Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс.


Автор выступления: Е.В.Усынина


Одним из важных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу и в период перехода на ступень основного общего образования.

Начальная школа четыре года назад перешла на обучение по новым Федеральным стандартам. И в конце этого учебного года делает первый свой выпуск.

Перед нами стояла задача формирования УУД, а задача основного общего образования - развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые были заложены в начальной школе.

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса - технологию развития УУД.

Для того чтобы планировать работу, направленную на их формирование, необходимо в первую очередь понимать с чего начинать и куда двигаться. Любые действия учителя должны быть осмысленными.

Я коротко расскажу о том, как мы одолевали эту науку. Надеюсь, что это поможет учителям основной школы перейти на обучение по ФГОС второго поколения.

Мы начинали с изучения литературы по ФГОС.

Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования Изучив сам Федеральный стандарт, мы поняли, что задача начальной школы - получить на выходе из 4-го класса выпускника, соответствующего заданной государством модели.

Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования

С какими результатами должен уйти от нас выпускник, чётко прописано в книге «Планируемые результаты начального общего образования».

Дальше нужно было разобраться в том, что такое УУД, какими они бывают научиться их видеть, находить в той или иной учебной и внеучебной ситуации, понять, как их формировать. Разобраться в этом нам помогла книга «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и практикумы, проводимые на заседаниях кафедры.

Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования

Научиться оценивать и отслеживать результаты формирования УУД, помогла брошюра «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Данный материал мы представляли на открытом заседании кафедры.

Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования

Далее была составлена «Программа формирования УУД на ступени начального общего образования». Внесены изменения в рабочие программы по предметам и по внеурочной деятельности в том числе, ведь формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность тоже. В этом нам помогли книги «Примерные программы начального общего образования» и «Внеурочная деятельность школьников».

А дальше началась кропотливая работа.

На этом пути возникали определённые трудности, связанные в большей степени с формированием личностных УУД. Мы старались сделать всё, что было в наших силах, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. А именно:

Проблема

Решение

ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию

проведение тематических родительских собраний;

индивидуальной работы с родителями

увеличивается число «интеллектуально пассивных» детей с трудностями в обучении, не умеющих работать самостоятельно, и просто проблемных детей

использование на уроках активных форм и методов обучения - методический конструктор (книга А.Гина);

индивидуальная работа после уроков; помощь психолога и логопеда;

современные дети мало читают. Телевидение и Интернет вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные со сложностями смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения

приём «жужжащее чтение» перед уроками;

внеурочная деятельность, например курс «Успешное чтение»,

использование на уроках технологии смыслового чтения;

конкурсы типа «Лучший чтец класса», «Самый читающий ученик».

тексты учебников «Литературное чтение» ОС «Школа 2100» не в полной мере способствуют духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию, т.к. в них неудачно подобраны произведения (хоббиты, мумми-тролли), которые невозможно проанализировать, выделить главную мысль, т.к. они ничему не учат

Проблему решаем за счёт уроков внеклассного чтения, стараемся включать произведения советских авторов, которые учат дружбе, взаимовыручке, состраданию и т.д.
(В.Осеева, Н.Носов, М.Пришвин, В.Драгунский)

Надеемся, что учителя основной школы подхватят наши начинания, продолжат работу по формированию УУД, и к концу 11-го класса мы увидим таких выпускников, как на слайде «Портрет выпускника».

Формирование УУД на ступени начального общего и основного образования

А для того, чтобы процесс преемственности прошёл более гладко, учителям будущих 5-х классов не помешает помощь учителей начальной школы.

В чём заключается эта помощь?

  1. На каждого выпускника будет написана психолого-педагогическая характеристика. Это поможет классным руководителям 5-х классов заочно ещё до 1 сентября познакомиться с обучающимися.

  2. Каждый выпускник начальной школы будет иметь портфолио, в котором просматривается развитие ученика за весь период обучения в начальной школе, видны все его учебные и внеучебные достижения.

  3. В помощь учителям мы приготовили памятки «Действия учителя при формировании УУД» (Приложение №1).

  4. С целью соблюдения преемственности предлагаем учителям будущих 5-х классов создать кейс на тему: «Деятельность учителя-предметника по развитию УУД в 5 классе» (Приложение №2).

Подводя итог сказанному, хочу высказать пожелание:

«Станьте творцами и тогда каждый новый шаг в вашей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка».

Желаем вам успеха! Спасибо за внимание!



