Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор проекта

Ирина Валерьевна Блохина,

учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей №159» Советского района г. Казани

Название проекта

«Живой лес»

Предмет

окружающий мир

Краткая аннотация проекта

В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с расположением зоны лесов, животными и растениями леса, познакомятся с ролью леса в природе и жизни людей.

Учащиеся разделены на группы: географы, зоологи, ботаники, экологи.

Результатом работы будут: презентация, рисунки, фотографии. Дети составят правила

поведения в лесу.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что спасает нашу Землю?

Проблемные вопросы

Чем различаются части зоны лесов?

Чем отличается растительный мир в разных частях зоны лесов?

Чем отличается животный мир в разных частях зоны лесов?

Какова роль леса в природе и жизни людей?

Учебные вопросы

Где в нашей стране находится зона лесов?

Почему деревья в лесу растут этажами?

Какое значение имеет лес для природы и человека?

Какие растения и животные населяют леса?

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

-определять по карте части зоны лесов;

- соотносить части зоны лесов с растениями и животными их населяющими;

- понимать значение леса в природе и жизни людей;

- участвовать в мероприятиях по охране лесов и их обитателей.

Ход работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Погружение в проект.

Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова).

- Отгадайте загадку:

Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны. (Лес)

- Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою!

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

- А что интересного вам хотелось бы узнать о лесе?

-Что такое лес?

-Чем различаются части зоны лесов?

-Чем отличаются животные в разных частях леса?

-Чем отличается растительный мир в разных частях зоны лесов?

-Какое значение имеет лес для природы и человека?

- Чтобы ответить на эти вопросы вы можете поработать в группах.

1группа - географы

2 группа - ботаники

3 группа - зоологи

4 группа - экологи

Учитель организует просмотр и прослушивание.

Задаёт вопросы, подводит к пониманию темы проекта.


Учитель предлагает назвать интересные вопросы по теме и записать их

Обобщает перечень вопросов и формулирует несколько тем.

Организует объединение детей в творческие группы.

Дети смотрят, слушают.

Отвечают на вопросы, размышляют.

Называют вопросы, на которые хотели бы найти ответ.



Выбирают темы и объединяются в группы.

Этап 2. Планирование деятельности. НПроектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лесапоминаю, что вся работа над проектом в группе идет по правилам:

Правила работы в группе.

  1. Выбрать руководителя группы.
  2. Познакомиться с вопросами, которые будут предложены для обсуждения.
  3. Подобрать источники, с которыми группа будет работать на уроке (словари, энциклопедии и т.д.)
  4. Составить краткий план ответа на вопрос, обязательно включив объяснение основных понятий, новых слов, даты, найти географические объекты на карте и т.д.
  5. Обсудить текст выступления, определить выступающих от группы.
  6. Уметь слушать товарища, дополнять, уточнять, вести обсуждение корректно.
  7. Руководитель группы вместе со всеми ребятами подводит итоги работы в группе.

Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

Карточка - помогайка для «географов»

  1. Где находится зона лесов на карте?

  2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

  3. Какая у зоны лесов земная поверхность?

  4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

  5. На какие части можно разделить лесную зону? Сравнить их по площади.

Карточка - помогайка для «зоологов»

  1. Кто живёт в лесной зоне?

  2. Птицы и животные тайги, что их объединяет.

  3. ЖПроектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лесивотный мир смешанного и широколиственного леса.

Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

Карточка - помогайка для «ботаников»

  1. Определить части лесной зоны.

  2. Природные условия в этих лесах.

  3. Растения тайги, что их объединяет?

  4. Растения смешанного

и широколиственного леса, что их объединяет?

Карточка - помогайка для «экологов»

Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

  1. Чем является лес для человека?

  2. Для кого лес является домом?

  3. Чему лес является защитником?

  4. О чём должны помнить

люди, приходя в лес?

Список литературы.

1. Зотов В. Лесная мозаика. - М.; Просвещение, 1993г.

2. Муковникова О.Г. Природоведение. 4 класс. Учитель АСТ. Волгоград, 2002г.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.; Просвещение, 1991г.

4. Рубцов В.Г. Зелёная аптека. Издание 2. Лениздат, 1984г.

5. Энциклопедия. Я познаю мир. Растения. Животные. - М.; Астрель, 2002г.

6. Учебник «Окружающий мир»

Критерии оценивания

презентации

Тема_________________________________________

Критерий

Баллы (1-5)

Комментарий

Оформление (стиль, эстетичность, яркость, соответствие содержанию)

Читаемость текста

Грамотность

Последовательность изложения материала

Подбор изображений (привлекательность, соответствие содержанию)

Законченность

Представление работы

Итог

Знакомит класс с этапами проекта, сроками работы.



