. 49 №3 - фронтально
Площадь закрашенного прямоугольника заключена между числами 12 и 15.
Найди, между какими числами заключены площади следующих фигур: рис.а) б) в)
-Какие неравенства у вас получились? (Ответы детей)
2. С. 50 №4, №5
- Выполняем аналогично задание №4. Прочитайте задание. (Учащиеся читают.)
- Что можно сказать о площади этой фигуры?
- Какое неравенство вы записали?
- Сейчас приготовьте цветные карандаши. Выполняем задание № 5. Прочитайте задание.
- Работаем самостоятельно. Какие неравенства вы записали? (Ответы детей.)
3. С. 50 №6 -
- Молодцы, приступаем к выполнению № 6. будем выполнять у доски.
- Кто желает выйти и выполнить задания у доски? (Ученики выполняют задание у доски.)
1. Раскрась синим карандашом все целые клетки, расположенные внутри линии В.
2. Обведи красным карандашом наименьшую фигуру из целых клеток, которая содержит линию В.
3. Запиши в виде двойного неравенства, между какими числами расположена площадь S фигуры В.
VIII. Повторение.
- А сейчас, ребята, повторим ранее изученный материал, решим задачу на движение. Но прежде давайте вспомним формулу пути. (S = vt)
- Как найти скорость? Время? (Дети рассказывают правила)
1. Задача
Мотоциклист ехал 3 ч со средней скоростью 60 км/ч и 2 ч со средней скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он проехал за всё это время?
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Решение.
60 ∙ 3 + 70 ∙ 2 = 320 (км)
320 : 5 = 64 (км/ч)ср.скор.
Ответ: Проехал 320 км.
- Ребята, с этим заданием вы тоже справились, хочу предложить вам поучаствовать в викторине "Хочу всё знать".
- Однажды, в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруйте его название, расположив корни уравнений в порядке убывания.
Т. 90 * х = 6300 (70) Г. у : 60 = 600 (36000) И. 2500 : z = 5 (500)
Р. 90 + х = 6300 (6210) Ф. у - 60 = 600 (660) А. 2500 - z = 5 (2495)
36000 6210 2495 660 500 70
Г Р А Ф И Т
- А как вы думаете, используют ли это вещество в наши дни? Где?
- Ребята, графит - это минерал тёмно-серого или чёрного цвета, употребляется для изготовления карандашей, смазочных материалов. Обнаружили этот минерал в 1565 году.
- А в то время кусочками этого вещества пастухи стали метить овец, а торговцы делали подписи на корзинках.
- Молодцы!
IX. Итог урока.
- Чему научились на уроке? (Оценивать площадь)
- К какому выводу пришли? (Чтобы оценить площадь, нужно найти её границы и записать в виде двойного неравенства)
- Как найти "нижнюю границу"? (Найти целое количество квадратиков.)
- Как найти "верхнюю границу"? (Найти целое количество нецелых квадратиков и прибавить к «нижней границе».)
- Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание.
- Ребята, дома выполните № 2 на стр. 49, на с.52 №11 (а или б), № 7 стр. 50.
- Молодцы! Все свободны!