Приложение №1




Действия учителя при формировании УУД


  1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
  2. Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.
  3. Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
  4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
  6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
  8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - "чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока".
  9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
  10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
  11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
  12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
  13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка - это нормально. Главное -уметь учиться на ошибках.
  18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать.
  21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.
  22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
  26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
  28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.
  29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.
  30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.
  31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
  32. Учитель учит детей планировать свой досуг.
  33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность.
  34. Одним из самых эффективных приёмов является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений»
  35. «Карта достижений» может помочь учащимся:
  36. Сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач.
  37. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете.
  38. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.
  39. «Карта знаний и достижений» может стать средством:
  40. Планирования;
  41. Удержания предметной логики в течение учебного года;
  42. Рефлексии индивидуального пути движения в учебном предмете.





Приложение №2

Кейс - метод ситуационного анализа.

Тематическое поле кейсов:

Преемственность в формировании ККД из начальной школы в среднее звено.

Тема кейсов:

деятельность учителя-предметника по развитию УУД в 5 классе.

Цель кейсов:

Определить уровень готовности учителей-предметников к организации целенаправленного формирования УУД учащихся в границах метапредметного курса (предмета)

Учителя начальной школы совместно с учителями предметниками составляют таблицу «Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс». Вместо знака вопроса учителя должны вписать технологии развития УУД, используемые на уроках в 5 классе для соблюдения преемственности.

Соблюдение преемственности в деятельности учителей по формированию и развитию УУД при переходе в 5 класс.


Деятельность выпускника начальной школы

Деятельность учителя по развитию УУД

Деятельность ученика основной школы ( 5 класс)

Регулятивные УУД:

1. Определить цель (проблему) и план действий

Проблему учебной деятельности, урока

?

Проблему учебной деятельности, урока, проекта

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов

?

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных вариантов, самостоятельно использовать средства достижения цели.

2. Действовать по плану, решая проблему

По ходу работы. сверять свои действия с целью ,находить и исправлять ошибки с помощью учителя

?

По ходу работы. сверять свои действия с целью ,находить и исправлять ошибки с помощью учителя самостоятельно

3. Оценивать результат действий

Осознавать причины своего успеха или неуспеха в привычной ситуации на уроке.

?

Осознавать причины своего успеха или неуспеха в привычной ситуации на уроке самостоятельно

Определять степень успешности выполненной работы исходя из имеющихся критериев.

?

Определять степень успешности выполненной работы исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.

Личностные УУД:

1. Оценивать ситуации и поступки

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки.

?

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные поступки, неоднозначные поступки, решая моральные противоречия.

Определять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях.

?

Определять оценку поступка от оценки самого человека в однозначно оцениваемых ситуациях, в неоднозначно оцениваемых ситуациях.

2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты.

?

Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, цели и результаты, ближайшие цели саморазвития.

3. Самоопределяться в жизненных ценностях

Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с историей, культурой, судьбой народа и страны, сопереживать и проявлять эти чувства в добрых поступках.

?

Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с историей, культурой, судьбой народа и страны, сопереживать и проявлять эти чувства в добрых поступках, осознавать себя гражданином России и частью своего мира

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимая наказание.

?

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимая наказание, добровольно возлагать на себя наказание

Формулировать правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России.

?

Формулировать правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России. вырабатывать в противоречивых, конфликтных ситуациях правила поведения для преодоления конфликта

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию

Предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг

?

Предполагать какая информация нужна для решения задачи в один шаг, в несколько шагов.

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации

( материалы учебника, словарей, энциклопедий).

?

Отбирать необходимые для решения задачи источники информации

( материалы учебника, словарей, энциклопедий),справочники, электронные диски.

2. Перерабатывать информацию

Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия.

?

Анализировать и обобщать факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия

Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины.

Устанавливать причинно-следственные связи явлений, определять причины, выявлять их следствия, формулировать цепочки правил(если… то…)

Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта.

?

Создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта, обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей.

3. Представлять информацию

В развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы

?

В развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сжатого плана.

Коммуникативные УУД:

1. Доносить свою позицию до собеседника

Высказывать своё мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы

Высказывать своё мнение в монологе, диалоге, устно, письменно, приводя аргументы, подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая своё мнение.

2. Понимать других людей

Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя

?

Вычитывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, самостоятельно

Понимать смысл текстов, высказываний, формулировать главную мысль с помощью учителя

?

Понимать смысл текстов, высказываний, формулировать главную мысль с помощью учителя, самостоятельно вычитывать информацию из текста

3. Сотрудничать с другими людьми

Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективные решения.

?

Работать в паре, группе в разных ролях (лидер, исполнитель, критик), распределять роли, организовывать взаимодействие, принимать коллективные решения, прогнозировать последствия коллективных решений

Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относится к позиции другого

?

Предотвращать и преодолевать конфликты, уважительно относится к позиции другого, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций


© 2010-2022