- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования
Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усынина Е.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс.
Автор выступления: Е.В.Усынина
Одним из важных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу и в период перехода на ступень основного общего образования.
Начальная школа четыре года назад перешла на обучение по новым Федеральным стандартам. И в конце этого учебного года делает первый свой выпуск.
Перед нами стояла задача формирования УУД, а задача основного общего образования - развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые были заложены в начальной школе.
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса - технологию развития УУД.
Для того чтобы планировать работу, направленную на их формирование, необходимо в первую очередь понимать с чего начинать и куда двигаться. Любые действия учителя должны быть осмысленными.
Я коротко расскажу о том, как мы одолевали эту науку. Надеюсь, что это поможет учителям основной школы перейти на обучение по ФГОС второго поколения.
Мы начинали с изучения литературы по ФГОС.
Изучив сам Федеральный стандарт, мы поняли, что задача начальной школы - получить на выходе из 4-го класса выпускника, соответствующего заданной государством модели.
С какими результатами должен уйти от нас выпускник, чётко прописано в книге «Планируемые результаты начального общего образования».
Дальше нужно было разобраться в том, что такое УУД, какими они бывают научиться их видеть, находить в той или иной учебной и внеучебной ситуации, понять, как их формировать. Разобраться в этом нам помогла книга «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и практикумы, проводимые на заседаниях кафедры.
Научиться оценивать и отслеживать результаты формирования УУД, помогла брошюра «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Данный материал мы представляли на открытом заседании кафедры.
Далее была составлена «Программа формирования УУД на ступени начального общего образования». Внесены изменения в рабочие программы по предметам и по внеурочной деятельности в том числе, ведь формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность тоже. В этом нам помогли книги «Примерные программы начального общего образования» и «Внеурочная деятельность школьников».
А дальше началась кропотливая работа.
На этом пути возникали определённые трудности, связанные в большей степени с формированием личностных УУД. Мы старались сделать всё, что было в наших силах, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. А именно:
Проблема
Решение
ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию
проведение тематических родительских собраний;
индивидуальной работы с родителями
увеличивается число «интеллектуально пассивных» детей с трудностями в обучении, не умеющих работать самостоятельно, и просто проблемных детей
использование на уроках активных форм и методов обучения - методический конструктор (книга А.Гина);
индивидуальная работа после уроков; помощь психолога и логопеда;
современные дети мало читают. Телевидение и Интернет вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные со сложностями смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения
приём «жужжащее чтение» перед уроками;
внеурочная деятельность, например курс «Успешное чтение»,
использование на уроках технологии смыслового чтения;
конкурсы типа «Лучший чтец класса», «Самый читающий ученик».
тексты учебников «Литературное чтение» ОС «Школа 2100» не в полной мере способствуют духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию, т.к. в них неудачно подобраны произведения (хоббиты, мумми-тролли), которые невозможно проанализировать, выделить главную мысль, т.к. они ничему не учат
Проблему решаем за счёт уроков внеклассного чтения, стараемся включать произведения советских авторов, которые учат дружбе, взаимовыручке, состраданию и т.д.
(В.Осеева, Н.Носов, М.Пришвин, В.Драгунский)
Надеемся, что учителя основной школы подхватят наши начинания, продолжат работу по формированию УУД, и к концу 11-го класса мы увидим таких выпускников, как на слайде «Портрет выпускника».
А для того, чтобы процесс преемственности прошёл более гладко, учителям будущих 5-х классов не помешает помощь учителей начальной школы.
В чём заключается эта помощь?
-
На каждого выпускника будет написана психолого-педагогическая характеристика. Это поможет классным руководителям 5-х классов заочно ещё до 1 сентября познакомиться с обучающимися.
-
Каждый выпускник начальной школы будет иметь портфолио, в котором просматривается развитие ученика за весь период обучения в начальной школе, видны все его учебные и внеучебные достижения.
-
В помощь учителям мы приготовили памятки «Действия учителя при формировании УУД» (Приложение №1).
-
С целью соблюдения преемственности предлагаем учителям будущих 5-х классов создать кейс на тему: «Деятельность учителя-предметника по развитию УУД в 5 классе» (Приложение №2).