Помогает составить план работы каждой группы.



Советует, где и как найти нужную информацию.


Обговаривает с детьми критерии оценки результатов работы групп.

Члены каждой группы составляют план работы, определяют ответственных за поиск материала определяют конечный результат работы группы: газета, презентация, выставка рисунков, доклад и т.п.

Лист планирования работы в группе.

---------------

Цель:

Задачи:

Это мы знаем:

Нам нужно найти:

Источники информации:

Необходимы консультации:

Организатор группы:

Распределение обязанностей:

1.

2.

3.

4.

Предстоящая работа:

Проделанная работа:

Итоги работы:

Этап 3. Реализация плана. Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес







Вам предстоит поработать с: картой, атласом - определителем, гербарием, дополнительной литературой, компьютером. Желаю успеха!!!

Учитель работает последовательно с каждой группой: наблюдает, советует, оказывает помощь, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Члены каждой группы работают по своему плану. Собирают материал, выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление.









Координирует работу групп, каждого ученика.

Готовят выставку рисунков, фотографий

Создают презентацию.

Выпускают газету.

Готовят выступления.

Этап 5. Презентация результатов.

Мы снова обращаемся к нашим вопросам:

-Что такое лес?

-Чем различаются части зоны лесов?

-Чем отличаются животные в разных частях леса?

-Чем отличается растительный мир в разных частях зоны лесов?

-Какое значение имеет лес для природы и человека?


Каждая группа подготовила ответы на один из этих вопросов. Итак, мы отправляемся на экскурсию в лесную зону. Слово группе «географов» Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

На следующий вопрос предлагаем ответить группе «зоологов» Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес - А насколько разнообразен растительный мир этой природной мы узнаем у «ботаников». Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

1. Ярус расположенный под деревьями.

2. Сообщество всех обитателей леса тесно связанных между собой.

3. Растения образующие самый верхний ярус.

4. Ярус, где произрастают мхи и лишайники.

5. Ими питаются многие лесные животные.

6. Гриб, которым лечится лось.

7. Ниже кустарничков произрастают ... .

8. Ярус, ниже яруса кустарников.

9. Грибы способствуют ... растительных остатков в лесу.

10. «Этажи» в лесу.

- А вот теперь ответить на самый главный вопрос человечества «Что спасет нашу землю?» предстоит «экологам». Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лесПроектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лесПроектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес















Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

Учитель организует просмотр и прослушивание, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет. Задаёт вопросы, подводит к определению темы занятия.

Отвечают на вопросы.

Защищают работу своей группы.

Участники группы «географов» показывают зону лесов и рассказывают о ней по карте, сообщают ее точное расположение, делят на части (тайга, смешанные леса, широколиственные леса)

Участники группы «зоологов» рассказывают об особенностях животного мира зоны лесов, показывают подготовленные фотографии и рисунки.



«Ботаники» представляют выступление с презентацией "Растительный мир зоны лесов» и предлагают остальным группам разгадать кроссворд.





Группа «экологов» рассказывают о значении леса для человека и об экологических проблемах лесов в современном мире. Во время выступления они вместе с другими ребятами формулируют и фиксируют с помощью условных знаков правила поведения в природе, оформляя плакат- «Береги природу!», делают выводы и раздают всем памятки «Правила поведения в лесу»





Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

- А теперь подведем итоги того "Как мы работали над проектом"


Самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе.

ФИО ученика---------------------------------

Вместе с родителями я подобрал нужные картинки

Замечательно

Хорошо

Я мог бы сделать лучше

Я внимательно слежу за изменениями в природе

Я внимательно слушал рассказы других учеников

Я написал сочинение

Я придумал загадки

Я нарисовал рисунки

Я сделал кормушки





Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: •коллективного обсуждения;

• самоанализа.



Подведение итога совместной работы над проектом. Сегодня мы так много узнали о жизни леса! Закончить нашу совместную работу хочется словами Душана Родовича:


"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни".
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!

А чтобы животным жилось хорошо, надо беречь наши леса, где они живут.

Все вместе:

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте лесные голоса!
Звери просят помощи - не троньте -
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки,
От пожаров с дымом до небес.
Люди мира, будьте зорче втрое
Берегите лес! Берегите!

Проектная деятельность на уроке окружающего мира Живой лес

Творческое задание - написать обращение к людям нашей планеты на тему «Берегите!»


Подводит итоги проделанной работы, дает установки на положительное отношение к природе, дает творческое задание Заканчивают работу над проектом творческим заданием, организуют выставку.


© 2010-2022