- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету Русский язык. 1 класс. Школа России
Рабочая программа по предмету Русский язык. 1 класс. Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лесных Н.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
СОГЛАСОВАНО
на научно-методическом совете
Протокол №1 от 25.08.2015г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 224-о от 27.08.2015г.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Начальное общее образование
2015-2016 учебный год
1В класс
Учитель Лесных Н.А.
-
Пояснительная записка
- развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2 - 3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
- моделировать объекты и процессы реального мира.
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
- различать второстепенные члены предложения -определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
6. Содержание учебного предмета Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Тематическое планирование
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
1
Добукварный период
23
Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге; адекватный выбор языковых и неязыковых средств устного общения (при инсценировании предложенных ситуаций); количество слов в предложении; соответствие интонационных средств смыслу предложений; на схеме место ударения в слове
Обсуждать свою новую социальную роль школьника
Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.
Составлять самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы.
Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет.
Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет.
Моделировать звуковой состав слова (количественный)
Составлять рассказ о серии сюжетных картинок; самостоятельно схемы простых предложений различной распространенности. Учиться соблюдать гигиенические требования при письме.
Контролировать свои действия в процессе работы.
Организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на парте
Различать направление линий в прописи.
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения Различать последовательность написания элементов буквы
2
Букварный период
80
Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов.
Определять количество звуков и их последовательность в словах; количество предложений в тексте.
Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов с названиями предметов.
Различать слоги и слова, слова и предложения.
Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.
Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове; за многозначностью слов (с опорой на иллюстрации в букваре).
Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения.
Читать и сравнивать слова, содержащие буквы е, ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов.
Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком - показателем мягкости.
Сравнивать произношение слов (содержащих жи - ши) с их написанием.
Различать слова с написанием с большой буквы.
Самостоятельно списывать печатный текст.
Давать письменный ответ на поставленный вопрос.
Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения.
Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками
учебного и бытого общения).
Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием (вежливых слов).
Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте.
3
Послебукварный период
12
4
Наша речь
2
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа - русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.
Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»
5
Текст, предложение, диалог
3
Различать текст и предложение.
Подбирать заголовок к тексту.
Составлять текст из деформированных предложений.
Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Выделять предложения из речи.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.
Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.
Различать диалог.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.
Писать слова в предложении раздельно.
Наблюдать над постановкой тире (-) в диалогической речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику
6
Слова, слова, слова…
4
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.
Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).
Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.
Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.
Использовать в речи «вежливые слова».
Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.
Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.
Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять текст по рисунку и опорным словам
7
Слово и слог. Ударение
6
Различать слово и слог.
Наблюдать над слоговой структурой различных слов.
Определять количество в слове слогов.
Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.
Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.
Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.
Классифицировать слова по количеству в них слогов.
Составлять слова из слогов.
Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).
Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).
Переносить слова по слогам.
Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.
Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
8
Звуки и буквы
35 Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знание алфавита при пользовании словарями. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.. Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны - слóн, трáва - трáвы). Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам. Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й']. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки. Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м']. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. Объяснять, как обозначена на письме твёрдость - мягкость согласного звука. Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб - дубы, снег - снега). Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание. Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки. Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произносить шипящие согласные звуки. Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш. Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.
Итого
165 ч
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература - Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык (1-4 классы): Баласс, 2011-2014. - Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2-4 классы. Вариант1,2/ Е. В. Бунеева. - М.: Баласс, 2013. - Горецкий В.Г., В.П. Канакина, (1-4 классы) Просвещение, 2011-2014 - Полякова А.В. «Русский язык» (1-4 классы) Издательский дом «Федоров»2012-2014 - Афанасьева Н.Н. Уроки русского языка в 4 классе. - Клио, 2009. - Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах; сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. - Стио пресс, 2008. - Кувашова И.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе. - Учитель, 2009. - Соловьёва З.И. Русский язык: карточки для 4 класса. - М. Русское слово, 2008. - Тикунова А.И. Сборник диктантов и творческих работ. - М. Просвещение, 2008. - Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2011. - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2011. - Горецкий В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - М.: Просвещение, 2014. - Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014. - Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Мои первые прописи. - Москва: АСТ: Астрель, 2014. - Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2013. Дополнительная литературв - Большая энциклопедия начальной школы. - М. ОЛМА - ПРЕСС, 2010. - Энциклопедия «Эрудит». - М. Мир книги, 2010 - Словари (орфографические, толковые, словообразовательные) (2008, 2010, 2013) Наглядные пособия: таблицы по русскому языку(1-4); Технические средства обучения: Интерактивная доска с проектором; персональный компьютер; принтер; мультимедийные цифровые образовательные ресурсы; диски к системе учебников «Школа России»; электронное интерактивное приложение «Русский язык 1- 4 классы. Повторение и контроль знаний».
Календарно-тематическое планирование по обучению письму
1 класс (115 ч, 5 ч в неделю)
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
По плану
Фактически
По плану
Фактически
Добукварный период (23 часа)
1
История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма
1
1.09
2
Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме
1
2.09
3
Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов
1
3.09
4
Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров
1
4.09
5
Письмо прямых наклонных линий
1
5.09
6
Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху
1
8.09
7
Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу
1
9.09
8
Письмо наклонных прямых с закруглением внизу
1
10.09
9
Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий
1
11.09
10
Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево)
1
14.09
11
Письмо линий с закруглением внизу и вверху
1
15.09
12
Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху
1
16.09
13
Строчная письменная буква а
1
17.09
14
Строчная и заглавная буквы а, А
1
18.09
15
Строчная и заглавная буквы о, О
1
21.09
16
Написание изученных букв
1
22.09
23.09
24.09
17
Строчная буква и
1
25.09
18
Заглавная буква И
1
28.09
19
Написание изученных букв
29.09
19
Строчная буква ы
1
30.09
Строчная буква ы
1
1.10
20
Закрепление написания изученных букв
1
02.10
21
Строчная буква у
1
5.10
22
Заглавная буква У
1
6.10
23
Закрепление написания изученных букв
1
7.10
Букварный период (80 часов)
24
Строчная буква н
1
8.10
25
Заглавная буква Н
1
9.10
26
Строчная и заглавная буквы с, С
1
12.10
27
Строчная и заглавная буквы с, С
1
13.10
28
Строчная и заглавная буквы с, С
14.10
28
Строчная буква к
1
15.10
29
Заглавная буква К
1
16.10
30
Строчная буква т
1
19.10
31
Заглавная буква Т
1
20.10
32
Закрепление написания изученных букв
1
21.10
34
Строчная буква л
1
22.10
35
Заглавная буква Л
1
23.10
36
Написание слов и предложений с изученными буквами
1
26.10
37
Строчная буква р
1
27.10
38
Заглавная буква Р
1
28.10
39
Строчная буква в
1
29.10
40
Заглавная буква В
1
30.10
41
Строчная буква е
1
09.11
42
Заглавная буква Е
1
10.11
43
Строчная и заглавная буквы е, Е
1
11.11
12.11
44
Написание слов и предложений с изученными буквами
1
12.11
45
Закрепление написания изученных букв
1
13.11
46
Строчная буква п
1
16.11
47
Заглавная буква П
1
17.11
48
Закрепление написания изученных букв
1
18.11
49
Строчная буква м
1
19.11
50
Заглавная буква М
1
20.11
51
Строчная буква з
1
23.11
52
Написание слов и предложений с изученными буквами
24.11
53
Заглавная буква З
1
25.11
54
Строчная буква б
1
26.11
55
Заглавная буква Б
1
27.11
56
Строчная и заглавная буквы б, Б
30.11
57
Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами
1
01.12
58
Строчная буква д
1
02.12
59
Заглавная буква Д
1
03.12
60
Строчная и прописная буквы д, Д
1
04.12
61
Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами
1
07.12
62
Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами
1
08.12
63
Строчная буква я
1
09.12
64
Заглавная буква Я
1
10.12
65
Строчная и заглавная буквы я, Я
1
11.12
66
Строчная буква г
1
14.12
67
Заглавная буква Г
1
15.12
68.
Строчная и заглавная буквы г, Г
1
16.12
69
Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу
1
17.12
70
Заглавная буква Ч, бозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу
1
18.12
71
Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу
1
19.12
71
Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
1
20.12
72
Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
1
15.12
73
Буква ь (мягкий знак) - знак мягкости. Буква ь в середине слова
1
16.12
74
Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук
1
17.12
75
Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук
1
18.12
76
Строчная
и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши
1
21.12
77
Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук
1
22.12
78
Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук
1
23.12
79
Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи
1
24.12
80
Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетаниями жи - ши
1
25.12
81
Строчная буква ё
1
28.12
82
Строчная буква ё, после согласных
1
29.12
83
Заглавная буква Ё
1
11.01
84
Строчная буква й. Слова с буквой й
1
12.01
85
Строчная буква й. Слова с буквой й.
1
13.01
86
Строчная буква х
1
14.01
87
Заглавная буква Х
1
15.01
88
Строчная и заглавная буквы х, Х.
1
18.01
89
Письмо слов и предложений с изученными буквами
1
19.01
90
Строчная буква ю
1
20.01
91
Заглавная буква Ю
1
21.01
92
Строчная и заглавная буквы ю, Ю
1
22.01
93
Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук
1
25.01
94
Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук
1
26.01
95
Строчная и заглавная буквы ц, Ц
1
27.01
96
Строчная буква э
1
28.01
97
Заглавная буква Э
1
29.01
98
Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу.
1
1.02
99
Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу.
1
2.02
100
Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу.
1
3.02
101
Строчная буква ф
1
4.02
102
Заглавная буква Ф
1
5.02
103
Буквы ь, ъ.
1
8.02
Послебукварный период (12 часов)
104
Алфавит. Звуки и буквы
1
9.02
105
Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста
1
10.02
106
Оформление предложений в тексте
1
11.02
107
Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?
1
12.02
108
Слова, отвечающие на вопросы:
что делать?что сделать?
1
15.02
109
Слова, отвечающие на вопросы:
какой?какая?какое?какие?
1
16.02
110
Правописание безударных гласных в корне слова
1
24.02
111
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
1
25.02
112
Правописание жи - ши
1
26.02
113
Правописание ча - ща, чу - щу
1
1.03
114
Правописание чк - чн, щн
1
2.03
115
Заглавная буква в именах собственных
1
3.03
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
1 класс (50 ч, 5 ч в неделю)
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Примечание
По плану
Фактически
По плану
Фактически
Наша речь (2 ч)
1
(116)
Наша речь.
1
4.03
2
(117)
Устная и письменная речь
1
7.03
Текст, предложение, диалог (3 ч)
3
(118)
Текст и предложение
1
8.03
4
(119)
Предложение
1
9.03
5
(120)
Диалог
1
10.03
Слова, слова, слова… (4 ч)
6
(121)
Роль слов в речи.
1
11.03
7
(122)
Слова-названия предметов, признаков, действий предметов и явлений.
1
14.03
8
(123)
Вежливые слова.
1
15.03
9
(124)
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова.
1
16.03
Слово и слог. Ударение (6 ч)
10
(125)
Слово как минимальная произносительная единица.
1
17.03
11
(126)
Деление слов на слоги.
1
18.03
12
(127)
Перенос слов
1
21.03
13
(128)
Упражнение в переносе слов.
1
22.03
14
(129)
Ударение
1
23.03
15
(130)
Ударные и безударные слоги
1
24.03
Звуки и буквы (34 часа)
16
(131)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
1
25.03
17
(132)
Звуки и буквы. Условные обозначения звуков.
1
4.04
18
(133)
Алфавит, или азбука. Значение алфавита.
1
5.04
19
(134)
Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями.
1
6.04
20
(135)
Гласные звуки и буквы
1
7.04
21
(136)
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
1
8.04
22
(137)
Слова с буквой э.
1
11.04
23
(138)
Ударные и безударные гласные звуки.
1
12.04
24
(139)
Особенности проверочного и проверяемого слова.
1
13.04
25
(140)
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
1
14.04
26
(141)
Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
1
15.04
27
(142)
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
1
18.04
28
(143)
Согласные звуки и буквы.
1
19.04
29
(144)
Слова с удвоенными согласными.
1
20.04
30
(145)
Слова с буквами И и Й
1
21.04
31
(146)
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
1
22.04
32
(147)
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
1
25.04
33
(148)
Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь.
1
26.04
34
(149)
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
1
27.04
35
(150)
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.
1
28.04
36
(151)
Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок.
1
29.04
37
(152)
Особенности глухих и звонких согласных звуков.
1
2.05
38
(153)
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
1
3.05
39
(154)
Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова.
1
4.05
40
(155)
Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.
1
5.05
41
(156)
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.
1
6.05
42
(157)
Шипящие согласные звуки.
1
10.05
43
(158)
Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.
1
11.05
44
(159)
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
12.05
45
(160)
Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши.
1
13.05
46
(161)
Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.
1
16.05
47
(162)
Заглавная буква в словах
1
17.05
48
(163)
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях.
1
18.05
49
(164)
Заглавная буква в кличках животных
1
19.05
50
(165)
Повторение
1
20.05
1 Изучается во всех разделах курса.
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа "желток", "железный".