Подводя итог сказанному, хочу высказать пожелание:
«Станьте творцами и тогда каждый новый шаг в вашей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка».
Желаем вам успеха! Спасибо за внимание!
Приложение №1
Действия учителя при формировании УУД
- Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
- Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
- Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
- Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
- Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
- Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
- Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - "чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока".
- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
- Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
- Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
- Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
- Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
- Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
- Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
- Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
- Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка - это нормально. Главное -уметь учиться на ошибках.
- Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
- Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
- Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
- Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
- Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
- Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
- Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
- Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
- Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
- Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
- Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- Учитель учит детей планировать свой досуг.
- Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
- Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»
- «Карта достижений» может помочь учащимся:
- Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.
- Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.
- Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
- «Карта знаний и достижений» может стать средством:
- Планирования;
- Удержания предметной логики в течение учебного года;
- Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.
Приложение №2
Кейс - метод ситуационного анализа.
Тематическое поле кейсов:
Преемственность в формировании ККД из начальной школы в среднее звено.
Тема кейсов:
деятельность учителя-предметника по развитию УУД в 5 классе.
Цель кейсов:
Определить уровень готовности учителей-предметников к организации целенаправленного формирования УУД учащихся в границах метапредметного курса (предмета)
Учителя начальной школы совместно с учителями предметниками составляют таблицу «Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс». Вместо знака вопроса учителя должны вписать технологии развития УУД, используемые на уроках в 5 классе для соблюдения преемственности.
Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс.
Деятельность выпускника начальной школы
Деятельность учителя по развитию УУД
Деятельность ученика основной школы ( 5 класс)
Регулятивные УУД:
1. Определить цель (проблему) и план действий
Проблему учебной деятельности, урока
?
Проблему учебной деятельности, урока, проекта
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов
?
Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов, самостоятельно использовать средства достижения цели.
2. Действовать по плану, решая проблему
По ходу работы. сверять свои действия с целью ,находить и исправлять ошибки с помощью учителя
?
По ходу работы. сверять свои действия с целью ,находить и исправлять ошибки с помощью учителя самостоятельно
3. Оценивать результат действий
Осознавать причины своего успеха или неуспеха в привычной ситуации на уроке.
?
Осознавать причины своего успеха или неуспеха в привычной ситуации на уроке самостоятельно
Определять степень успешности выполненной работы исходя из имеющихся критериев.
?
Определять степень успешности выполненной работы исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Личностные УУД:
1. Оценивать ситуации и поступки
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки.
?
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки, неоднозначные поступки, решая моральные противоречия.
Определять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях.
?
Определять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях, в неоднозначно оцениваемых ситуациях.
2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.
?
Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты, ближайшие цели саморазвития.
3. Самоопределяться в жизненных ценностях
Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с историей, культурой, судьбой народа и страны, сопереживать и проявлять эти чувства в добрых поступках.
?
Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с историей, культурой, судьбой народа и страны, сопереживать и проявлять эти чувства в добрых поступках, осознавать себя гражданином России и частью своего мира
Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимая наказание.
?
Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимая наказание, добровольно возлагать на себя наказание
Формулировать правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России.
?
Формулировать правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России. вырабатывать в противоречивых, конфликтных ситуациях правила поведения для преодоления конфликта
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию
Предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг
?
Предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг, в несколько шагов.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации
( материалы учебника, словарей, энциклопедий).
?
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации
( материалы учебника, словарей, энциклопедий),справочники, электронные диски.
2. Перерабатывать информацию
Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия.
?
Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия
Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины, выявлять их следствия, формулировать цепочки правил(если… то…)
Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта.
?
Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей.
3. Представлять информацию
В развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы
?
В развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сжатого плана.
Коммуникативные УУД:
1. Доносить свою позицию до собеседника
Высказывать своё мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы
Высказывать своё мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы, подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая своё мнение.
2. Понимать других людей
Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя
?
Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, самостоятельно
Понимать смысл текстов, высказываний, формулировать главную мысль с помощью учителя
?
Понимать смысл текстов, высказываний, формулировать главную мысль с помощью учителя, самостоятельно вычитывать информацию из текста
3. Сотрудничать с другими людьми
Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективные решения.
?
Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективные решения, прогнозировать последствия коллективных решений
Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относится к позиции другого
?
Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относится к позиции другого, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций